В процессе реабилитации выделяют три этапа.
1 этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса), направленный на восстановление нарушенных функций и здоровья больных и инвалидов. В результате этого этапа может произойти полное восстановление здоровья и возвращение пациента к обычной деятельности.
2 этап социализации (восстановления индивидуально-личностного статуса), направленный на развитие, формирование,
восстановление или компенсацию социальных навыков и функций,
обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок инвалида.
3 этап социальной интеграции (восстановления социального статуса), направленный на оказание, содействия и создание
инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества.
Каждый из этапов реабилитации имеет свои конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами и методами реабилитационного воздействия.
Индивидуальная программа инвалида составляется на один год, после чего анализируется выполнение программы и составляется новая на следующий год с учетом тех изменений в здоровье пациента, которые произошли за отчетный год. Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации (ИПР) выносит реабилитолог-эксперт при очередном переосвидетельствовании или при контрольной явке инвалида в порядке динамического наблюдения в бюро МСЭ.
Выполнение медицинской программы реабилитации инвалидом в сельской местности организует и осуществляет фельдшер.
Осуществляется медицинская реабилитация в следующих формах:
· стационарное лечение;
· амбулаторное лечение;
· санаторное лечение;
· диспансерное наблюдение.
Для проведения реабилитационных мероприятий могут быть использованы: центры здоровья, центры профессиональной реабилитации, специальные учебные заведения для инвалидов, территориальные центры социальной защиты, дома-интернаты, пансионаты, и др.
Деонтология— принципы поведения медицинского персонала. Общаясь с пациентом, фельдшер должен говорить правильным русским (или другим) языком, не использовать в своей речи непонятных слов, терминов, фривольных шуток, что может вызвать у пациента недоверие к нему.
Фельдшер должен быть предельно чутким, внимательным, доброжелательным по отношению к пациенту. Он должен обладать особым терпением и чувством такта. Приветливость, спокойствие, выдержка уже сами по себе создают у пациента уверенность в выздоровлении.Интересы пациента следует ставить на первое место.
Личность медработника, метод и стиль его работы, умение обращаться с пациентом уже сами по себе оказывают лечебное воздействие.
В настоящее время высоко оценивается компетентность специалиста. Это значит:
1. выработать в себе коммуникативные качества;
2. находить общий язык с пациентами, коллегами, администраторами;
3. умение найти работу, показывая свой объем знаний и умений;
4. при необходимости уметь постоять за себя, соблюдая этику общения и пользуясь аргументацией, основанной на знаниях закона и своих прав.
Вопросы:
1. Что такое терапия?
2. Назовите основоположников терапии.
3. Назовите задачи терапии.
4. Что такое болезни?
5. Что такое патогенез?
6. Назовите виды лечения.
7. Что относится к ЛПУ?
8. Что такое поликлиника, ее задачи?
9. Что такое ПМСП, ее задачи?
10. Что такое реабилитация, ее виды?