Французское ренессансное искусство
На протяжении XV столетия в сложной исторической обстановке, характеризующейся феодальной раздробленностью и условиями Столетней войны (1337-1453 гг.), происходили изменения в области французского изобразительного искусства, приобретавшего постепенно светский характер.
Дух готики, однако, глубоко проник в сознание людей, и вкусы, опиравшиеся На укоренившуюся готическую традицию, трансформировались очень медленно. Вплоть до конца XVI в. в архитектуре продолжали сосуществовать средневеко-
вые и ренессансные формы и даже в скульптуре и живописи сохранялись элементы готики.
Пожалуй, первым видом искусства, где с наибольшей полнотой проявились реалистические тенденции, являлась книжная миниатюра. Именно в иллюстрациях псалтырей, евангелий, часословов, исторических хроник мы видим новое отношение к окружающему миру и переход от условного изображения к реалистическому. Пристальное внимание к природе, стремление ее изучать и ей подражать обусловили новые приемы в передаче действительности: предметы и человеческие фигуры отбрасывают тени, обширные пространства уходят вдаль, предметы по мере удаления уменьшаются и приобретают расплывчатые очертания. Впервые художники стали передавать световоздушную среду и механику движения человеческого тела. В полной мере новые устремления во французском искусстве XV в. проявились в творчестве художников, работавших в Туре, резиденции короля, главном культурном центре Франции того времени. Турень называли французской Тосканой, и здесь рождался новый стиль искусства французского Ренессанса.
В Туре жил и работал один из самых крупных французских художников XV в. -Жан Фуке (1420-1477/81).
Фуке был первым французским художником, в творчестве которого столь явно обозначился интерес к человеческой индивидуальности и передаче портретного сходства. В рамках готической алтарной композиции безусловным шедевром является «Меленский диптих», на левой створке которого изображены донатор (заказчик алтарного образа) Этьен Шевалье и покровитель святой Стефан, на правой - Мадонна с младенцем. Выразительные фигуры донатора и святого в трехчетвертном развороте занимают почти всю плоскость картины и, несмотря на некоторую аскетичность образов, не выглядят отрешенными и неземными. Пространство за их фигурами отмечено глубиной, а лица естественной карнацией. Мраморная белизна бескровного лица Мадонны и тела младенца, напротив, резко выделяются на абсолютно плоском фоне роскошного трона, поддерживаемого огненно-красными и ярко-синими фигурками серафимов и херувимов. Вместе с тем высокий выбритый лоб, маленький рот, белая кожа, туго перетянутая талия, поза и серо-голубое платье с горностаевой мантией - характерные черты облика придворной дамы того времени, тем более что образ Мадонны не лишен портретного сходства с возлюбленной Карла VII Агнессой Сорель. Такой контраст парадного, священного момента и обыденных житейских реалий сродни приемам, которыми пользовался Ян ван Эйк в своих алтарных картинах (см. цв. вкл.).
Растущие торговые связи с Италией, а затем итальянские походы французских королей Карла VIII и Франциска I открыли путь для широкого проникновения во Францию итальянской ренессансной культуры. Особенность французского гуманизма определялась его связью с придворной средой. Это была культура не бюргерская, как в Нидерландах, а придворная, и покровительство Франциска I искусству придало ему аристократическую окраску. Во Франции наибольшее развитие получил связанный со светским мировоззрением сенсуализм - восприятие через ощущение. В искусстве он наиболее полно был представлен школой Фонтенбло и поэтами «Плеяды», Франциск I привлек к своему двору самых просвещенных людей Франции, поэтов, художников, ученых. Поклонник итальянского искусства, он приглашал из Италии прославленных художников, которые хотя и не оказали значительного воздействия на французское искусство, безусловно, содействовали преодолению в нем средневековых традиций. При дворе Франциска I провел последние три года жизни великий Леонардо да Винчи.
Наиболее полно и ярко передовые идеи французского Возрождения были воплощены в литературе. При королевском дворе существовал литературный кружок. Сестра короля Маргарита Наваррская, сама незаурядная писательница (ее перу принадлежит знаменитый «Гептамерон», написанный в подражание «Декамерону» Боккаччо), собрала вокруг себя писателей и поэтов-гуманистов, в чьих творениях особенно отчетливо звучали новые идеи и устремления. Это были Рабле, Ронсар, Монтень, чьи произведения, без сомнения, способствовали преобразованию общества на новый лад.
Франсуа Рабле (1494-1553) был величайшим представителем французского Ренессанса, его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» сыграл такую же роль в культуре Франции, как «Божественная комедия» Данте в Италии, т.е. весьма способствовал бурному развитию гуманистических идей, свойственных Ренессансу.
Сюжет был взят Рабле из народной литературы, а именно из книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Рабле сделал героев гигантами, наделив их широтой души и размахом, присущими, как принято считать, крупным людям; гротеск, грубоватый народный юмор составили основу писательской манеры Рабле. Сам же роман явился подлинным манифестом французского Ренессанса.
Это восторженный гимн новым идеям в области просвещения, которому люди, создававшие новую культуру, придавали очень большое значение, поскольку оно было призвано подготовить человека с раннего детства к восприятию этой культуры. Рабле, опираясь на педагогическую практику итальянских гуманистов, положил в основу общественного обучения два принципа: во-первых, человек должен получать не только знания, но и физическое воспитание, и во-вторых, в системе образования следует чередовать различные дисциплины - гуманитарные и естественно-научные, перемежая их отдыхом. Декларируя эту программу, Рабле одновременно всей мощью своей необузданной сатиры обрушивался на схоластов и богословов как идейный оплот старого мира.
В образе Пантагрюэля, олицетворяющем идеального монарха и идеального человека, в известной мере отразились те достоинства, которыми несомненно обладали просвещенные монархи Франциск I и Генрих П. Придворная жизнь обязывала писателя следовать вкусам монарха, льстить его самолюбию, но в то же время давала возможность влиять на эти вкусы. Даже поэт Ронсар создавал произведения, где, прославляя дом Валуа, призывал короля руководствоваться в жизни и делах высокими принципами и добродетелями.
В творчестве Пьера де Ронсара (1524-1585) и писателей-гуманистов, объединившихся в литературный кружок «Плеяда» («Семизвездие»), французская ренессансная поэзия достигла своей вершины. «Плеяду» составили семь писателей, решительно порвавших с традициями средневековой литературы, видевших источник совершенной красоты в античной и новой итальянской поэзии и отстаивавших права французского национального языка. Наиболее значительным творческим наследием «Плеяды» стала лирика, в которой с замечательным блеском обнаружили свое дарование поэты, первым среди которых был Ронсар. В «Гимне Франции» он провозгласил:
return false">ссылка скрытаПлененный в двадцать лет красавицей беспечной, Задумал я в стихах излить свой жар сердечный, Но, с чувствами язык французский согласив, Увидел, как он груб, неясен, некрасив. Тогда для Франции, для языка родного Трудиться начал я отважно и сурово:
Я множил, воскрешал, изобретал слова,
И сотворенное прославила молва.
Я, древних изучив, открыл свою дорогу,
Порядок фразам дал, разнообразье слогу,
Я строй поэзии нашел - и волей муз,
Как Римлянин и Грек, великим стал Француз.
В одах Ронсара звучит безмятежное, языческое чувство природы:
Вам я шлю эти строки, Вольным пажитям, нивам,
Вы, пещеры, потоки, Рощам, речкам ленивым,
Ты, спадающий с круч Шлю бродяге ручью
Горный ключ. Песнь мою.
В сонетах1 Ронсар обогатил французскую поэзию новым размером, известным как ронсаровская строка:
Сотри, мой паж, безжалостной рукою Эмаль весны, украсившую сад, Весь дом осыпь, разлей в нем аромат Цветов и трав, расцветших над рекою.
Дай лиру мне! Я струны так настрою, Чтоб обессилить тот незримый яд, Которым сжег меня единый взгляд, Неразделимо властвующий мною.
Чернил, бумаги - весь давай запас! На ста листках, нетленных, как алмаз, Запечатлеть хочу мои томленья,
И то, что в сердце молча я таю -Мою тоску, немую скорбь мою, -Грядущие разделят поколенья.
При Франциске I по всей Франции развернулось строительство. Французские зодчие XVI в. создали оригинальный вариант национальной ренессансной архитектуры. Обратившись к античным архитектурным формам и опыту Италии, они не отказывались от изобретения своих предков. Характерным стало сочетание традиционных крутых крыш с окнами-люкарнами (оконный проем в чердачной крыше) и высокими трубами, шпилей, башен с ордерной обработкой стен. За основу брался старый замок, построенный из тесаного известняка в сочетании с кирпичом, и перестраивался на новый лад в архитектурных формах высокой классики. В замке сохраняли прежний многоугольный план, разбирали крепостные стены, и фасады корпусов оказывались обращенными к окрестностям, но внутрь замка попасть можно было через тяжелые ворота-проезды с башнями. Вертикальная устремленность здания смягчалась широким применением антаблемента, большим количеством удлиненных окон; привычный готический декор сменился медальонами, пилястрами, листьями аканфа, коронованными саламандрами - эмблемой Франциска I.
Множество подобных замков создавалось в первой половине XVI в. в долине Луары, в королевских резиденциях. Это замки Блуа, Шамбор, Шеверни, Амбуаз, Шенонсо. Важнейший этап французской культуры связан со строительством замка в Фонтенбло.
Сонет - жесткая форма стихосложения, состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший.
Замок Фонтенбло. Арх. Ж. Лебретон. Франция
Во вторую половину своего царствования Франциск I перенес центр строительной деятельности ближе к Парижу, в историческую область Иль де Франс. Веками разраставшийся замок представлял собой довольно хаотичную постройку, за переделку которой в 1528 г. взялся архитектор Жюлъ Лебретон. Впоследствии замок еще неоднократно перестраивался, но основные его части, возведенные при Франциске I, сохранились. Это так называемый Овальный двор, окруженный апартаментами короля, среди которых находится знаменитый бальный зал (галерея Генриха II).
К ним пристроили галерею, получившую название галереи Франциска I, одной стороной образовавшую двор Источника, который открывался на обширный пруд, а другой - двор Дианы с цветниками и скульптурой Дианы по центру. Перпендикулярный к галерее главный корпус замыкал оба эти двора и фасадом выходил на двор Белой лошади - место празднеств и турниров. В нем нашли отражение общие для французской ренессансной архитектуры черты, ставшие определяющими для всех ордерных сооружений: квадровая кладка и облицовка рустом, замена круглых башен прямоугольными выступами стены -ризалитами1 с выделением центра по фасаду, поэтажное деление горизонталями карнизов.
В Фонтенбло перевезли богатейшую королевскую библиотеку, коллекцию антиков, шедевры Рафаэля и Леонардо да Винчи. Для декоративного оформления внутренних покоев Франциск I пригласил итальянских художников-маньеристов Россо, Приматиччо, Челлини. Они нашли последователей среди французских художников, составивших так называемую школу Фонтенбло.
Самым крупным представителем маньеризма, работавшим в Фонтенбло, был флорентийский художник Джованни Баггиста ди Якопо, прозванный за цвет волос Россо Фьорентино (1493-1541) - рыжий флорентинец. Последователь Андреа дель
1 Ризалит (от итал. risalita - выступ) - часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Россо Фьоренпшно. Галерея Франциска I. Замок Фонтенбло
Сарто и Микеланджело, Россо создал свой стиль, отличающийся чрезвьгаайной экспрессией, построенный на сочетании удлиненных фигур, резких контрастов, острых углов. Стиль этот более всего отвечал аристократическому духу французского гуманизма, сложившимся представлениям о красоте, в которой сохранялась «готическая кривая» и аллегоричность.
Главной работой Россо в Фонтенбло, и единственно сохранившейся, стало оформление галереи Франциска I. Дубовый паркет, плафон, панели, доходящие до середины стены по «французской манере», делались по рисункам Россо краснодеревщиками. Верхняя часть стен была расписана фресками, обрамленными декоративной скульптурой. Странно вытянутые фигуры на них кажутся уплощенными из-за очень светлых красок и извилистых, сплетающихся линий композиции. Ощущение бесплотности этих фигур усиливается от соседства с объемной, почти круглой, с множеством деталей гипсовой скульптурой: картушами1, гирляндами, человеческими фигурами. Такое гармоничное сочетание «французской манеры» в архитектуре, пространственной живописи и объемно-реалистической скульптуры, до той поры нигде не применявшееся, было творческой выдумкой самого Россо. Галерея произвела на современников ошеломляющее впечатление, вызвала многочисленные подражания и стала «прародительницей» знаменитых галерей Лувра и Версаля, оформленных уже в стиле барокко.
Приглашенный в помощь Россо художник из Болоньи Франческо Приматиччо (1504-1570) после смерти мэтра стал диктатором художественных вкусов школы Фонтенбло. Приматиччо заменил подчеркнутую экспрессивность Россо медлительной и томной манерностью, установив новый канон красоты, сочетающий женственность и мужественные черты. Любимым персонажем стала Диана, юная богиня-девственница, высокая, стройная. Лучшим изображением ее считается луврская
1 Картуш - украшение в виде щита или полуразвернутого свитка.
«Диана-охотница», которая ассоциировалась с личностью знаменитой красавицы и всесильной фаворитки Генриха II Дианой де Пуатье.
Весьма характерным для французской придворной культуры был сплав поэзии и живописи, варьирующих один и тот же сюжет.
Примером может служить новелла «Карета» Маргариты Наваррской, в которой описывается, как она скачет верхом по лугам, наслаждаясь сельским пейзажем, разговаривает с простым людом, работающим в полях. Три благородные дамы, появившиеся из леса, жалуются на свои любовные страдания. Их рассказ так красноречив, излияния столь риторичны и сопровождаются таким обилием слез, что небо заволакивается тучами и на землю проливается сильнейший дождь, прерывающий эту элегическую прогулку.
Та же сцена изображалась на прекрасной гравюре Бернара Соломона, и использовалась Приматиччо в украшении бального зала Генриха П. Здесь великолепная декоративность Приматиччо достигла наивысшего расцвета. Он обращался не только к сюжетам из «Метаморфоз» Овидия, находящим отзвук в воздушно-грациозных женских фигурах, но и к буколическим сценам, в которых грациозные пейзаны и пейзанки представляли идиллию крестьянского труда.
При оформлении бального зала художник отказался от скульптуры, заменив ее золочеными багетами, это усилило роль живописи и внесло в оформление зала большую геометричность и строгость.
В росписи дворцовых интерьеров и в скульптуре, обрамляющей живописные полотна, отчетливо просматриваются стилевые особенности школы Фонтенбло. Во-первых, предпочтение отдавалось историческим, мифологическим и аллегорическим сюжетам. Но также вошли в моду сезонные сцены крестьянского труда, столь распространенные в старых французских миниатюрах. Во-вторых, стали изображать обнаженные женские фигуры, до того времени не встречающиеся в произведениях французских художников. При этом живописным образам придавался изысканный, нарочито светский характер, начисто лишенный человеческой теплоты, за счет непропорционально вытянутых «змеевидных фигур». В-третьих, излюбленным колоритом стали высветленные, почти прозрачные бледно-розовые, сизо-голубоватые, нежно-зеленые тона, отвечающие маньеристическим представлениям о рафинированно-изысканной, бесплотной, хрупкой красоте.
Ярким представителем стиля Фонтенбло во французской пластике былЖян Гужон (1510-1568). Самым одухотворенным его произведением является созданный им в античных формах совместно с Пьером Леско (1515-1578) «Фонтан невинных». Для фонтана Гужон изготовил рельефы нимф, удлиненные гибкие фигуры которых вписаны в узкие вытянутые ввысь плиты. Их невесомому и грациозному движению вторят легкие драпированные туники, напоминающие струящуюся воду. Эти фигуры - своеобразный символ вкуса эпохи - ассоциируются с образами рон-саровской поэзии:
Дриаду в поле встретил я весной. Она в простом наряде, меж цветами, Держа букет небрежными перстами, Большим цветком прошла передо мной...
С именем Гужона связано скульптурное оформление западного фасада Лувра, возведенного Пьером Леско и считающегося венцом ренессансного зодчества Франции. Скульптура сосредоточена в обрамлении окон третьего этажа и на ризалитах. Аллегорические фигуры войны и мира обрамляют круглые окна над входами, рельефные изображения божеств, скованных рабов и крылатых гениев, придерживающих щит, украшают верхнюю часть ризалитов.
Ж. Гужон. Нимфы. Фонтан невинных. Париж
Гужон оформлял и интерьеры дворца: богиня Диана, фавны и фавнессы, олени и собаки стали частью роскошного убранства Лестницы Генриха II; в Шведском зале Гужон сделал трибуну, поддерживаемую кариатидами, похожими на статуи афинского Эрехтейона.
Эстетические идеалы Гужона обусловили особенность его творчества, состоящую в том, что он не изваял ни одного портрета, весь свой талант направив в русло создания обобщенного, идеально-прекрасного образа.
Одновременно с развитием архитектуры, живописи и скульптуры в XV-XVI вв. значительных успехов достигает декоративно-прикладное искусство.
Высокого совершенства достигло искусство изготовления эмалей, возникшее на юге Франции, в Лиможе, еще в XII в. Но если раньше производство расписных эмалей обслуживало нужды церкви, то теперь это в основном изделия светского назначения.
Исключительным своеобразием характеризуются созданные в XVI в. предметы из фаянса. Важнейшее место в области фаянсового производства того времени занимает Бернар Палисси (1510-1590), который создал фаянс, названный им «сельской глиной». Из этого фаянса он изготовлял большие блюда, тарелки, чашки, массивные и тяжеловесные, сплошь покрывая их рельефными изображениями ящериц, змей, раков, улиток, бабочек, листьев, раковин, расположенных на синем или коричневом фоне. Изделия Палисси, выдержанные в сочных коричневых, зеленых, сероватых, синих и белых тонах, необычайно декоративны.
Однако французская художественная культура XVI в. не исчерпывалась только праздничным и радостным возрождением античности. Параллельно ему шло возрождение средневековой традиции, которая никогда полностью и не прерывалась. Во второй половине XVI в. готическое направление в искусстве французского Возрождения набирало темп и очень своеобразно отразилось в творчестве скульптора Жермена Пилона (1535-1605), обратившегося к церковной надгроб-
ной пластике. Его мировосприятие было созвучно тому средневековому томлению по загробной жизни, которое отражено в готических «Плясках смерти» - фресках на стенах французских кладбищ. Смерть являлась там в устрашающем реализме живого скелета и обращалась к человеку в мрачной поэме Клемана Моро:
Подобен дух огню, а тело головне,
Но к небу рвется дух, а тело в прах стремится.
Оно - угрюмая, постылая темница,
Где пленный дух грустит о светлой вышине.
Произведения Пилона отличались королевской помпезностью, но средневековые представления о добродетели все сильнее подчиняли себе идеал ренессансного величия, поэтому в его творческой манере соседствовали натурализм с античными идеалами. Так, в надгробии Валентины Бальбиани она изображена на крышке саркофага в пышном одеянии, с маленькой собачкой, а барельеф на саркофаге с отталкивающим реализмом показывал ее лежащей в гробу, обнаженной и разложившейся, почти как скелет. В надгробии Генриха II и Екатерины Медичи в церкви аббатства Сен-Дени наверху надгробной капеллы они представлены в королевском облачении, коленопреклоненными, а внизу, под ее сводом, - обнаженными, лишенными былого великолепия, словно останки какого-нибудь нищего. Эти реалистичные, без каких бы то ни было прикрас, образы являлись отражением мрачного настроения, присущего всему западному миру периода контрреформации.
Ж. Пилон. Надгробие Валентины Бальбиани. Лувр. Париж |
Французское Возрождение уже к 15 62 г. утратило свойбеспечно-жизнерадостный характер. Духовная безмятежность, характеризовавшая эпоху Франциска I, наслаждение античной красотой и природой превратились в свою противоположность, и под яростным напором кальвинизма религиозные интересы оказались на первом плане. Произошло нарушение спокойного течения культурного процесса.
Гугенотские войны вызвали глубокий хозяйственный и культурный упадок в стране, и лишь после Нантского эдикта вновь начали открываться школы и университеты, возобновилось строительство.
Но утвердившийся с новой силой французский абсолютизм на следующем этапе своего развития потребовал других форм искусства.