Дидактические пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования
Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно использованы на уроках изобразительного искусства. Однако, чтобы решить эту задачу, необходимо максимально применять принцип корригирующего и воспитывающего обучения — один из важнейших в дидактике специальной школы. Решающее значение для реализации этого принципа на уроках изобразительного искусства имеет система способов обучения и воспитания, включающая наиболее существенные компоненты педагогического процесса. В этой связи целесообразно использовать основные пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы, охватывающие все характеристики процесса обучения на уроках рисования. К ним относятся:
1. Комплексное планирование и конкретизация образовательных, коррекционных и воспитательных задач каждого урока в соответствии с задачами школы V вида.
Развитие детей на уроках рисования не может происходить спонтанно и выступать как результат любой изобразительной деятельности. В связи с этим особого внимания требует планирование специальных задач обучения и воспитания.
Как показывает практика, при подготовке к уроку рисования формулируются зачастую только учебные задачи, реже — воспитательные. Нередки случаи, когда тема и цель урока отождествляются. Что касается специфических коррекционных задач, то они чаще всего вообще не планируются. Считается, что включение их в учебный процесс само собой разумеется. Но именно отсутствие задач, необходимых для специального обучения и воспитания, резко снижает развивающий характер занятий по изобразительной деятельности.
Одна из причин такого подхода к планированию процесса обучения — прямой перенос дидактических требований, характерных для массовой школы, где на уроках изобразительного искусства на первый план выдвигается развитие изобразительных навыков и художественно-творческих способностей учащихся. Для школы пятого вида подобная трактовка дидактических задач оказывается односторонней, поскольку вступает в противоречие с основными требованиями к специальному обучению. Поэтому особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать на уроках коррекционный процесс, органически сочетая учебные, коррекционные и воспитательные задачи, работать над коррекцией и развитием речи учащихся на каждом уроке, в том числе и на уроках изобразительной деятельности.
Параллельное решение многих задач на одном уроке представляет сложную организационно-методическую задачу. Тем не менее, важно заранее определить, какие психически процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т. д.) будут подвергаться в ходе урока наибольшей воздействию со стороны учителя и как лучше осуществлять регуляцию этих процессов в целях их совершенствования. Кроме того, необходимо обозначить воспитательные задачи, имеющие нравственный, эмоционально-эстетический характер, а также задачи, предусматривающие организацию поведения, развитие активности, аккуратности, критического отношения к себе, результатам своего труда и т. д.
Не менее важно заранее планировать микроцели, которые направлены на преодоление у некоторых учеников недостатков развития, требующих индивидуального подхода. Имеется в виду преодоление инертности, безразличия, безынициативности — у одних, негативизма и упрямства, у других, двигательного беспокойства, импульсивных действий, агрессивности — у третьих. Если такие задачи предусматривать заблаговременно, то коррекционно-развивающие и воспитательные функции урока будут резко снижаться.
Хорошо продуманный урок отличается многоплановостью и комплексностью. При этом под комплексностью подразумевается взаимосвязь в решении поставленных задач, единство в их реализации.
2. Выделение в содержании обучения главных, ведущих звеньев, усиливающих коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности, подчинение содержания каждого урока задачам совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Это в известной степени определяется видом работы (рисование с натуры, декоративное, тематическое), в зависимости от особенностей которого происходит перераспределение психофизической нагрузки школьников. В частности, уроки рисования с натуры целесообразно подчинить формированию представлений и развитию процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Вычленяя эти мыслительные операции, учитель тем самым дает учащимся возможность свободно оперировать такими категориями, как форма, величина, цвет. Изображение разных объектов создает широкие возможности для развития пространственной ориентировки.
Уроки декоративного рисования в наибольшей степени способствуют формированию графических навыков (удержание направления движения, прекращение движения в нужной точке, регуляция силы нажима на карандаш и др.). В процессе целенаправленных занятий преодолеваются недостатки моторики. Разнообразные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным движениям, придают твердость и гибкость руке. Особое коррекционное значение имеет раскрашивание декоративных рисунков цветными карандашами.
Уроки тематического рисования особенно благоприятны для того, чтобы закрепить в графической форме зрительные образы тех или иных предметов. Иллюстрирование специально подобранных рассказов-описаний как одно из направлений работы может быть рационально использовано для развития у детей пространственной ориентировки. Проектирование деятельности, с помощью которой решаются основные задачи, — важный резерв повышения развивающей роли уроков рисования.