СТИЛЬ РОКОКО В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ
XVIII век в истории мировой художественной культуры обозначен как период кризиса грандиозной, воздвигавшейся веками художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало некую идеальную среду, модель особой жизни, отличной от реального бытия реального человека. Искусство диктовало человеку свои нормы, поднимало его до себя. Искусство как бы держало перед человеком образец высшего совершенства.
В XVIII в. вся система подверглась пересмотру. Важным новым началом в искусстве того времени было появление течений, не имевших собственной стилистической формы - ордера и не испытывавших потребности в ее создании.
Первым безордерным стилем европейского искусства за многие века стал стиль рококо, возникший во Франции. Если предыдущие художественные стили складывались в архитектуре, а затем уже распространялись в живописи, скульптуре, прикладном искусстве, то рококо возникло сразу как стиль камерный, стиль аристократических гостиных и будуаров.
Стремление к камерному уюту при оформлении интерьеров после шумной и помпезной эпохи Людовика XIV появилось еще в период Регентства, когда после смерти короля-солнца правление перешло к Филиппу Орлеанскому, объявленному регентом до совершеннолетия его племянника Людовика XV
Этот смутный период Регентства (1715-1723 гг.) современники воспринимали по-разному. Одни видели в нем время полного падения всех идеалов, развращенности нравов, утраты моральных и этических норм, другие - затянувшийся беспечный праздник, время легкомысленное и блестящее. Наиболее ярким выразителем этого неустойчивого переходного периода являлся Антуан Ватто (1684-1721), один из самых прославленных художников Франции XVIII в., создатель нового направления французской живописи периода Регентства. Он вошел в историю живописи как мастер «галантных празднеств». Академия живописи, принимая его в свои члены, должна была специально для него изобрести это определение. Одной из самых известных, ставшей любимой аллегорией рококо, является картина Ватто «Остров Киферы» (мифический остров с храмом Венеры, место любви и наслаждения, где царствуют безделье, легкий флирт, вечные праздники и забавы).
«Галантные празднества» - это живописные элегии, бессюжетные лирические сценки, полные утонченной изысканности: кавалеры и дамы встречаются и поют, танцуют и музицируют в парках, на дворцовых верандах, в лугах. Причем все мужчины галантны, а женщины прелестны, нежны и наивно распутны. На полотнах Ватто «Общество в парке», «Венецианские празднества», «Мирная любовь», «Праздник любви», «Урок любви», «Урок пения», «Урок музыки» сквозит, с одной стороны, призыв к вечному наслаждению, а с другой - намек на эфемерность земного счастья и скорую пресыщенность удовольствиями (см. цв. вкл.).
Легкие и просветленные, полные хрупкой грации, неуловимых настроений и намеков, эти картины создавали особое элегическое настроение, чему способствовал тонкий и изящный рисунок, удивительный колорит Ватто. Мерцающие краски, тончайшие нюансы серого, голубого, розового, лимонно-желтого, цветные рефлексы
при изображении белой шелковой ткани, жемчужно-перламутровый колорит создавали причудливую, изысканную и грустную феерию. Это стремление к грёзе и недоверие к реальности, некая мистификация жизни отражали умонастроения эпохи. Такова серия картин Ватто «Актеры итальянской комедии», «Любовь в итальянском театре», «Любовь во французском театре», «Актеры Комеди Франсез», «Жюль», «Мезетен». Эта серия открыла новую тему, ставшую одной из главных в искусстве рококо: маскарад, театр масок, персонажи спектаклей.
Ватто создал и новый тип орнамента - с сюжетной сценой в центре и сплошным кружевом вокруг, предвосхитивший стиль рокайль (от фр. rocaille - осколки камней, раковины), легкий и элегантный, сложившийся к двадцатым годам и достигший подъема к середине столетия.
Центром формирования рококо был не дворцовый парадный интерьер, а салон частного дома, аристократическая гостиная, где тон задавали женщины, которые сделали свою повседневную жизнь искусством.
Женственность стала главным критерием красоты. А главной заботой изобразительного искусства - декор помещений. Взамен классических колонн, пилястров и капителей появились настенные панно, плафоны и «десюдепорты» («dessus-de-porte») - декоративные композиции над дверными и оконными проемами. Они представляют собой причудливый асимметричный орнамент, состоящий из цветочных букетов, гирлянд, рогов изобилия, фигурок амуров, раковин, ленточных переплетений и так называемых атрибутов - композиций из музыкальных инструментов,
предметов охоты и сельского труда. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, появилась падуга - плавный, полукруглый переход, богато декорированный тонким орнаментальным рельефом, выполненным из гипса в стиле рокайль. Рельефные завитки плавно переходили в роспись золотом по белому фону, создавая причудливые арабески - насыщенный прихотливый узор, многократно повторяющийся.
Фрагмент узора в стиле рококо. Интерьер отеля Сюбиэ. Париж |
Особенностью убранства интерьера в стиле рококо было использование огромного количества зеркал, которые помещали над камином и в многочисленных простенках между окнами. Многократно отражаясь, зеркала создавали иллюзию бесконечного, театрально-зыбкого пространства. Мотив зеркала как символа призрачности, игры, соединения иллюзий и реальности в искусстве рококо приобрел ведущее значение. После перевода на французский язык сказок «Тысячи и одной ночи» мода на все экзотическое,
восточное, главным образом китайское, буквально захлестнула Париж. Наряду с китайским фарфором приобрели популярность лаковые панно, искусно вмонтированные в европейскую мебель, а также шелковые ткани с изображениями пагод, китайцев и китаянок, зонтиков, попугаев, обезьян, используемые для обивки салонов.
Мелкие фарфоровые статуэтки, шкатулки, подсвечники, вазы - безделушки, получившие название «багатель», в изобилии расставляли на каминных полках, столиках, специальных подставках-консолях. Это делало интерьер еще более живописным. Произведения изобразительного искусства уже не представляли ценности сами по себе, а превратились в предметы украшения интерьера.
Любимыми темами художников рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра. Традиционная французская куртуазность, воспетая трубадурами в середине века, как бы измельчала, и место прекрасного возвышенного идеала заняло пикантное и сладострастное.
Ведущим живописцем рококо был Франсуа Буше (1703-1770), придворный художник Людовика XV. Буше не пренебрегал ни одним жанром изобразительного искусства, он расписывал веера, изготовлял рисунки для гемм, посуды, рисовал эскизы маскарадных нарядов, причесок и многочисленных «багателей». Искусство Буше создало целую эпоху и стало почти синонимом слова «рококо».
Главной темой живописных полотен Буше являются традиционные для XVIII в. изображения пастухов и пастушек (пастораль), мифологических персонажей, развлекающегося общества.
return false">ссылка скрытаБуше рисовал не просто картинки сельской жизни, его произведения - это идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим подтекстом. На них хорошенькие жеманные пастушки, одетые в богатые бальные платья, сидят у ручья, в парке, среди цветов, в живописных руинах, ловят рыбу, расставляют силки на птиц, показывают ладошки гадающим цыганкам, слушают серенады, которые исполняют им на флейтах разряженные в пух и прах пастушки.
Излюбленной темой Буше была фривольная мифология. Образ солнечного бога Аполлона - Гелиоса, олицетворяющего Людовика XIV, полностью исчез из искусства. Венера, нимфы и амуры затмили все остальные божества. Венера засыпающая, Венера просыпающаяся, Венера за туалетом, Венера, играющая с Амуром, Венера купающаяся, Венера с Вулканом, Венера с Марсом, Венера с Адонисом, влюбленные боги и их галантные похождения, вакханки, амуры - все это появилось в живописи Буше в десятках и сотнях вариантов (см. цв. вкл.).
Среди скульпторов первое место в искусстве рококо принадлежит Этьену Морису Фальконе (1716-1791). Начав с «Милона Кротонского», Фальконе сделал резкий поворот в сторону интимной лирики и малых форм. Его «Грозящий амур», изваянный для маркизы Помпадур, стал предметом всеобщего восторга. Фальконе исполнил одно за другим шесть повторений скульптуры, копиисты воспроизводили «Амура» множество раз и, наконец, копии из бисквита1 окончательно сделали из него популярнейшую во Франции скульптуру.
Вероятно, Фальконе навсегда остался бы в истории искусства тонким, блестящим, но камерным скульптором, если бы в 1765 г. русский посол в Париже князь Голицын не обратился к нему с предложением взяться за работу над памятником Петру I в Петербурге. Гениальное творение «Медный всадник» - одно из тех произведений, которые не поддаются анализу с точки зрения стилистических категорий. Не в правилах Фальконе было банальное прославление монарха. Петр вызывал в нем искреннее восхищение своими
1 Бисквит (фр, biscuit) - непокрытый глазурью фарфор.
великими свершениями. Но Фальконе сумел показать в образе Петра все, что знал о его жестокости, об одиночестве, о неумолимой прямолинейности и семейных трагедиях, омрачивших конец его жизни. Не умалив высоты образа, это придало ему оттенок драматической напряженности.
Эстетика нового стиля, эстетика будуара впервые в истории искусства легализовала изображение обнаженного женского тела в откровенно эротическом смысле, В моду вошли хрупкие и томные красавицы в «нежном возрасте». Сама Венера изображалась не богиней, а полураздетой светской дамой, подчас портретно узнаваемой. Небывалое распространение получили всевозможные «купания», «утренние туалеты», «летние удовольствия», «сравнения», имевшие весьма двусмысленный подтекст и служившие просто поводом для демонстрации пикантных поз.
Рококо завоевало репутацию изысканного, но самого легковесного и эфемерного стиля в истории искусства. И все же видеть в рококо только легкомыслие и гедонизм1 - значит повторить знаменитую ошибку Марии-Антуанетты и ее аристократических друзей, которые в конце века с восторгом играли «Свадьбу Фигаро» Бомарше, не замечая за каскадами остроумных шуток и фарсовых ситуаций грозной сути монологов графского камердинера. Рококо явилось прежде всего поиском новых путей после долгих лет застоя последней трети XVII в. и начала XVIII в. Мода на восточное в стиле рококо открыла путь идеям Просвещения, которые могли высказываться в завуалированной форме аллегорий и иносказаний.
В 1721 г. появились «Персидские письма» Ш. Л. Монтескье, и совсем неслучайно он перенес в них нарядную экзотику восточного маскарада, заимствованную у рококо. Она ничуть не заслонила глубоких размышлений автора о судьбах Франции, о правах человека, но лишь придала им увлекательность, сделала доступными пониманию многих.
Вслед за Монтескье Вольтер, Гельвеций, Дидро заговорили о самых серьезных проблемах морали, эстетики, философии с легкой непринужденностью, остроумием и игривостью, присущими рококо, и именно благодаря этому мнения известнейших ученых стали достоянием самой широкой аудитории. Этот легкомысленный, изысканный стиль подготовил почву для мощной демократической эпохи Просвещения, начало которой можно отнести примерно на середину XVIII в.
ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Движение Просвещения было общеевропейским, но зародилось и стало наиболее действенным именно во Франции,где новая идеология, новая мораль и новая эстетика в конце концов привели к разрушительным последствиям Великой французской революции.
Движущей силой исторического процесса просветители считали борьбу разума и суеверий. При этом они полагали, что поскольку на формирование личности решающее влияние оказывает общественная и природная (географическая) среда, постольку феодальный общественный порядок, его политические институты, правовые и нравственные нормы губительны для человека. Общественному благополучию, по их мнению, препятствовали невежество, суеверия, предрассудки, порожденные феодальными порядками и духовной диктатурой церкви. Поэтому так неистово ненавидел церковь Вольтер. Его фраза: «Раздавите гадину!» - стала
1 Гедонизм (от греч. hedone - удовольствие) - направление в этике, утверждающее удовольствие как основной мотив человеческого поведения.
крылатой. Разум объявлялся самым могучим орудием преобразования окружающего мира.
Ключевым принципом политической программы просветителей являлся закон, который как бы автоматически предполагал наличие Свободы, Равенства, Братства. Свободу просветители понимали как добровольное подчинение закону. Равенство - как равное право перед законом каждой личности от пастуха до короля. Братство имело сугубо эмоциональное звучание. При соблюдении законности форма государственной власти не имела для просветителей принципиального значения. «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам», - писал Вольтер в «Философских письмах».
Стремление оказать прямое влияние на умы, характерное для деятелей Просвещения, определило подчеркнутую публицистичность их творчества и его назидательный тон. Просветители признавали огромную роль искусства в общественной жизни, видя в нем едва ли не важнейшее средство просвещения. Бытовавший в эстетике со времен античности принцип «поучать развлекая» получил у просветителей новое толкование: литература и искусство призваны не только поучать, но и воспитывать, формировать человека в идеалах разума. В пределах литературы Просвещения возникли разные художественные направления, обладающие своей спецификой, главными среди которых были просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.
Наиболее ярко характерные черты просветительского классицизма воплотились в творчестве Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), вошедшего в историю под именем Вольтер. Просветительский классицизм отвергал стихийное вдохновение, поэтические «вольности», он предпочитал разум чувству, рационализм - эмоциям. Из этих принципов классицистической эстетики и исходил Вольтер во всех литературных и научно-публицистических жанрах: театральных пьесах, стихотворениях, поэме «Орлеанская девственница», исторических трудах, философских сочинениях, полемических статьях.
Все произведения Вольтера - философские, он привил публике вкус к философии и научил понимать ее достоинства и искать ее в сочинениях других авторов.
Самой известной «философской поэмой», рожденной эпохой Просвещения, является «Орлеанская девственница» - уничижительная сатира на церковь, духовенство, религию. Жанна для Вольтера - пассивное орудие и жертва чужих интересов и интриг, ибо, согласно его исторической концепции, не народ вершит историю, а столкновение идей - светлых и темных. Шутливая поэма, направленная на развенчание слащавой и ханжеской легенды о Жанне д'Арк как избраннице неба, ничуть не уменьшила авторитета народной героини, но значительно поколебала авторитет церкви.
Однако самым ярким художественным наследием Вольтера и по сей день остаются его философские повести. Философские повести - это прежде всего политическая, предельно заостренная сатирическая публицистика, ибо персонажи и сюжеты носят условный характер и используются лишь в той мере, в какой они пригодны для изображения социального зла. В ранней повести «Задиг, или Судьба» Вольтер пользовался традиционной для французской литературы XVIII в. восточной стилизацией, где под восточными именами действовали его современники. В дальнейшем он прибегнул к приему, введенному в литературный обиход Монтескье и состоящему в том, что обыденные явления, к которым люди привыкли, смирились, приняли за норму, ставятся на обозрение «чужих» персонажей, которые сразу замечают их нелепости, В повести «Микромегас» нелепости европейской цивилизации увидены глазами пришельца из космоса, в повести «Просто-
душный» выявлены через восприятие дикаря «гурона», в повести «Кандид, или Оптимизм» - наивного неискушенного юноши. В этой последней, самой глубокой и значительной повести Вольтера проявляется перелом, происшедший в сознании писателя. Оптимистическая идея о гармонии добра и зла опровергается событиями жизни главного героя - скромного и добродетельного юноши Кандида. Повествование строится как пародия на авантюрный роман, где герои переживают самые невероятные приключения: их убивают, но не до конца, вешают, но не совсем, разлученные, казалось бы, навеки, встречаются вновь и соединяются счастливым браком, когда от их молодости и красоты не остается и следа. После самых невероятных приключений герои обретают счастье в труде, который, по мнению Вольтера, отгоняет три великих зла - скуку, порок и нужду.
Вольтер во всех литературных жанрах оставался верен своей просветительской миссии. Он излагал свои мысли с изящной простотой, и, несмотря на явную тенденциозность, присущую всем просветителям, самые сложные проблемы обретали в его изложении ясность и постигаемость. Вольтер в буквальном смысле правил общественным мнением Европы.
Расцвет просветительского реализма относился к зрелому этапу Просвещения и означал признание огромной преобразующей роли науки и искусства в жизни человека, способности его достоверно отражать реальность, причем реальность современную. Просветительский реализм решительно отверг прежнюю иерархию жанров, выдвинув на первый план роман как «эпос частной жизни»; веселую комедию, изображающую смешное и порочное; серьезную комедию, повествующую о добродетели и долге человека; мещанскую драму, воспроизводящую семейные несчастья; художественную критику.
Выдающимся представителем просветительского реализма был Дени Дидро (1713-1784). Прежде всего он известен как организатор и издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». Желая сделать издание научно значимым и авторитетным, Дидро привлек к написанию статей видных ученых философов, художников, музыкантов, писателей. «Энциклопедия», обобщив все сведения, накопленные человечеством к середине XVIII в., стала концентрированным выражением идей Просвещения. Статьи «Энциклопедии» отрицали идеологию католической церкви, абсолютизм как отжившую государственную систему иутверж-дали принципы нового буржуазного порядка.
В идеологической борьбе французского Просвещения искусство занимало столь значительное место, что возник новый жанр - художественная критика. Большое место в творческом наследии Дидро занимают труды, в которых были разработаны проблемы искусства. В статьях «Прекрасное», «Салоны», «Опыт о живописи» Дидро подверг убийственному осмеянию подражание римской античности, «высокие» жанры.
Главным жанром Дидро признавал «мещанскую драму», в которой изображались быт и нравы третьего сословия. Дидро наделял своих героев-буржуа высокими гражданскими добродетелями, заключавшимися в выполнении долга, умении сдерживать страсти разумом, раскаяться в дурном поступке, простить виноватого, что подчас открыто противоречило стяжательской природе их реальных прототипов. В жанре мещанской драмы были написаны «Побочный сын» И «Отец семейства», бесконфликтные сюжеты и благостные герои которых превращали их в проповеди в лицах.
Значительным был вклад Дидро и в жанр художественной прозы. Его романы, повести, рассказы создавались как импровизация по следам живой жизни. Роман «Монахиня» появился вследствие сенсационных разоблачений монастырского
быта и дикого изуверства, скрытого за монастырскими стенами. По существу эта горячая исповедь стала новым жанром светской литературы.
Вершиной художественной прозы Дидро является небольшая философская повесть-диалог «Племянник Рамо». Содержание ее составляет оживленный разговор В одной из кофеен Пале-Рояля между безымянным философом и приживальщиком в богатых домах, реально существовавшим историческим лицом - племянником композитора Рамо. В своем произведении Дидро высказывается в соответствии с просветительскими идеями разума, добродетели, человечности; собеседник обрушивает на философа целые потоки цинизма, пошлости, парадоксов, обнаруживая разорванность сознания, которое проявляется в откровенно паразитическом образе мыслей и в образе жизни героя. Наглый циник, беззастенчивый негодяй, он презирает общество, в которое стремится войти, и сознательно выбирает общественный паразитизм. Беспомощность нравственной позиции философа перед циническими разоблачениями племянника Рамо - своего рода самокритика просветительского разума, сознание его ограниченности перед нарастающими противоречиями жизни. «Племянник Рамо», где впервые был изображен реалистический характер, стал первым произведением критического реализма, опередившим свой век.
Кульминацией в эволюции французского театра эпохи Просвещения стали комедии Пьера Огюстена Карона де Бомарше (1732-1799). Его жизнь и творчество можно расценить как общественный подвиг, совершенный им во имя третьего сословия, представителем которого он сам являлся. Активная общественная деятельность Бомарше сопровождалась литературным творчеством. Настоящим апофеозом третьего сословия, которое Бомарше расценивал как истинную опору нации, способную разрушить феодальную систему, стали комедии «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
«Женитьба Фигаро» - комедия интриги, в которой блестяще воссоздана точная и детальная картина нравов Франции, хотя действие и разворачивается в Испании.
Фигаро собирается жениться на Сюзанне, горничной графини Розииы, но граф Альмавива, завлекшись Сюзанной, хочет воспользоваться старинным феодальным правом первой брачной ночи.
По ходу пьесы слуга ведет с графом упорную борьбу за свое человеческое достоинство; его ум и хитрость простолюдина оказываются сильнее сословных привилегий графа. В его уста Бомарше вложил знаменитую тираду о том, что сильные мира сего не всегда сильны разумом, что они дали себе труд родиться, но не приложили никаких усилий, чтобы достичь своего благополучия. Он сравнивает их с собой, вспоминая, что находился в толпе людей темного происхождения, и ради одного только пропитания ему приходится выказывать большую осведомленность и находчивость, каких в течение века не требовалось для управления Испанией. В «Безумном дне» Франция весело расставалась со старым режимом.
Жан Жак Руссо (1712-1778) был одним из виднейших представителей европейского сентиментализма, которыйрасцениваетсякакзавершающаястадияэпохиПро-свещения. Отличительными чертами сентиментализма, несмотря на разнообразие его художественных форм в различных странах, является культ чувства и культ природы. В связи с этим основной целью объявлялось воспитание чувствительности, т.е. особой восприимчивости к красоте природы, состраданию.
Подлинной энциклопедией сентиментализма стал роман «Юлия, или Новая Элоиза», написанный в эпистолярной форме. Форма писем придавала ему ощущение достоверности, правдивости и в то же время позволяла знакомить читателя с мировоззрением Руссо. «Новая Элоиза» буквально пронизана мыслью о примате
чувства перед разумом. Особое место в романе отводится социальному неравенству, сословным предрассудкам, которые и легли в основу фабулы: в произведении повествуется о любви дворянки Юлии и ее учителя-философа Сен-Пре.
Руссо через своего героя воспевает «естественное состояние человека», живущего на лоне природы и не испорченного цивилизацией. Начальные главы романа посвящены естественному чувству - любви Юлии и Сен-Пре, ставшей как бы запретной в буржуазном обществе. В следующих главах прославляется нравственный долг, обязанности человека как члена общества. Юлия страстно любит Сен-Пре, но понимает, что как член общества она должна выполнять свой долг, без которого «нет жизни порядочному человеку». Преодолев страсть, она обретает новое счастье в замужестве с равным ей по общественному положению человеком - в выполнении обязанностей преданной жены, добродетельной матери, мудрой хозяйки дома.
Действие романа происходит у подножия Альп, в Швейцарии, где природа играет главенствующую роль, являясь подлинной участницей событий, советчицей, утешительницей. Прекрасные швейцарские ландшафты, создавая важный эмоциональный фон всему происходящему, как бы сопоставляются и контрастируют с общественной парижской жизнью.
Идеи Руссо получили на пороге 1770-х годов кратковременное, но интенсивное и плодотворное развитие в движении «Бури и натиска» в Германии.Писате-ли-штюрмеры («Sturm» - буря) восставали против разума и «здравого смысла», в котором видели проявление мещанской ограниченности, и вслед за Руссо выдвигали культ сердца, чувства, страсти. В духе его идей они ратовали за «естественного» человека, спонтанное, ничем не ограниченное проявление сильной личности.
Сильная мятежная личность была привлекательна и для раннего творчества Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832). Поэзия борьбы отличает «Песнь странника в бурю»: странник, застигнутый бурей и грозой, с трудом пробивает себе дорогу. Эта мятущаяся сильная натура стала в творчестве Гёте символической. Те же идеи составили содержание од «Песнь Магомета» и «Прометей». Но подлинным шедевром, сделавшим Гёте известным не только в Германии, но и далеко за ее пределами, был роман «Страдания юного Вертераж Гёте показал духовную трагедию молодого бюргера, протест незаурядной, мятущейся натуры против убожества немецкой действительности.
Специфика Просвещения в Германии обусловлена была раздробленностью страны и тем, что бюргерство предпочитало решительному действию путь беспрерывных компромиссов. Надежды Гёте на осуществление реформ в Веймаре, куда он был приглашен на службу к герцогу, завершились крахом. Это повлекло за собой переоценку подхода к отражению действительности. В отличие от ранних мятежных творений новые произведения Гёте отмечены отказом от мятежа: «Не для свободы люди рождены». Гёте, обратившись к формам античного искусства, стремился преодолеть немецкое убожество «изнутри» путем «эстетического воспитания» гармоничной личности на почве захолустной феодальной Германии. Этот период в его творчестве назван веймарским классицизмом.
Грандиозным синтезом идейных и художественных завоеваний эпохи Просвещения явился роман Гёте - трагедия «Фауст», которая создавалась на протяжении шестидесяти лет и отразила эволюцию мировоззрения автора.
Материалом послужила легенда, сложившаяся вокруг реальной фигуры - ученого-чернокнижника доктора Фауста, жившего в первой половине XVI в., который якобы продал душу дьяволу в обмен на знания и искусство магии. Первоначально Гёте осмыслил сюжет в духе идей «Бури и натиска», показав Фауста мятежной титанической натурой, восставшей против мертвой схоластической науки.
Сохранив традиционные мотивы легенды и лубочной народной книги, Гёте добавил трагедию соблазненной девушки, убившей своего ребенка (социальный мотив, волновавший многих современников писателя), и важные с точки зрения общего философского замысла пролог на небе и сцену договора. В прологе Господь и Мефистофель на небе спорят о предназначении человека. Мефистофель утверждает, что человек по природе зол и его можно удовлетворить примитивными животными наслаждениями:
Божок вселенной, человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты Божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет.
Господь же верит, что, вопреки всем заблуждениям, добрый человек выйдет на истинный путь:
Он служит мне, и это налицо, И выбьется из мрака мне в угоду. Когда садовник садит деревцо, Плод наперед известен садоводу.
Ставкой в споре служит Фауст, его спасение или гибель.
В ключевой сцене первой части - сцене договора Фауста с Мефистофелем - заключен философский смысл всей трагедии. Фауст отвергает обычные земные блага - богатство, славу, любовные утехи, которыми соблазняет его Мефистофель:
Ты пищу дашь, не сытную ничуть. Дашь золото, которое, как ртуть, Меж пальцев растекается; зазнобу, Которая, упав тебе на грудь, Уж норовит к другому у шмыгнуть...
Он проклинает мнимые нравственные ценности, внушенные религией, и желает только живой, полезной деятельности, надеясь найти ее с помощью Мефистофеля и тем самым становясь его заложником.
Но в конце концов Фауст выходит победителем, выбирая созидательную коллективную деятельность на благо каждого члена общества,
«Фауст» представляет собой поэтическую и вместе с тем философскую энциклопедию европейской духовной культуры нового времени, вобравшую идейные и художественные завоевания эпохи Просвещения и отразившую проблемы следующего периода -эпохи романтизма.
Вторым крупным писателем веймарского классицизма эпохи Просвещения в Германии был Иоганн Христофор Фридрих Шиллер (1759-1805). Шиллер вступил в немецкую литературу на исходе движения «Бури и натиска», и его первая драма «Разбойники» полна героической патетики, направленной против тирании.
Как и Гёте, Шиллер был восторженным приверженцем античности, видя в ней тот идеал, на который следует равняться. Герои его драм «Дон Карлос», «Валлен-штейн», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль» - прежде всего борцы за идеалы свободы, отрешившиеся от всего личного.
Особое место в творчестве Шиллера занимают баллады, ставшие особенно популярными в немецкой литературе со времени «Бури и натиска». Шиллер полностью видоизменил этот жанр, ориентированный на фольклорные мотивы, создав жанр классической баллады - баллады-притчи. Драматические ситуации, пере-
данные в них, несутопределенную моральную идею. Например, в балладе «Порука» рассказывается о самоотверженной дружбе, смягчившей душу тирана.
В балладе «Ивиковы журавли» искусство, над которым надругались в лице его жреца, жестоко карает убийцу, открывая его и предавая гибели.
В балладе «Боги Греции» жизнерадостное мироощущение древних греков противопоставляется хмурому мистицизму и аскетизму христиан, сменившему радостное жизнелюбие античных богов:
В дни, когда вы светлый мир учили Безмятежной поступи весны, Над блаженным племенем царили Властелины сказочной страны, -Ах, счастливой верою владея, Жизнь была совсем, совсем иной В дни, когда цветами, Киферея1, Храм увенчивали твой!.. Не печаль учила вас молиться, Хмурый подвиг был не нужен вам; Все сердца могли блаженно биться, И блаженный был сродни богам. Было все лишь красотою свято, Не стыдился радостей никто Там, где пела нежная Эрато2, Там, где правила Пейто3... Как дворцы, смеялись ваши храмы; На истмийских пышных торжествах В вашу честь курились фимиамы, Колесницы подымали прах. Стройной пляской, легкой и живою, Оплеталось пламя алтарей; Вы венчали свежею листвою Благовонный лен кудрей.
Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни
Дня земного ласковый расцвет!
Только в небывалом царстве песни
Жив еще твой баснословный след.
Вымерли печальные равнины,
Божество не явится очам;
Ах, от знойно-жизненной картины
Только тень осталась нам.
Все цветы исчезли, облетая
В жутком вихре северных ветров;
Одного из всех обогащая,
Должен был погибнуть мир богов.
Я ищу печально в тверди звездной:
Там тебя, Селена, больше нет;
Я зову в лесах, над водной бездной:
Пуст и гулок их ответ!
Да, ушли и все, что вдохновенно,
Что прекрасно, унесли с собой, -
Все цветы, всю полноту вселенной, -
Нам оставив только звук пустой.
Высей Пинда4, их блаженных сеней
Не зальет времен водоворот;
Что бессмертно в мире песнопений,
В смертном мире не живет.
Баллады, написанные Шиллером в начале XIX в., значительно отличаются по тональности от его поэтических шедевров «балладного» года. Вместо гармонии просветительского мировоззрения все чаще проступает понимание трагической противоречивости бытия, созвучное романтическому восприятию мира:
Пред тобою мир необозримый! Мореходу не объехать свет; Но на всей Земле неизмеримой Десяти счастливцам места нет. Заключись в святом уединенье, В мире сердца, чуждом суеты! Красота цветет лишь в песнопенье, А свобода - в области мечты.
Музыкальное искусство Германии также не осталось в стороне от насыщенного духовными исканиями времени. Во второй половине XVIII в., в пору расцвета немецкого и французского Просвещения, сложилось искусство венской классической школы музыки, сыгравшей решающую роль во всем последующем развитии
1 Киферея - одно из имен Афродиты по имени острова Киферы, одного из центров культа богини.
2 Эрато - муза лирической поэзии.
3 Пейто - прозвище богини лесов и охоты Артемиды.
4 Пинд - священная гора Аполлона (поэзия).
европейской музыкальной культуры. Искусство венских классиков Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена отразило в формах музыки важнейшие духовные искания этого времени, его нравственные и этические идеалы, его представления о прекрасном. Проблемы драматургии, волновавшие немецких писателей, были столь же животрепещущими и для музыкантов. Музыка выразила главное в мировоззрении просветительской эпохи - ее великий оптимизм, убежденность в гармоничности бытия. В творчестве «венских классиков» отражались надежды и чаяния европейской интеллигенции в наступлении века разума и умирании феодализма.
Свойственные искусству «штюрмеровского» периода раскованность, вдохновенность были характерны и для музыки Гайдна и Моцарта, проявившись в особых неожиданных эмоциональных переходах, отражающих пламенность чувства, постоянную устремленность вперед, к лучшему. Культ природы, провозглашенный Руссо, также получил отражение в немецкой музыке. У Гайдна он был запечатлен в зарисовках сельских сценок, крестьянского быта, связанного с жизнью природы; у Моцарта - в особой атмосфере душевной трепетности, возникающей от соприкосновения с ее вечной красотой.
Музыкальное искусство второй половины XVIII в. отмечено дальнейшим развитием таких музыкальных форм, как опера, симфония, и созданием новой сонатно-симфонической формы - так называемого сонатного аллегро. Это сопровождалось становлением и расцветом оперных театров, филармоний, камерных ансамблей.
Франц Йозеф Гайдн (1732-1809), крупнейший композитор классического направления и один из самых гармоничных художников в истории музыкального искусства. Гармоничное мироощущение музыканта опиралось на его представление о том, что судьба отдельного человека может быть драматичной и даже трагической, но вечное течение ее всегда прекрасно, так как несет постоянное обновление, радость и страдание в ней соразмерны.
Большую часть жизни Гайдн провел в Вене, где создал свои самые выдающиеся произведения. Его творческое наследие огромно: оперы, оратории, многочисленные культовые произведения, симфонии, увертюры, концерты для различных инструментов, смычковые квартеты, фортепианные произведения, сонаты и песни, Гайдн - автор австрийского императорского гимна и создатель первой оратории на светское либретто - «Времена года». Но настоящим его призванием была инструментальная музыка, прежде всего симфонии, в которых он выражал свое отношение к происходящему. Это отношение могло иметь лирическую, драматическую тональность, либо окрашено мягким юмором, как, например, знаменитая «Прощальная симфония».
Когда князь Эстергази, первым капельмейстером которого был Гайдн, отказался дать отпуск своему оркестру, композитор, желая продемонстрировать усталость оркестрантов, написал симфонию, в финале которой поочередно покидают сцену все музыканты, пока на ней не остаются всего двое скрипачей.
Народно-жанровые темы нашли воплощение в шести Парижских симфониях, принесших Гайдну мировую славу. Двенадцать Лондонских симфоний - вершина в развитии симфонизма Гайдна, определившая ту исключительную роль, которую он занял во всей последующей истории музыкального искусства.
Имя Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) стало синонимом самой музыкальной стихии. Творчество являлось для него формой бытия, и он одинаково свободно владел всеми формами и средствами как светской, так и духовной музыки, как вокальной, так и инструментально-оркестровой, камерно-ансамблевой, концертной, сольной. В музыке Моцарта соединились серьезная немецкая и легкая
итальянская музыка. Завораживающая звуковая красота, техническое совершенство, безупречная чистота стиля рождают ощущение простоты и ясности. Иллюзорная простота скрадывает сложность содержания. Музыкальное наследие композитора огромно и многопланово: им были написаны оперы, среди которых «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», мессы, Реквием, симфонии, произведения культовой музыки, серенады, концерты для фортепиано, скрипичные концерты, сонаты, арии и песни. Неизменным оставалось лишь неустанное стремление вперед, способность охватить творческим духом проблемы бытия, облечь их в гармоничную форму. Полярность его художественных замыслов и сложность видения жизни символизируют два произведения, идущие как бы рука об руку: любимое создание Моцарта - опера «Волшебная флейта» и заупокойная месса Реквием, с мыслями о которой Моцарт покинул сей мир.
«Волшебная флейта» была написана Моцартом на сюжет в духе популярных в то время народных феерий, полных экзотических чудес. В либретто фигурируют мудрец Зарастро, появляющийся в колеснице, запряженной львами, мстительная Царица ночи, феи, волшебные мальчики и дикари, испытания в египетской пирамиде и таинственные превращения. Вместе с тем в этот наивный сюжет Моцарт вложил глубокие морально-философские представления масонства - религиозно-этического движения, проповедующего идею нравственного усовершенствования человека, его духовного очищения и духовного братства - с одной стороны, и духовную власть над миром - с другой. Гуманистические идеалы масонства носили характер наивной утопии, что было в целом характерно для прогрессивных воззрений конца XVIII в. В трактовке Моцарта социальная утопия и фантастика совмещались с меткими жизненными наблюдениями, выразительными бытовыми штрихами, а фантастические персонажи обрели характеры реальных людей. Масонство Моцарта проявилось в «Волшебной флейте» и в идее разумности жизни, и в конкретных сюжетных подробностях, и в сценах испытания, словно происшедших от обрядовых традиций масонства. Опера удивительным образом соединила в себе мудрость философского взгляда на жизнь и исключительную простоту музыкального воплощения при отсутствии внешних эффектов, казалось бы, предполагаемых сюжетом. Музыка Моцарта не всегда принималась современниками, поскольку намного опережала свое время. Моцарт всегда был устремлен в будущее, как бы ни был «традиционен».
Исторически к венской школе относится и Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), хотя его эстетические идеалы формировались в иное время и связаны с эпохой. Французской революции 1789 г, Бетховен развил в новых условиях художественные принципы Гайдна и Моцарта, что позволяет говорить о двух этапах в развитии искусства венских классиков. Бетховен был человеком бурного темперамента, он жил якобинскими идеями, был полон несокрушимого оптимизма и веры в конечную победу лучших сил человека, при этом часто впадая в крайности. Презирая аристократию за ее чванство и ненавидя тиранию, композитор одновременно посвящал свои произведения венским аристократам-меценатам и даже русскому царю. Бетховен - автор оперы «Фиделио», двух месс, девяти симфоний, нескольких увертюр, фортепианных концертов, квартетов, различных камерных произведений, сонат для фортепиано, в том числе «Патетической», «Лунной», «Аппассионаты». Сам Бетховен связывал содержание «Аппассионаты» с «Бурей» Шекспира, показывая могущество сил природы и державную волю человека, укрощающего и покоряющего стихию. Вместе с тем ни в каком другом музыкальном произведении трагизм борьбы и революционное сознание композитора, выступающего против всех сил угнетения, не нашли такого потрясающего выражения, как в «Аппассионате».
Самое заметное место, однако, в творчестве Бетховена занимают симфонические драмы, в основу которых были положены идеи опер Глюка, воплощающие конфликтное столкновение человека с судьбой. Словно отделившись от сценических ситуаций, сама музыка стала у Бетховена выразительницей идеи борьбы и победы. Таковы Третья - «Героическая», Пятая, Девятая симфонии.
«Героическая» симфония открылановую эру в историижанра- Впервые было создано музыкальное произведение, представляющее собой гениальное симфоническое воплощение образов революционной борьбы и победы. Бетховен намеревался посвятить ее Наполеону, который был для него в те годы идеалом народного вождя, под победоносными ударами которого рушились европейские монархии. Имя Бонапарта уже стояло на титульном листе партитуры только что законченной симфонии, когда дошла весть о коронации: «Этот - тоже заурядный человек! -с горечью воскликнул композитор. - Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию... и сделается тираном!» Третья симфония получила новое название - «Героическая». Среди всех классических симфоний, включая произведения самого Бетховена, «Героическая» выделяется своим гигантским объемом, многообразием тематических элементов, динамизмом. Бетховен называл «Героическую» симфонию своим любимым детищем.