Развитие учения о внутренних болезнях.
План
Лекция №1, №2
Подшипниковые сплавы на основе цинка
Подшипниковые сплавы на основе алюминия
Подшипниковые сплавы на медной основе
Баббиты
Баббиты обозначают буквой Б, справа от которой ставится цифра показывающая процент олова, или буква, характеризующая специальный элемент, входящий в сплав. Например, Б83, Б 16, Б6 означает, что в эти баббиты входят соответственно 83, 16 и 6% олова. БН означает, что в сплав вводится никель, ВТ - теллур, т. е. обозначение носит условный характер, не показывая полностью состав сплава.
Для изготовления вкладышей подшипников, работающих при повышенном удельном давлении и больших скоростях, применяют свинцовую бронзу БрСЗО с содержанием 27-33%РЬ, остальное медь.
Свинец практически не растворяется в меди в жидком состоянии, поэтому при затвердевании такой механической смеси жидких фаз получается также механическая смесь твердых фаз свинца и меди.
Антифрикционными сплавами на основе алюминия являются сплавы, такие как алькусин (7,5-9,6 медь, 1,5-2,5% кремний).
В этих сплавах мягкая основа - твердые растворы алюминия с элементами, входящими в данный сплав, а твердые включения - химические соединения, находящиеся в эвтектике с твердым раствором. Микроструктура сплава АН2.5 состоят из:
Al(Ni)+эвт.(Al(Ni)+NiAlAl(Cu,Si)+Эвт.(Al(Cu,Si)+CuAl)
Aнтифрикционные алюминиевые сплавы имеют высокую теплопроводность, что ценно для подшипников. Твердость алюминиевых сплавов выше, чем баббитов, поэтому их можно применять только в паре с твердыми валами(азотированные шейки валов, поверхностно закаленные шейки валов и т.д.).
Цинковые подшипниковые сплавы содержат 8-12% А1, 1-5,5% Сu, 0,03-0,06% Mg, остальное цинк (ЦАМ 10-5, ЦАМ 9-1,5). По свойствам -эти сплавы равноценны свинцовым баббитам, и их применяют в подшипниках металлорежущих станков, прессов и т.д.
Тема: «Этапы развития терапии как науки. Отечественные ученые. Принципы и система организации терапевтической помощи. Понятие ПМСП. Реабилитация больных. Этика и деонтология фельдшера».
1. Понятие «терапия».
2. Задачи терапии.
3. История развития терапии.
4. Понятие болезни, диагностика, лечение.
5. Система организации терапевтической помощи.
6. Понятие ПМСП (первичная медико-санитарная помощь).
7. Реабилитация больных
Термин «внутренние болезни» определяет ту область медицины, которая изучает причину, клиническую картину, диагностику, лечение и профилактику болезней внутренних органов.
Термины «внутренние болезни» и «терапия», (греч. thегареin — лечение) являются синонимами. В прошлом столетии в понятие «внутренние болезни» включались детские и инфекционные заболевания, акушерство и гинекология и др. В дальнейшем эти разделы были выделены в самостоятельные клинические дисциплины.
В настоящее время продолжается дифференциация внутренних заболеваний в связи с внедрением в науку новых технологий. Каждый медицинский работник, в какой бы отрасли медицины он не специализировался, должен хорошо усвоить основы внутренних болезней. Для будущего фельдшера терапия является основополагающей дисциплиной, вырабатывающей диагностические навыки, знания и умения при оказании пациентам неотложной доврачебной помощи.
История внутренней медицины уходит корнями в начало человеческого общества. Началась она с появления у человека болезней и потребности в оказании помощи больному. Тысячелетиями накапливался опыт наблюдения над признаками болезни.
Высокого развития медицина достигла в Древнем Китае (описание свойств пульса, попытка объяснить суть болезней), в Древней Индии, Вавилоне, Египте (понятие о температуре тела, применяли ощупывание и выслушивание).
В Vв. до н.э. базой для развития диагностики явилась медицина Древней Греции. Родоначальником современной клинической медицины считают Гиппократа. Он рассматривал человека, как единое целое, связанное с окружающей средой, положил начало «наблюдению за больным в постели», первым сформулировал один из главных принципов медицины — «не вреди». Диагностическое обследование Гиппократа основывалось на тщательном наблюдении за больным. Он выслушивал легкие, ощупывал печень, селезенку, применял некоторые инструменты для ощупывания (маточное и заднепроходное зеркало). Свои взгляды на суть болезней и методы лечения он изложил в трактате о медицине.
Большой вклад в развитие медицины внес Авиценна (Али-Ибн-Сина), который жил в конце первого тысячелетия в Средней Азии и Иране. Его «Канон врачебного искусства» обобщил взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей.
В дальнейшем диагностика обогащалась новыми методами исследования и симптоматикой новых болезней. Предложена термометрия (де-Гаен), перкуссия (Аугэнбруггер), аускультация стетоскопом (Лаэннек), метод систематического расспроса пациента (М. Я. Мудров, Г. А. Захарьин,А. А. Остроумов), пальпация органов брюшной полости (В. П. Образцов).
Во второй половине XIXв. начали постепенно внедрять лабораторные и инструментальные методы исследования. В конце XIXв. внедряется рентгеновский метод исследования, благодаря открытию Рентгеном Х-лучей.
Русская клиника XIXв. с успехом продолжала разрабатывать основные проблемы, стоящие перед ней еще на заре зарождения.
Предметы изучения:
· индивидуальные особенности здорового и больного организма;
· окружающая организм среда;
· нервная система, как регулятор взаимодействия организма и среды.
Терапевтическая школа продолжает развивать физиологическое направление, положив в основу своих исследований учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова.
Развитие отечественной терапевтической школы обязано деятельности ее выдающихся представителей: М. Я. Мудров (1829-1897), Г. А. Захарьин (1829-1897), С. П. Боткин (1832-1889), А. А. Остроумов (1844-1908), В. П. Образцов (1849-1920), М. П. Кончаловский (1875-1942), Н. Д. Стражеско (1876-1952), Г. Ф. Ланг (1875-1848), А. Л. Мясников (1899-1965). В. Н. Виноградов (1882-1964)
Выдающиеся отечественные клиницисты, терапевты создали научную и клиническую школу отечественной терапии. Их дело продолжили врачи и ученые П. Е. Лукомский, А. И. Нестеров, Е. М. Тареев, В. X. Василенко, Е. И. Чазов и др.