Формирование идентичности

 

В детстве мы судим о себе в соответствии с совокупностью различных ролей, например дочери, старшей сестры, подруги, ученицы. В отрочестве и юности новые познавательные возможности мышления на уровне формальных операций позволяют нам проанализировать эти роли, увидеть в некоторых противоречия и конфликты и реструктировать их с целью построения новой идентичности. Иногда этот процесс требует отказа от старых ролей и установления новых отношений с родителями, братьями и сестрами, сверстниками. Эриксон считает задачу формирования идентичности главным барьером, который юноши и девушки должны преодолеть, чтобы совершить успешный переход к взрослости.

Понятие идентичности у Эриксона. Большую часть своей профессиональной жизни Эриксон занимался клинической психологией, имея дело с подростками и молодежью. Его исследование процесса формирования «внутреннего чувства идентичности» оказало огромное влияние не только на специалистов в области психологии развития, но и на широкую публику. По Эриксону, процесс самоопределения, называемый формированием идентичности, долог и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивидуума, образует единую систему координат для организующих и интегрируюших форм ведения в различных сферах жизни человека. Она приводит личные склонности и таланты в соответствие с идентификациями и ролями, данными ему ранее родителями, сверстниками и обществом. Помогая человеку узнать свое место в обществе, личная идентичность также обеспечивает основу для социальных сравнений. И, наконец, внутреннее чувство идентичности помогает определить направление, цели, смысл будущей жизни индивидуума.

Источники идентичности. Многие свои представления о подходящих ролях и ценностях юноши получают от референтных групп. Референтные группы могут состоять из близких людей, которых они видят каждый день, или представлять собой более широкие социальные группы, чьи установки и идеалы разделяют, например, религиозные, этнические группы, группы людей, принадлежащих к одному поколению или объединенных общими интересами. Человек сравнивает себя с референтной группой, широкой или узкой, и принимает или отвергает ее ценности.

Юноши должны прийти к соглашению со множеством референтных групп. Группы, появляющиеся в детстве сами собой, например семья, соседская компания, воскресная школа, больше не устраивают или не удовлетворяют их. Отсюда, отношения юноши с семьей, этнической группой и группой сверстников могут вступать в противоречия. Иногда юношей привлекают ценности и установки одного человека, а не целой группы. Этот человек, называемый значимый другой, может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта или кем-либо еще, чье мнение ценно. Хотя влияние значимого другого может сказываться на стадии жизни, часто наибольшей силой оно обладает в отрочестве, когда человек активно ищет модели для подражания.

Таким образом юноши окружены сбивающим с толку разнообразием предлагаемых многочисленными референтными группами и значимыми другими. Эти роли должны быть интегрированы в личную идентичность, а противоречия – либо приведены в соответствие, либо отброшены. Процесс формирования идентичности существенно осложняется, когда имеет место конфликт между ними (например, между ролью члена группы сверстников, любящих «поприкалываться», и ролью отличника) или значимыми другими.

Варианты формирования идентичности.В своей теории, базирующейся на концепции Эриксона, Джеймс Марсия выделяет 4 состояния формирования идентичности. Этими 4 вариантами, или статусами идентичности, являются предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. Они делятся с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый кризисом идентичности, и связал ли себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Юноши и девушки в статусе предрешенности приняли на себя обязательства, не проходя периода принятия самостоятельных решений. Да, они выбрали профессию, религию или идеологию, но этот выбор был предрешен заранее и определялся скорее их родителями или учителями, нежели самостоятельно. У этой категории молодых людей переход к взрослости происходит гладко, практически без конфликтов.

Молодые люди, которым не достает чувства направления к жизни и не хватает мотивации, чтобы его отыскать, пребывают в статусе диффузии. Они не испытали кризиса и не выбрали для себя профессиональной роли или морального кодекса. Они просто избегают подобных вопросов. Одним подавай немедленное удовольствие, другие пробуют все подряд.

Юноши и девушки в статусе моратория находятся в самом центре продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решения. Их будущие решения могут касаться выбора профессии, религиозных или этических ценностей, политических убеждений. Молодые люди в этом статусе все еще заняты "поиском себя".

Достижение идентичности – статус людей, прошедших кризис и связавших себя обязательствами вследствие сделанного ими выбора. В результате, они сами выбирают работу и стремятся жить, придерживаясь сформулированных для себя нравственных правил. Хотя признаки здоровья или патологии можно обнаружить во всех 4 статусах идентичности, достижение идентичности обычно считается наиболее желательным психологическим состоянием.

Влияние статуса идентичности. Исследования показывают, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, Я-образ и реакцию на стресс. Рассмотрим, как эти 4 статуса идентичности взаимодействуют с некоторыми проблемами юности.

Тревога доминирующая эмоция молодых людей в статусе моратория из-за их нерешительности. Они борются с миром конфликтующих ценностей и альтернатив и постоянно сталкиваются с непредсказуемостью и противоречиями. Юношей и девушек часто связывают с родителями двойственные отношения ненависти; они борются за свободу, но их пугает и огорчает родительское отношение. *****************(стр.24)

Идея типологии развития, вариантов взросления в раннем юношеском возрасте завоевывает все большую популярность и в современной психологии. Показано, что этапы самоопределения (они же и уровни и типы развития личности) являются целостным образованием, где разные личностные переменные системно связаны друг с другом. Каждый из них характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями. Поэтому направление и характер специфического изменения, желательного в каждом конкретном случае (в той мере, в какой его вообще можно прогнозировать, планировать, задавать), должны строиться с таким расчетом, чтобы человек оказался способным на это изменение. Требования к нему не должны быть массированными и слишком опережающими те возможности, которыми располагает школьник к моменту встречи с психологом. В противном случае может возникнуть опасность того, что достигнутое в ходе консультирования понимание причин своих трудностей, открытость в осознании себя, приобретенная способность видеть свои проблемы в новом ракурсе окажутся всего лишь кратковременным эффектом, теряющим под собой почву за пределами общения с консультантом.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

У юношей и девушек можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, причем между отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается.

Ранний юношеский возраст – это пора первой любви, возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. У девушек они обычно проявляются несколько раньше и имеют более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которых идет речь, формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека.

Возможности глубокого общения и взаимопонимания затрудняются и психологическими различиями, и темпами общего созревания полов. В подростковых классах девочки несколько опережают одногодков-мальчиков не только в физическом, но и в умственном развитии. В старших классах та разница сглаживается, зато вырисовываются более устойчивые половые различия в специфических способностях и интересах. Если у мальчиков преобладают предметные и технические интересы, то девочек больше волнуют проблемы внутреннего мира и человеческих взаимоотношений. В отношениях со сверстниками для них всего важнее эмоциональная сторона; в то же время потребность принадлежать к однородной по своему половому составу группе, очень сильная у мальчиков, у девочек после 15 лет снижается.

Половое созревание придает сильную, хотя и не всегда осознаваемую сексуальную окраску всем юношеским переживаниям и интересам. Дело отнюдь не в "физиологических потребностях" самих по себе. Зрелая половая любовь представляет собой гармоническое единство чувственного (эротического) влечения и потребности в глубоком личностном общении и слиянии с любимым человеком. Но эти два влечения созревают не одновременно. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее, чем в физической близости. У мальчиков, наоборот, в большинстве случаев появляются чувственно-эротические влечения. Что же касается потребности в духовной интимности, то она возникает у юношей несколько позже, чем у девушек, и направляется сначала на друга собственного пола, с которым юношу связывает общность жизненных переживаний. Отсюда известная раздвоенность юношеского сознания. С одной стороны, оно полно своеобразного диффузного эротизма; сексуальные фантазии иногда персонифицируются в воображаемом или реальном образе (часто групповом, общем для целой группы ребят), который воспринимается как сексуальный объект, лишенный других человеческих качеств. С другой стороны, юноше свойственна очень робкая и целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства.

Давно известно, что существует определенная зависимость между отношением к самому себе и отношением его к другим. Человек с более развитым самосознанием и высоким самоуважением имеет гораздо больше шансов на глубокую и устойчивую дружбу, чем тот, кто "отвергает сам себя". Эта зависимость относится и к сфере сексуальных отношений: мужчины с низким самоуважением гораздо чаще воспринимают женщину только как сексуальный объект, чем мужчины с высоким самоуважением. Между тем способность к многостороннему человеческому контакту и взаимопониманию – одна из важнейших предпосылок счастливой любви и семейной жизни. Воспитание чувств - не менее важная общественная задача, чем подготовка молодежи к труду.