Анализ из урока рисования

III. Заключительная часть

Подведение итогов урока. Это, как правило, заключительная часть занятия. Во время подведения итогов закрепляется новый материал и происходит оценка результатов детского творчества.

При подведении итогов урока происходит развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех задач, которые были поставлены учителем в начале урока.

Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают не только допущенные ошибки, но, и достигнутые успехи. Такой подход способствует формированию у детей сознательного отношения к выполнению задания и умения преодолевать встречающиеся трудности.

Задание на дом.Учащиеся 1—4 классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся 5—7 классов. Учитель подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке.

Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисунки, которые начали в классе, например, закончить раскрашивать орнамент или тематический рисунок (раскрашивание рисунка с натуры дома без модели не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование и заданную тему.

Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах.

Окончание урока. Об окончании урока сообщает учитель. Дети организованно выходят из класса. Дежурные убирают учебные принадлежности.

Результаты коррекционно-развивающей работы в процессе рисования во многом зависят от наиболее целесообразного и рационального дозирования каждого его этапа. При этом подготовительная часть урока (т. е. организационный момент и вводная беседа) не должна быть слишком продолжительной. Повышение работоспособности наступает через 5–10 минут после начала урока. Затем следует наиболее активная и продуктивная фаза деятельности учащихся (от 10-й до 30-й минуты урока). Именно в этот период важно направить деятельность школьников на всестороннее изучение и обсуждение объекта изображения и планирование работы. В этот же период, как правило, выполняется и основная — графическая — часть задания.

Примерно на 25—30-й минуте урока, когда наблюдается утомление школьников, рекомендуется вводить упражнения, восстанавливающие их работоспособность (физкультурная пауза, минутки отдыха и т. п.).

В заключительной части урока (от 30-й до 45-й минуты) производят работу, которая в меньшей степени связана с необходимостью выполнять умственные действия (раскрашивание рисунка, рассматривание готовых работ одноклассников и т. п.).

Предлагаемая структура урока рисования и примерное распределение времени на каждом из этапов в наибольшей степени отвечают психолого-педагогическим особенностям школьников с тяжелыми нарушениями речи. Кроме того, такая система обеспечивает рациональное управление деятельностью учащихся на всех этапах работы над рисунком.

Ценным средством повышения качества коррекционно-воспитательной работы в процессе обучения детей изобразительной деятельности является анализ урока рисования.

Сформулируем основные дидактические требования, ко­торым должен удовлетворять урок:

1. Единство образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач;

2. Правильный выбор учебного материала (натуры, об­разца, темы) и методов применительно к каждому из этапов урока.

3. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

4. Организационная четкость построения урока.

Во время проведения урока должны соблюдаться следующие условия:

— постоянное сопровождение речью (проговаривание) всех выполняемых действий;

— многократное повторение (закрепление) усваиваемого материала;

— максимальное привлечение чувственного опыта ребенка (ощущение, восприятие и т. п.), опора все сохранные анализаторы;

— оптимальное вовлечение учащихся в выполнение предметно-практической деятельности;

— дифференцированное руководство учебной деятельностью школьников;

— разделение целостной деятельности на отдельные части;

— постоянное корректирование действий учащихся, предупреждение возможных ошибок;

—использование разнообразных приемов и методов с целью коррекции нарушений детей с ТНР.

Анализ урока рисования с точки зрения соблюдения этих условий позволяет сделать вывод о том, насколько правильно организовано коррекционное воздействие на учеников.