Интерактивная сторона общения

При описании действия мы часто используем термины действия: «он на меня давил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д.

Анализ ситуаций в зависимости от позиций партнеров по отношению к друг другу – транзактый анализ (Э Берн).

Основное положение т.а. -основными действиями в общении являются действия, осознанно или нет направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении.

Перлз(англ. психотерапевт) выделяет две позиции в разговоре: хозяин положения ( все знает лучше всех, требователен, часто прибегает к угрозам , основное слово – должен)

и подчиненная сторона- человек лишен инициативы, зависим; реплики «я хотел, как лучше», «Я совершенно забыл о твоей просьбе» - выгодная позиция, допускает много маневров.

Берн: ЭГО –относительно независимые совокупности эмоций, установок и схем поведения.

ЭГО родителя – чувства, установки и привычное поведение относится к эго родителя

Состояние взрослого: - обращение к реальной действительности

Состояние ребенка –актуализация установок и поведения, выработанного в детстве.

Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма.

Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

Состояние "Взрослый" необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия. Hапример, при переходе улицы с сильным движением необходимо произвести сложные оценки скоростей. Человек начинает действовать только тогда, когда оценит степень безопасности перехода улицы. Удовольствия, которые люди испытывают в результате такого рода успешных оценок, на наш взгляд, объясняют любовь к таким видам спорта, как горные лыжи, авиационный и парусный спорт. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.

Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, оставшиеся сиротами в раннем детстве, испытывают гораздо большие трудности при воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Вовторых, благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что "так принято делать". Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя.

Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной ситуации каждый из них - Родитель, Взрослый и Ребенок - заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной.

Это вполне конкретные и значимые воспоминания, которые есть у каждого человека и оказывающие влияние на его поведение.

основные характеристики Родитель Взрослый Ребенок
характерные слова и выражения - все знают, что ты не должен никогда; - я не понимаю, как это допускают -как, что, когда, почему, где. возможно, вероятно я сердит на тебя; вот здорово, отвратительно, отлично
интонации обвиняющие, снисходительные, критические. пресекающие связанные с реальностью очень эмоциональные
состояние надменное, сверхправильное, очень приличное внимательность, поиск информации неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное
выражение лица обеспокоенное, нахмуренное, неудовлетворенное максимум внимания, открытые глаза удивление, угнетенность
позы руки сложены на груди, руки в бока, указующие жесты наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним спонтанная активность ( сжимают кулаки, ходят, дергают за пуговицу)

Транзакция –намерения к действию, которые отражают понимание человеком ситуации общения. Три типовые:

Дополнительные – партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Бывают равные (полное взаимопонимание, находятся на одинаковых позициях) и неравные ( руководитель – вы опять все напутали, вам ничего нельзя поручить; подчиненный – ну что поделаешь, я вообще неспособный).

Пересекающиеся – партнеры демонстрируют неадекватность понимания позиции и действий другого и ярко проявляют свои собственные намерения и действия. (Который час? – Ты что, не можешь посмотреть на часы?)

 

Скрытые – которые включают в себя два уровня психологического взаимодействия: явный, выраженный словесно направленный и принятый с позиции «взрослый-взрослый», и скрытый, подразумевающий «ребенок-ребенок». То, что произносится открыто, есть прикрытие для того, то подразумевается. (Пример о скучным собранием: озвучено: «К 4 придут заказчики – придется сейчас уйти». Подразумевается: «Дикая скука, может сбежим?» – молодец, хорошо придумал).