Тема 1. Мордовский край в древности.

1. Первобытный строй на территории Мордовского края.

2. Основные занятия древней мордвы.

3. Языческие верования древне-мордовских племен.

 

1) Первобытный строй на территории Мордовского края.

 

Мордва – народ финно – угорской языковой семьи. Прародиной финно-угров были районы в Приуралье и Волгокамье, где в VI – IV тыс. до н.э. существовала приуральская этническая общность, которая в сер. IV раскололась на прафинно-угров и прасамодийцев.

Археологические находки эпохи неолита (V – III тыс. до н.э.) свидетельствуют о том, что человек пользовался каменным шлифованным топором, луком, без использования гончарного круга лепил глиняную посуду, занимался ткачеством на простейшем ткацком станке (стоянка «Зимняя шишка» у с. Баево Алатырского р-она)

В эпоху бронзы на территории бассейна реки Суры существовали поселения в окрестностях современных сел Алово, Сабанчеево, Дюрки, Киржеманы, найдены курганные захоронения около с. Атяшево, Козловка, Андреевка. Этот период характеризуется дальнейшим совершенствованием орудий труда, переходом к металлу, утверждением земледелия и скотоводства.

На территории Присурья возникает финно-угорское сообщество, которое к I тыс. до н.э. сложилось в т.н. городецкую культуру. (Название – от города Городец Рязан. Обл., где было раскопано первое городище. На Суре первоепоселение такого типа было раскопано П. Степановым у с. Сайнино Дубенского р-н).

Древние племена городецкой культуры занимались в основном скотоводством (коровы, лошади, свиньи), охотой и рыболовством. Земледелие играло подсобную роль (подсечное.) Здесь существовал патриархально – родовой строй (женщины не совсем еще утратили главных позиций ). Орудия труда – из кости животных.

Характерные типы поселений – городища, укрепленные массивными стенами, возводившиеся на труднодоступных местах. Жили люди в землянках, внутри которых – глинобитные выступы (нары) и очаг.

На рубеже нашей эры городецкая культура переросла в древнемордовскую. Эти племена расселились на обширных пространствах Волго-Окского междуречья, в основном в лесном массиве.

Племена состояли из патриархальных семей, во главе – куд-атя. Во главе рода – покштяй (большой старик). Несколько родов складывались в поселение – веле. Во главе племени – текштяй или тюштя ( верхушка, старик) – старейшина.

Первые письменные упоминания о мордве относятся к 551 году, византийский епископ Иордан в книге «О происхождении и деяниях гетов» упоминает племя Морденс (Александр Македонский покорил его в числе прочих племен). В VI веке упоминается мордва и в русских источниках («земля мордовская»). Мордва активно контактировала со скифами, сорматами, тюркскими и славянскими племенами.

2) Основные занятия древней мордвы.

На рубеже I – II тыс. н.э. эрзя проживала в основном на севере мордовских земель, мокшане – на юге. Западные соседи – славяне, позже – русские; северо-восточные – марийцы (черемисы), восточные – булгары и чуваши; с юга – печенеги, позже половцы, еще позже татары.

Древнемордовские племена занимались земледелием (сеяли ячмень, полбу, горох). Пользовались косой, серпами, мотыгой. Позже появляется плуг с железным лемехом – сабан или кереть. Долго практиковалась переложная система земледелия. Большое значение имели также скотоводство (коровы, лошади, свиньи, овцы), охота, рыболовство и бортничество. В лесах – медведь, волк, зубр, лось, косуля, куница, … из птиц – глухарь, тетерев, рябчик, сокол, лебедь, ястреб и т.д.

У мордвы была развита древняя металлургия, основным сырьем для которого служили болотные, озерные и дерновые руды в поймах рек Оки, Мокши и Суры. Особенно много железной руды добывалось в бассейне Сивини (до XVIII века).

С соседними племенами торговали пушниной, медом, рыбой, изделиями ремесла (ювелирное дело, кузнечное, прядение, ткачество, обработка кожи, дерева, кости). Мордва обозначала свою собственность особыми знаками – знаменами (теште). С X века – появляются деньги – ур (белка).

3) Языческие верования древне-мордовских племен.

 

У древних мордовских племен не существовало единого бога. Много божеств женского рода, что свидетельствует о пережитках матриархата, строе, при котором женщины играли главную роль в хозяйственной и общественной жизни.

Вирь-ава – богиня леса, Ведь-ава – воды, Варма-ава – ветра,

Норов-ава – богиня поля, Мода-ава (Мастор-ава) – богиня земли, Тол-ава – огня, Куд-ава – дома.

Боги – добрые и злые одновременно, их нужно ублажать, задабривать. Моляны устраивались на полях, в лесу, у воды, … В них принимали участие только женщины, потом – только мужчины. На молянах приносились жертвы – обычно животное, мясо которого предназначалось богине.

Был хаос. Могучий Чам-Паз. Он сотворилд птицу, она принесла ему со дна океана кусочек ила – получилась земля, из другого ила – горы. Земля укрепилась на спинах 3 рыб. Чам-паз создал и небо, раскинул по нему камни – Млечный путь. На земле выролсо дерево, на него села птица и снесла яйцо. СоздалЧам-паз 2-х богов – Идемевсь(воплощение зла) и Анге-патяй(мать-богиня). Птица родила 3-х богинь ведь-аву, Вирь-аву и норов-аву. Чам-паз шел по лесу, видел пенек, попросил его принести себе воды. Пенек зашевелился, появились руки, ноги, глаза и появился человек.