Все работы Леонардо да Винчи принесли ему славу, но не принесли заказов.
В поисках заказов Леонардо да Винчи переезжал из одних областей Италии в другие, выполняя заказы то миланского герцога, то Флорентийской республики, то инспектируя военные укрепления Чезаре Борджа в Романье.
Невозможность найти работу в Италии побудила Леонардо принять приглашение французского короля Франциска I, и в 1517 г. он уехал, захватив большинство своих картин и все рукописи, которые так и остались во Франции после его смерти в знаменитом замке Клу на реке Луаре близ Амбуаза.
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Период Высокого Ренессанса являет собой зенит, кульминацию всей этой великой культуры. Для художников этого периода особенно характерна масштабность образа. Наряду с крупными архитектурными формами, такими как собор св. Петра в Риме архитектора Браманте, появились скульптурные и живописные произведения огромных размеров, например «Давид» Микеланджело, фигуры пророков и сивилл в его же росписи Сикстинской капеллы.
Различие в идеалах искусства раннего и Высокого Возрождения заключалось также в смене «натурализма» идеализацией образов. Главным стало изображение отдельной личности и почти полное отсутствие пейзажного фона.
Особое значение в этот период приобрело отображение различных движении, часто не мотивированных сюжетно, а передаваемых ради красивой пластики линий, ритма, эффектного ракурса, как в знаменитых фигурах сикстинского плафона Микеланджело.
Общийуровень искусства раннего Возрождения был настолько высоким, что его уподобляли могучему горному кряжу, где отдельные произведения выдающихся мастеров были ненамного лучше работ их менее талантливых собратьев. Искусство Высокого Ренессанса предстает в виде гораздо менее высокой гряды, над которой возвышаются несколько грандиозных вершин: это творчество Браманте, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана.
Выдающимся архитектором эпохи Высокого Возрождения является Донато Браманте (1444-1514), создавший стиль римского классицизма. Этот стиль восходил к римской античности и отличался рациональностью, уравновешенностью несущих и несомых частей, сочетанием арки, круга и купола. Все эти особенности были отражены в проекте собора св. Петра в Риме, который должен был напоминать по форме греческий крест с закругленными сторонами, мощным сферическим куполом и башнями по углам, доводящими план почти до квадрата. Браманте первым нашел «идеальную» композицию здания, которая со всех сторон выглядела одинаково и в которой пространство преобладало над массой, придавая зданию необычайную «воздушность». Эта грандиозная симметричная кре-стово-купольная постройка в процессе возведения была преобразована в традиционную базилику, но позже, в архитектуре европейского классицизма, именно она получила широкое распространение и стала основной сначала во Франции, а затем в Англии и России. Арочные пролеты были навеяны сводами базилики Максенция и Константина, самого грандиозного сооружения Древнего Рима; мощный барабан повторял абрис римской ротонды; сферический купол соотносился с формой купольного завершения Пантеона.
Рафаэль Санти (1483-1520) родился в Урбино, и первыми его учителями были его отец Джованни Санти и глава умбрийской школы прославленный Пьетро Пе-руджино. Рафаэль настолько глубоко усвоил манеру учителя, что работы обоих мастеров было невозможно различить.
Особенно это проявляется в цикле его неповторимых по своей прелести и лиризму мадонн. Еще в Урбино двадцатилетний художник, рано оставшийся без матери, одним порывом души написал «Мадонну Конестабиле», в девичьем хрупком образе которой воплотил грёзу о красоте, об идеальной гармонии. В небольших картинах, посвященных вечной теме материнства, женственности, обаяния -«Мадонна в зелени», «Мадонна с щегленком», «Мадонна-садовница», «Мадонна в кресле» и др., Рафаэль воплотил самые светлые идеалы гуманизма итальянского Ренессанса. Вместо устоявшихся канонов в вековом жанре мадонн художник создал пленительный образ, полный света и добра.
Именно такова «Сикстинская Мадонна». В движениях рук Мадонны, несущей младенца, чувствуется инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем - ощущение того, что он ей не принадлежит, она несет его в жертву людям. Взгляд Мадонны нефиксирован и трудноуловим, но в нем угадывается то выражение, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Мадонна словно предвидит трагическую участь сына. В цикле мадонн наиболее наглядно проявилось главное открытие Рафаэля - удачное, почти в равных пропорциях соединение языческого и христианского мироощущения, поэтому его мадонны не слишком возвышенны, но и не слишком чувственны.
Рафаэль, как и Перуджино, был блестящим мастером пространственной композиции. Он интуитивно точно, словно зодчий, выстраивал картину на плоскости и связывал ее части в единое целое, что наиболее полно проявилось при росписи им личных апартаментов папы римского в Ватикане.
Здесь проблема синтеза архитектуры и изобразительного искусства нашла свое наиболее полное решение.
Поскольку идейная программа фресковых циклов в папской резиденции призвана была служить прославлению католической церкви и ее первосвященника, наряду с аллегорическими и библейскими образами здесь запечатлены эпизоды из истории папства и введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X.
В первой комнате, где скреплялись печатью папские указы, так называемой станце дел-ла Сеньятура, темой росписей являлись четыре области духовной деятельности человека: богословие, философия, поэзия и правосудие. Они были представлены фресками «Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Мудрость, Умеренность, Сила».
«Диспут» изображал беседу о таинстве причастия. Сам символ причастия - дарохранительница с гостией (облаткой) была установлена на алтаре в центре композиции. По обе стороны от него располагались отцы церкви, папы, священнослужители, а над ними, подобно небесному видению, возникала Троица и святые.
Во фреске «Афинская школа» Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых в грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов, навеянных проектом собора св. Петра.
Фреска «Парнас» была написана на узкой боковой стене с широким прямоугольным
окном посередине, которое Рафаэль гениально обыграл, поместив вершину Парнаса над, а склоны холма по сторонам проема. На вершине Парнаса изображен Аполлон, вдохновенно играющий на виоле, в окружении муз и великих поэтов древности: Гомера, Сафо, Вергилия, Горация, Пла-вта, Данте, Петрарки и др.
Роспись четвертой стены украшена аллегорическими фигурами Силы, Мудрости, Умеренности и фигурками гениев, трое из которых символизируют святые добродетели - Веру, Надежду, Милосердие (Любовь).
Принципы гармоничного единства архитектуры и изобразительного искусства основаны на том, что Рафаэль взял за основу мотив арочного завершения стен, сделав его лейтмотивом каждой композиции. В «Диспуте» он повторяется в двух огромных дугах, охватывающих мир земной и мир небесный, и созвучен мотиву круга, трижды повторяющегося: в облатке причастия, си-
return false">ссылка скрытаРафаэль Санти. Парнас. Фрагмент «Данте, Гомер, ЯНИИ вокруг ГОЛубя - СВЯТОГО
Вергилий». Фреска. Станца делла Сеньятура. Ватикан Духа И ОгрОМНОГО нимба Христа.
В «Афинской школе» арочное завершение стены созвучно уходящим вглубь арочным проемам храма. В «Парнасе» оно определяет очертания групп поэтов и муз, расположенных на пологой горной вершине.
На своде, живопись которого имитировала мозаику, над каждой фреской, в четырех медальонах - тондо - размещались аллегорические фигуры Теологии, Философии, Поэзии и Правосудия. Таблички с надписями подчеркивали идею познания Истины различными путями: через религию («знание божественных вещей»), философию («познание причин»), искусство («божественное вдохновение») и правосудие («справедливость воздастся каждому»). Причем между ними и небольшими композициями в угловых частях свода - «Грехопадение», «Суд Соломона», «Урания», «Наказание Марсия» существует сложная символическая связь.
В станце д'Элиодоро тематикой фресок были выбраны эпизоды религиозных легенд и истории папства, связанные с чудесным вмешательством божества.
Росписи станцы дель Инчендио отразили эпизоды, героями которых были папы, носящие имя Лев.
Последним крупным монументальным циклом, созданным Рафаэлем, была роспись так называемых Лоджий - большой арочной галереи во втором этаже ватиканского дворца. Роспись эта представляла сочетание великолепного живописного декора и небольших фресковых композиций. Мотивы для декора были почерпнуты из изысканно-прихотливых орнаментальных росписей сводов Золотого дома Нерона, обнаруженных под руинами римских терм. Они получили название «гротески», поскольку помещения, где их обнаружили, были приняты за гроты, подземелья. Пятьдесят две фресковые композиции, расположенные в небольших арочных сводах, включали истории Ветхого завета и составили так называемую «Библию Рафаэля».
Рафаэль был создателем простого, усредненного стиля, основой которого стало идеальное совершенство формы. Этот придуманный художником идеал противопоставлялся природе, полной случайностей. «Идеальный стиль» Рафаэля опирался на совокупный художественный опыт. Неслучайно, работая над фреской «Гала-тея» на вилле «Фарнезина», Рафаэль говорил, что для написания одной красавицы ему нужно видеть много красавиц. Живопись понималась им как преображенная реальность, светлая, радостная, гармоничная, и во всех произведениях Рафаэля господствовал дух пленительной идиллии. Но идеализм Рафаэля, не неся в себе творческого импульса, подлинного художественного открытия, начал перерождаться в академизм, поражая пустотой и банальностью, еще при жизни мастера.
Имя Рафаэля стало синонимом классического искусства, а его полотна на целые столетия определили вкусы живописцев академического направления.
Итальянское Возрождение дало миру целый сонм прославленных мастеров, но мощь творческого гения Микепанджело Буонарроти (1475-1564) выделяет его даже среди величайших художников этой эпохи. Его искусство знаменует собой не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение. Долгий, почти семидесятипятилетний творческий путь Микеланджело совпал с историческим периодом, полным бурных потрясений. И очень важным на этом пути явилось полное слияние для художника понятий человека и борца. Способность к героическому подвигу, борьба за утверждение прав человека на свободу - вот что служило лейтмотивом его творчества. Знаменитая микеланджеловская «terribilita» -«напряжение духа» - прямо-таки титаническое напряжение воли лучше всего характеризовало созданные им образы, как скульптурные, так и живописные.
Стремясь к воплощению своей главной темы - борьбы духа и материи, Микеланджело впервые в истории скульптуры соединил идеал телесной красоты с от-
влеченной духовной идеей, найдя новую художественную форму в статуе Давида. В отличие от своих предшественников, Донателло и Верроккьо, Микеланджело изобразил Давида перед свершением подвига. Обнаженная фигура героя передает одновременно и красоту идеализированного на античный манер тела, и внутреннее, духовное напряжение библейского героя, выраженное в мимике лица, укрупненных деталях головы, кистей рук, что порождает странную дисгармонию образа. Открытие монумента как символа мужественного защитника города, установленного перед Палаццо Веккьо, зданием городского самоуправления, превратилось в народное торжество, а «Давид» сделался самым популярным произведением Флоренции.
Микеланджело. Моисей. Церковь Сан-Пьетро. Рим |
Следующей крупной работой была гробница папы Юлия II, задуманная как величественный мавзолей, со всех сто-ронукрашенный мраморными статуями, общим числом около сорока, и бронзовыми рельефами. То ли ошеломленный таким замыслом, то ли отвлеченный проектом Браманте по строительству собора св. Петра, папа охладел к задуманному памятнику и своим невниманием оскорбил Микеланджело. Художник самовольно покинул Рим, и только нажим флорентийских властей, опасавшихся ухудшения отношений с Римом, вынудил его примириться с папой.
Во втором десятилетии XVI в., уже после смерти Юлия II, Микеланджело возобновил работу над гробницей, подписав контракт с наследниками о создании памятника более скромных размеров и с меньшим количеством статуй. В числе выполненных им статуй и статуя Моисея, поразительный динамизм которой носит не физический, а духовный характер, наиболее полно выражая знаменитое микелан-джеловское «напряжение духа».
Произведением, как бы завершающим период Высокого Возрождения, явилась флорентийская капелла Медичи, которой новый папа Климент VII Медичи хотел обессмертить свой род.
В церкви Сан-Лоренцо, самой старой церкви города, к правому трансепту Микеланджело пристроил помещение новой сакристии (ризницы), где разместил друг против друга гробницы герцогов Джулиано и Лоренцо. Стену напротив алтаря украсили статуи Мадонны и патронов рода Медичи - святых Косьмы и Да-миана. В гробницах Джулиано и Лоренцо Микеланджело отошел от традиционного типа надгробия-саркофага с портретной статуей покойного. Статуи Джулиано й Лоренцо Медичи, представленные в глубоком раздумье, помещены в нишах. А на их саркофагах аллегорические статуи, символизирующие быстротекущее время -«Утро» и «Вечер» на саркофаге Лоренцо, «День» и «Ночь» на саркофаге Джулиано. Они являются как бы образной иллюстрацией их размышлений. Конвульсивно изогнутые фигуры соскальзывают с закругленных крышек саркофагов, но все-таки
удерживаются на них неведомой силой. Образы, созданные Микеланджело, и динамичная ритмика декора создают атмосферу, полную тревоги и напряжения. Сложная система пилястров, ниш, глухих окон, сочетание местного серого камня и желтоватого мрамора заставляют стены как бы пульсировать.
И только статуя Мадонны - одна из вершин пластического гения Микеланджело - трактована им в ином плане: ее глубокое душевное волнение не переходит в надлом, и лиризм ее образа не искажен диссонансами.
Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором, поэтому, когда папа Юлий II предложил ему расписать плафон (потолок) Сикстинской капеллы, он взялся за это с большой неохотой. Работа оказалась для него мучительной настолько, что он жаловался в одном из своих сонетов:
Я заработал зоб, трудясь, как вол, И смахиваю зобом на породу Ломбардских кошек, пьющих дрянь - не воду, Но это лишь начало в списке зол.
Затылок место на хребте нашел, И борода простерта к небосводу, И волей кисти, брызжущей по ходу, Лицо мое - как мозаичный пол.
Бока ввалились, будто с голодухи, А задница - противовес спины: Не видя ног, недолго оступиться. От напряжения вот-вот на брюхе
Порвется кожа, - что до кривизны,
То лишь сирийский лук со мной сравнится.
Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. Рим |
Но именно роспись Сикстинского плафона стала самым великим из его творений, прославляющих духовную и телесную красоту человека.
Программа росписи относилась к числу сложнейших ренессансных программ -изображению истории человечества до принятия закона Моисея; она дополняла фресковые росписи XV в., посвященные истории Моисея и земному пути Христа, на южной и северной стенах.
С помощью иллюзорно переданных средствами живописи элементов архитектуры плафон разделен на несколько частей. Центральная часть посвящалась библейским легендам о сотворении мира и жизни первых людей на земле: отделение света от тьмы, сотворение звезд и планет, отделение земли от воды, сотворение Адама, сотворение Евы, первородный грех и изгнание из рая, строительство ковчега, всемирный потоп, опьянение Ноя. Размещение этих фресок от входа к алтарю в обратном библейским событиям порядке обозначало, очевидно, идею восхождения от низшего к высшему, от животного состояния к творческому.
Между парусами с изображением библейских предков Иисуса Христа были помещены фигуры пяти сивилл, предсказавших появление Мессии, и семи пророков, титанические образы которых исполнены огромной духовной силы.
Сосредоточенности Иоиля, рассматривающего свиток со словами о близком судном дне, противоставлено апокалиптическое исступление Иезекииля; погруженный в раздумья Исайя контрастирует с неистовым Даниилом, делающим записи во время чтения; отшатнувшемуся в ужасе Ионе, словно увидевшему в своем пребывании в чреве кита три дня и три ночи пророчество о пребывании Сына человеческого столько же времени в чреве земли, противопоставлен мудрый Захария, перелистывающий книгу судеб и не находящий в ней ничего утешительного. Печальный Иеремия словно отзывается на бедствия, переживаемые Италией. Его пророчества, названия которых обозначены еврейскими буквами «алеф» и «вов», гласят: «Стала вдовою владычица народов; государыня областей подпала под иго. И от дочери Сиона ушло благолепие ее».
В роспись парусов свода Микеланджело включил библейские сказания, имеющие ключевое значение для еврейского народа. Это сказания о смелости Юдифи и героизме Давида, мудрости Эсфири и богоизбранничестве Моисея.
Юдифь, богатая вдова ослепительной красоты, жила в иудейском городе Ветилуе, когда его осадила армия Навуходонасора под предводительством военачальника Олоферна. Зная, что жителям города грозит либо голодная смерть, либо истребление, Юдифь, умастив себя благовониями и надев самые красивые драгоценности, отправилась в стан врага. Придя в шатер к Олоферну, она объявила, что, будучи верующей еврейкой, не может видеть, как осажденные жители нарушают закон Моисея - едят мясо с кровью, и что скоро Бог накажет отступников. Пораженный красотой Юдифи, Олоферн устроил в ее честь пиршества, становясь день ото дня все более настойчивым в своих ухаживаниях. Когда же на четвертый день он выпил слишком много вина и заснул на своем ложе, Юдифь двумя ударами меча отсекла ему голову, положила ее в дорожную сумку и беспрепятственно вернулась в родной город. Ассирийцы, обнаружив военачальника мертвым, впали в такую панику, что бросились бежать, бросив лагерь с награбленными в Иудее сокровищами.
ВторойкругшейшейживописнойработойМикеланджелоявился«Страшныйсуд», написанный на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозную тему Микеланджело воплотил как человеческую трагедию космического масштаба. И хотя сама тема призвана олицетворять торжество справедливости над злом, фреска воспринимается как образ вселенской катастрофы, как воплощение идеи крушения мира.
Последней живописной работой Микеланджело стала роспись капеллы Паоли-на, включившая две композиции - «Падение Савла» и «Распятие апостола Петра». Ноты трагического отчаяния уже вполне отчетливо звучат в этих фресках.
На закате жизни Микеланджело основное внимание уделил архитектурным работам: созданию купола собора св. Петра в Риме, планировке площади и лест-
ницы на Капитолийском холме, архитектурной отделке дворца Фарнезе, строительству церкви Санта-Мария дельи Анджели, лестнице и библиотеке Лаурециа-на во Флоренции.
Оформление последней предвосхищает формы барокко. Стремясь сделать более значительным тесный вестибюль, предшествующий расположенному на более высоком уровне главному залу библиотеки, Микеланджело заглубил в стену сдвоенные полуколонны, лишив их опорной функции; поместив под каждую фигурные консоли, он их как бы «подвесил» на стену, усилив тем самым иллюзорность конструкции. Еще более иллюзорным представляется центральный марш ведущей в главный зал лестницы, которую называют пригодной лишь для тех, кто хочет сломать себе шею. Ее чересчур длинные ступени криволинейной формы словно уплывают из-под ног, а чрезмерно низкие перила не позволяют на них опереться.
Титаническая фигура Микеланджело знаменует собой одновременно высший подъем и конец искусства эпохи Возрождения. Нечеловеческая мощь созданных им образов, которым нет равных во всей истории мирового искусства, объясняется космической драмой прекрасной Божественной души, заключенной в телесную оболочку, не менее прекрасную, но являющуюся тем не менее ее темницей. В своих философских сонетах Микеланджело неоднократно говорил о грубости и несовершенстве телесной оболочки, искажающей красоту души, и о том, что подлинным творцом является Бог, а художник - «лишь орудие, молот».
Тициан (1476/77 или 1489/90-1576) был виднейшим представителем венецианской школы живописи. Творчество Тициана, так же как и Леонардо да Винчи, принадлежит двум эпохам. Оно знаменует собой вершину искусства Высокого Возрождения, и в то же время последние десятилетия творчества художника относятся к позднему Возрождению.
Тициан первого периода во многом был продолжателем традиций Джорджоне, у которого он учился. «Любовь земная и любовь небесная» - одно из первых произведений Тициана, где весьма заметно влияние Джорджоне. Сюжет картины представляется загадочным до сих пор, но ключ к его пониманию лежит не в расшифровке сюжета. Главная прелесть картины, как и у Джорджоне, в передаче чувства и состояния, которым проникнуто все в ней, а это задумчивость, рассеяние мыслей, какое бывает на границе между бодрствованием и сном. Мягкие и спокойные тона пейзажа, мерцание обнаженного тела, роскошные цвета красивых одежд, величавые и полные грации движения фигур создают вполне определенный настрой «джорджоновской тишины».
В последующих полотнах Тициана - «Ассунта», «Праздник младенцев», «Вакх и Ариадна» - уже утрачено это спокойствие и утонченная созерцательность. В них можно видеть постепенный переход от мягкого, сдержанного, холодного сияния красок, характерного для Джорджоне, к мощным, залитым светом, колористически богатым полотнам. Таковой является композиция «Введение во храм», пронизанная духом праздничности и монументальности. Она стоит как бы на грани двух периодов в творчестве Тициана.
Именно тогда Тициан создал целую серию полотен, проникнутых чувственным, «языческим» началом, воспевающих женскую красоту. Картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». Эту серию, куда вошли «Диана и Актеон», «Венера и Адонис», «Даная», художник обозначил как поэтическую мечту, чарующую сказку, песню о красоте и счастье, уводящую от трагических конфликтов реальной жизни.
Совершенно другой эмоциональной тональностью окрашены картины на евангельские сюжеты, характерные для эпохи контрреформации1. Это «Положение во гроб», «Коронование терновым венцом», «Святой Себастьян», «Оплакивание Христа». Тема страдания прекрасного человека является лейтмотивом этой серии картин. На них и Христос, и св. Себастьян представлены как мужи, наделенные всеми чертами физического и нравственного превосходства над своими мучителями, но они повержены в неравной борьбе и отданы на поругание.
Тициан. Оплакивание Христа. Музей Академии. Венеция |
«Оплакивание Христа» считается самым трагическим и вместе с тем патетическим произведением художника. «Летящая» снизу вверх и по диагонали композиция картины сложна и вместе с тем гармонично уравновешена. Действие разворачивается на фоне ниши, свод которой отмечен традиционным символом Христа - пеликаном, вскармливающим птенцов своей кровью.
По сторонам ниши изображены Моисей и сивилла, предсказавшая смерть Христа. Кажется, что вся вселенная сузилась до размера этого небольшого пространства, где у холодной стены горстка людей, оцепеневших в беспредельном горе.
Чувство скорби и страдания столь велико, что оно вырывается наружу в открытом, обращенном вовне жесте Марии Магдалины. Подобного образа Магдалины, вестницы трагедии и одновременно плакальщицы, живопись Италии не создавала. «Тициан наделил свои образы героическим величием и нашел манеру колорита столь мягкую и в красках столь правдивую, что поистине можно сказать - он сравнился в ней с природой», - писал биограф Тициана Людовико Дольче.
Творчество Тициана и его младших современников Веронезе и Тинторетто завершило эпоху Возрождения. И хотя эта эпоха выдвинула целую плеяду великих мастеров, именно творчество Тициана оказало особенно значительное воздействие на художников последующих поколений и развитие реалистической живописи XVII в.