АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА
Двадцатый век ознаменовался множеством нововведений в искусстве и литературе, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой - породив новое искусство - авангардизм (от фр. avant - передовой и gard - отряд), или модернизм (от лат. modernus - новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо време-
ни- По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции,
течения, школы и деятельность отдельных мастеров XX в., отказавшихся от прежней изобразительной формы, порвавших с понятием стиля как целостности формы, пространства, плоскости, цвета и провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.
Художественная культура переживала невиданный до сих пор грандиозный распад на резко различные движения. Возникли формы, отсутствующие в природе и присущие только искусству. Изобразительное искусство отошло от «копирования натуры»: акцент делался на создание формы, отражающей духовную сторону природы, невидимую, а следовательно, и неизобразимую.
В этих бурных и многочисленных художественных движениях можно выделить несколько основных: фовизм, экспрессионизм, абстрактивизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, пуризм, орфизм, конструктивизм,
Фовизм (от фр, les fauves - дикие) основывался на необычной яркости цвета и нарочитой огрубленности формы, Фовисты максимально усиливали выразительность цветового пятна за счет контраста с дополнительными тонами, не заботясь о реальной окраске предметов. При этом чрезмерная красочность их картин, некая «зрительная агрессивность», вела к неизбежному упрощению формы, появлению резких контуров, разделяющих яркие пятна цвета.
Лидером движения за чистоту цвета считается Анри Матисс (1869-1954), который, как сказал его учитель Г, Моро, значительно «упростил» живопись. Он отказался от светотеневой моделировки; от линейной перспективы, предполагавшей движение цвета от теплых тонов на первом плане к холодным на дальнем; от передачи световоздушной среды с помощью зыбкой пуантилистической манеры. Открытие Матисса состояло в своеобразной «эмансипации» цветового пятна и линии от валёров. Красочный слой наносился на холст произвольно - либо крупными плоскими пятнами одного цвета, либо хаотичными разноцветными мазками. Он создавал не предметную, а некую «живописную» реальность, в которой цвет не зависел от изображаемого объекта, свет передавался посредством ярких и чистых красок, а трехмерное пространство уступало место ритмической организации плоскости в трехцветной гамме красного, зеленого и синего. При этом колорит картины всегда был более ярким, нежели краски природы, и вызывал радостное, праздничное ощущение мира. Таков, к примеру, «Вид из окна» (см. цв. вкл.), где с помощью градации холодных синих тонов создается эффект пространства, в бездонной дали которого виднеются освещенные солнцем светлые постройки. Присущая Матиссу декоративная манера живописи заключается в том, что контурная линия, очерчивающая плоское цветовое пятно, легко переводит изображение в орнаментальный узор и придает ему определенное эмоциональное звучание. Так, например, с помощью четкого простого рисунка и мажорной красочной гаммы в монументальных панно «Танец» и «Музыка» переданы ритм танца и звучание музыки. Это уникальное изобразительное воплощение души танца и музыки.
Дерзкая живопись французских фовистов оказала непосредственное влияние на немецких экспрессионистов (от лат. expressio - выражение), объединившихся в группы «Мост» и «Синий всадник». Немецкие живописцы отображали в картинах не действительность, а свои внутренние ощущения. Для более сильного выражения их они использовали подчеркнуто примитивные грубые формы, добиваясь острых ритмов за счет нарочитой деформации тел, повторов, абстрактных линий и плоскостей. Особое значение экспрессионисты придавали локальному цвету, его красоте и символике, оттеняя его черным и белым контуром. Так, например, круп-
нейший представитель этого течения Карл Шмидт-Ротлуфф (1884-1976), основатель группы «Мост», создавал монументальные условные пейзажи с упрощенными угловатыми формами, ритмизованными цветовыми плоскостями и агрессивной красочной палитрой, где вода изображалась красной, а прибрежный песок синим. Второй видный живописец-экспрессионист, один из основателей «Синего всадника» - Франц Марк (1880-1916), для того чтобы передать возвышенное эмоциональное состояние, использовал не свойственные природе цвета (см. цв. вкл.) и фраг-ментированные плоскости. В картинах «Башня синих лошадей» и «Синие лани» он, представляя животных гораздо одухотвореннее и прекраснее людей, писал их в синем цвете, символизирующем духовную чистоту и мир идеального. Для передачи движения Марк множил визуальный образ, как в картине «Олень в лесу, № 1», где пять животных в различных ракурсах изображали путь оленя. В своих поздних работах художник, совмещая в одной плоскости ритмичные силуэты животных, холмов, деревьев, постепенно перешел от изобразительности к абстракции.
Разновидностью экспрессионизма считается абстрактный экспрессионизм, являющийся в то же время одним из составляющих абстрактивизма (от. лат. abst-ractio - отвлечение). Эта наиболее активная тенденция модернизма понималась как высшая форма искусства, «очистившегося» от изобразительности и создававшего беспредметные цветовые и ритмические композиции, которые рождали свободные ассоциации. Абстрактивизм отражал отчуждение художника от действительности. По словам немецкого художника Пауля Клее, «чем ужаснее делался мир, тем абстрактнее становилось искусство».
Крупнейшим представителем абстрактного экспрессионизма был русский художник Василий Кандинский (1866-1944), в творчестве которого мы видим абсолютное господство цвета над изображением. В его композициях красочные круги, квадраты и треугольники, сочетаясь с прямыми черными линиями на белом фоне, вызывали разного рода предметные ассоциации. Кандинский связывал краски с определенным состоянием души и со звуками предметного мира («фиолетовые скрипки», «желтый звук»), выстраивая беспредметные аморфные композиции по законам музыки. Он опирался на такие элементы музыкальной структуры, как главная тема, вариации, нарастающие и гаснущие ритмы, инверсии. «Композиция № 6», «Композиция № 7», «Композиция № 8» и другие выражают внутренний мир художника, отстранившегося от внешних факторов и подражания природе.
Ярким представителем абстрактного искусства был немецкий художник Пауль Клее (1879-1940). Он также придавал первостепенное значение взаимосвязи музыки и цвета, что наиболее наглядно было отражено им в картине «Памятники в Г.».
Полотно представляет собой ритмическое чередование тонких полосок блеклого зеленого, терракотового и приглушенного красного цвета с редким вкраплением яркого желтого, на котором процарапаны треугольники и другие ломаные линии.
Согласно концепции Кандинского, устойчивый ритм полос должен был вызывать ассоциации с монотонным звучанием цитры. Вместе с тем чередование цвета порождало ассоциацию с бескрайней песчаной пустыней, полосками возделанной земли по берегам Нила и и вызывало ощущение вечности. Треугольники символизировали знаменитые пирамиды фараонов IV династии в Гизе; полоски и вертикальные черточки - песчаные дюны и ирригационные каналы; звездочки, стрелки, иероглифические значки - пальмы и пышную растительность там, куда доходили воды нильских разливов.
Клее уподоблял картину камерному музыкальному произведению, в котором горизонтальные темные линии, разделяющие цветные полосы, служили подобием
нотного стана, а геометрические фигуры - нотными знаками; желтый цвет соответствовал «высоким нотам», возвышающим душу, красный создавал ощущение тревоги и давал «звучание» громкого барабанного боя, а зеленый обладал уравновешивающим действием и соответствовал певучим звукам скрипки.
Вторым из основных течений абстрактивизма был конструктивный геометризм, или супрематизм (от лат. supremus - наивысший, последний), изображавший простые геометрические фигуры в цвете. Основоположником течения был тоже русский художник Казимир Малевич (1878-1935), открывший истинную реальность «в нуле форм». За основу бытия, «нуль форм» принимался статичный черный квадрат Путем сдвигов, пересечений и делений он превращался в черный крест либо, вращаясь вокруг геометрического центра, трансформировался в динамичный черный круг. На одном из этапов превращений возникал цвет, и многофигурные композиции состояли из красочных геометрических элементов. На последней стадии супрематизма «растворение форм в космических глубинах мироздания» привело к «белому на белом» - символу бесконечного и непостижимого. Супрематическая беспредметность обозначала окончательное освобождение от любого образа.
Футуризм (от пят futurum - будущее) получил название по стремлению итальянских художников отразить в своих картинах темп и дух индустриальной жизни. Футуристы абсолютизировали динамизм и, стремясь создать эффект движения, прибегали к абстрактному синтезу фрагментов натуры, кубистских геометрических плоскостей и дробящихся, наползающих друг на друга линий. Так, например, Джино Северини (1883-1966) передал ритм танца в «Бале Табарин» при помощи наползающих друг на друга по принципу мультипликации дробящихся фрагментов (фигур женщины в красной юбке и мужчины в монокле, виолончели, абстрактных геометрических плоскостей). Умберто Боччони (1882-1916) изображав один и тот же объект под разными углами зрения, показывая тем самым различные стадии движения («Динамизм футболиста», «Динамизм велосипедиста»), Карло Карра (1881-1966) - бегущую лошадь с двадцатью ногами. Автобус на его картине въезжал в дома, мимо которых двигался, а дома обрушивались на автобус и сливались с ним.
Формированию кубизма (от фр. cub - куб) как самостоятельного течения в изобразительном искусстве способствовала выставка в 1904 г. картин Сезанна, призывавшего художников сводить весь видимый мир к простейшим геометрическим формам. Выдающимися выразителями кредо кубизма стали француз Жорж Брак (1882-1963) и испанец Пабло Пикассо (1881-1973). Брак упрощал формы до маленьких кубиков и, развернув их по разным осям, создавал комбинации из переплетенных плоскостей, начисто абстрагируясь от линейной перспективы и показывая предмет одновременно как бы с разных ракурсов. Написанная таким способом «Гавань в Нормандии» представляет собой изящное соотношение геометрических плоскостей с тончайшими нюансами бежевых, голубых, серо-зеленых тонов. Пикассо под влиянием «дикой» пластики негритянской скульптуры подвергал органические природные формы геометризованной деформации, эпатируя зрителей дерзостью и грубостью. Неслучайно его программная для кубизма картина «Авиньонские девицы» вызвала скандал и была прозвана «вывеской для борделя». Тела на ней, рассеченные крупными плоскими гранями, оттененные цветом, образуют жесткий динамичный рельеф.
Вслед за первой, «сезаннистской», фазой развития кубизма последовала вторая - «аналитическая», Пикассо дробил на тысячу кусков лицо и тело женщины, превращая картину в дробный узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывало абстрагированное от действительности изображение.
П. Пикассо. Герника. Предо. Мадрид |
Для третьей фазы - «син
тетического кубизма» - ха
рактерны многоцветные
живописные композиции, пред
ставляющие собой наложен
ные один на другой плоские
фрагменты предметов, как
правило, музыкальных инст
рументов - скрипок, виолон
челей, гитар. В «Трех музы
кантах» Пикассо красочные
плоскости костюмов, нот,
масок, музыкальных инстру
ментов в контрасте с черным
фоном создают многосту
пенчатую глубину изобра
жения. Композиции синте
тического кубизма отличают
джазовость и упрощенная
декоративность с примене
нием коллажа, заключающе
гося в наклеивании на осно
ву материалов другой фактуры
и цвета (papiers codes).
На основе кубизма сформи
ровался новый вид искусства - ассамблаж, когда объемные, предметно раскрашен
ные изделия из разных материалов подвешивались к вертикальной плоскости.
Творчество Пикассо не замыкается, впрочем, одним кубизмом, и значение его гораздо шире иных течений, ибо, по меткому определению, «Пикассо - это двадцатый век, и, как все искусство двадцатого века, Пикассо вне стилей». Самый ранний период творчества художника называют «голубым» из-за холодной гаммы синего цвета и тем обреченности, горя, одиночества. Героями его картин тогда были нищие, бродяги, одинокие старики. В «розовый период», для которого характерно более светлое мировосприятие и пристрастие к пепельно-розовым тонам, художник изображал бродячих цирковых артистов, арлекинов и акробатов. Отказавшись от кубизма, после 1914 г. Пикассо менял одну манеру за другой, поражая современников множеством разнообразных стилей, манер, приемов. В 1937 г. он написал знаменитое панно «Герника», посвященное уничтожению этого испанского города во время фашистской бомбардировки. Панно являет собой художественный символ всемирной катастрофы, той жестокой и бессмысленной бойни, в которую фашизм вверг человечество. Оно построено по принципу калейдоскопич-ности: отдельные фрагменты, обломки реальных и фантастичных предметов разламываются, рушатся и вместе с тем составляют единое, безупречно выверенное целое.
Значительное место в авангардном искусстве заняла иррационалистиче-ская тенденция, наиболее рельефно выразившаяся в дадаизме (от фр. dada - конек, деревянная лошадка, детский лепет), отрицавшем искусство как ненужное и бессмысленное занятие. Лидер течения Марсель Дюшан (1887-1968) выдвинул программу «антиискусства», в соответствии с которой создание собственно художественных произведений заменяли экспонированием нелепых реальных предметов
(перевернутый писсуар, велосипедное колесо), подражанием детскому рисунку или искусству дикарей. Характерным примером творчества дадаистов служит «Мона Лиза с усами», где прославленный шедевр Леонардо да Винчи красуется с пририсованными усами и бородкой.
В русле иррационализма в Италии возникла так называемая метафизическая живопись (от греч, meta - после wphisika - природа), отражавшая духовные явления, недоступные опытному знанию и раскрывавшиеся через загадочные сочетания реальных предметов, архитектурных фрагментов и ирреальных объектов. Создателем ее стал Джордже деКирико (1888-1978), Вего «метафизических» композициях «Меланхолия политика», «Метафизическая муза» геометрические пейзажи с застылыми фигурами-манекенами без лиц, погруженными в тягостное безмолвие, вызывали ощущение остановившегося времени, символизируя тем самым вечность, и подчеркивали иррациональные связи между внешне не связанными предметами.
Оба иррациокалистических течения - «метафизическое искусство» и дадаизм -стали провозвестниками сюрреализма (от фр. sur - над, сон и realism - реализм), провозгласившего источником искусства сферу подсознания - инстинкты, сновидения, галлюцинации. Главным в сюрреализме считается понятие tromp-1'oeil («обман зрения»), предполагавшее изображение знакомых предметов, но либо деформированных, либо в парадоксальных сочетаниях. Стилевые очертания сюрреализма напрямую связаны с персональными наклонностями художника.
Бельгийский живописец Рене Магритт (1898-1967) сталкивал точную предметную изобразительность с внутренним подтекстом; причем уже в самих названиях картин заключалось некое противоречие: нередко поэтичные, они лишены видимой связи с мотивов, изображения. Такова, к примеру, картина «Великая война».
Нарядно одетая дама по моде 1910 г в белом платье, белых перчатках, белой шляпе со страусиными перьями, под белым кружевным зонтиком - на фоне морского простора абсолютно реальна, но вместо лица у нее прелестный букетик фиалок. Фиалки поглотили лицо, но и скрытая плоть воспринимается как растительная, начисто лишенная плотского или эротического содержания. Женщина-цветок объявляет великую войну обыденному и привычному восприятию ее предназначения. Она демонстративно стала букетом, чтобы доказать загадочность мира, приоткрыть завесу над тайной, которая может быть выражена только поэзией.
В картине «Империя света» Магритт, абстрагируясь от привычного взгляда на жизнь и человеческую лот. гику, исходя из реальности, создает ; сюрреальное: на фоне лучезарного дневного неба высятся купы деревьев,
Л. Магритт. Великая война. Частая коллекция погруженный В Сумрак НОЧИ ДОМ С За-
С. Дали. Искушение св. Антония. Частная коллекция
крытыми ставнями отражается в водоеме, освещенный неверным светом фонаря. Ночь и день, тьма и свет составляют единое целое, и в этом дуализме просматривается реальное и условное.
Испанский художник Сальвадор Дали (1904-1989), опираясь на сюрреалистический метод «автоматического письма», противопоставлявший творческой воле художника иррациональные безумные видения, создавал галлюцинаторные фан-тазмы. Дали умел придать своим картинам эффект оптической иллюзии, объединяя натуралистическое изображение с абсурдными иррациональными темами. Самые противоречивые соединения и фантасмагорические существа на картинах Дали должны были восприниматься как символы бессознательного, а сама живопись -как галлюцинация. И все же, несмотря на некоторые стилистические различия, художников-сюрреалистов объединяла передача невозможного и алогичного путем сочетания натурализма с параноидальным неправдоподобием.
Значительным направлением в новом авангардном искусстве XX в. стал пуризм (от лат. purus - чистый), настаивавший на «очищении» действительности от внешних несущественных деталей. Согласно этой идее, объект изображения заменялся «пластическим символом», графически выражающим суть конструкции. Идеологи пуризма Амеде Озанфан (1886-1966) иЛеКорбюзье (1887-1965) в своих графических натюрмортах уподобляли живопись пластическому сочетанию линий и изысканных геометрических силуэтов, написанных в приглушенной гамме.
Живописцы, создававшие «новую реальность» не из линий, а из простейших цветовых сочетаний, оптически смешивающихся «в глазу зрителя», относили себя к течению орфизма. Основные черты орфической живописи, названной так по ассоциации с именем древнегреческого певца и родоначальника мистерий Орфея, состояли в особой музыкальности линий, отвлеченной беспредметной пластичности силуэтов, мистической иррациональности тончайших цветовых сочетаний.
Лидер этого течения Робер Делоне (1885-1941) составлял цветовые абстрактные конструкции из простых геометрических фигур, как правило, кругов и спиралей, окрашенных в семь основных цветов, которые, «смешиваясь в глазу» по системе М.Э. Шеврё-ля, создавали эффект движения и казались разрастающимися. В одном из вариантов пуризма подобные идеи привели к культу техники, когда все случайное, не соответствующее утилитарной функции, отбрасывалось. Это течение, представленное творче-
А. Озанфаи. Графика на черном фоне. ством Французского художника
гмииим. А. с. Пушкина. Москва Фернана Леже (1881-1955), по-
родило конструктивизм (от лат. constructio - построение), в основе которого лежала простая компоновка объемных и плоскостных фигур. Леже создал оригинальный «индустриальный» стиль, отразивший новую эстетику в век всемогущества машин. В его картинах «Город», «Красный стол», «Ныряльщики на желтом фоне» и других человеческие фигуры, интерьеры, городские пейзажи составлены из цилиндров, винтов, дисков, шаров, напоминающих детали машин и узлы механизмов. Объемные криволинейные формы, подчеркнутые черным контуром, в сочетании с энергичной красочной палитрой стали своеобразным символом машинной цивилизации.