Управленческие уровни инновационного менеджмента

Раздел 1. Инновационный менеджмент как специфическая форма управленческой деятельности

Инновационный менеджмент

 

 

Курс лекций для студентов специальности

«Менеджмент организации», бакалавриат «Менеджмент», «Экономика»

 

Магнитогорск

 

Цели и задачи курса. Становление теории инноватики и ее современные концепции. Цикличность и закономерности развития.

Инновационный менеджмент: понятие, сущность, цели, задачи, функции, уровни, методы и подходы.

Стратегические аспекты инновационного менеджмента.

Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности.

 

Циклический характер инновационного процесса и его дифференциация по отдельным этапам связаны с общими закономерностями процесса экономического развития. К таким циклам относятся: циклы технологических волн, циклы экономического развития отдельных стран, циклы экономического развития отдельных отраслей и предприятий, жизненный цикл конкретного изделия.

 
 


Рис. 1. Эволюция технологических волн Н. Кондратьева

 

В настоящее время одной из важнейших задач управления становится повышение инновативности компаний, а именно – их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствованной старой продукции, внедрения новых технологий, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного планирования, использования новейших маркетинговых стратегий.

Как результат, инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпораций.

Инновационный менеджмент– представляет собой особый вид управленческой деятельности по определению направлений, организации и координации разработки и внедрения коммерциализуемых материально – технологических новшеств, т.е. инноваций.

Цель инновационного менеджмента –обеспечение долгосрочного эффективного функционирования предприятия на рынке.

Задачи: -увеличение рыночной доли;

-выход на новые целевые рынки;

-создание имиджа гибкой инновативной компании;

- продление или сокращение ЖЦТ основного ассортимента;

- диверсификация деятельности.

Инновационный менеджмент в своей конкретной сфере приложения реализует основные функции управления: анализ, целеполагание, мотивацию, организацию, координацию, контроль и регулирование.

Эти функции реализуются на трех уровнях инновационного менеджмента: стратегическом, тактическом и оперативном (табл. 1.).

 

Таблица 1

Управленческие уровни Управленческие функции Основные задачи Сфера компетенции
Стратегический Анализ, целеполагание, мотивация, контроль -определение места ИД в стратегии предприятия; - определение направлений ИД; - обеспечение инновативности организации. Высшее руководство
Тактический Все Планирование и управление инновационного проекта   Руководство инновационного подразделения
Оперативный Организация, координация, регулирование, контроль В рамках инновационного проекта и его этапов Руководитель и менеджеры проекта

 

Говоря об инновационном менеджменте как о специфическом виде управленческой деятельности, необходимо отметить значение стратегической компоненты, т.к. инновационный характер свойствен любому стратегическому решению.

Рассматривая механизм стратегического управления, можно сказать, что на каждом из его уровней инновационная составляющая выступает приоритетной:

первый уровень – товарно – рыночные стратегии, предполагают определение общего направления развития предприятия. Инновационная составляющая проявляется при выборе стратегии развития товара или стратегии диверсификации, т.к. они предполагают разработку и освоение продукт – инновации. Кроме того, традиционные товары могут производиться с использованием новых технологий.

второй уровень – конкурентные стратегии: определение условий конкурентного преимущества. Инновационные стратегические решения направлены, в основном на выравнивание технического уровня производства (повышение производительности труда, снижение затрат, совершенствование технического уровня вспомогательных производств).

третий уровень – функциональные стратегии: определение направлений деятельности функциональных подразделений.

Стратегические аспекты инновационного менеджмента можно представить в виде схемы (рис. 2.).

 
 

 


Рис. 2. Стратегические этапы инновационного менеджмента

Инновационную деятельность можно рассматривать с различных подходов (рис. 3.)

 

 

 


Рис. 3. Подходы инновационного менеджмента

 

 

 
 

 

 


Рис. 4. Методы инновационного менеджмента

 

 

Государственное регулирование играет серьезную роль в стимулировании инновационной активности фирм. Существует несколько причин, по которым государство обязано и заинтересовано участвовать в инновационных процессах компаний. Это:

· особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций;

· высокая степень неопределенности и риска при реализации инновационных проектов;

· потребность в дополнительных активах;

· экологический и социальный аспект.

 

 

 


Рис. 5. Государственное регулирование инновационной деятельностью