Стадии усвоения языка

1. Детский жаргон – непонятное бормотание в возрасте около года до 1,5 лет; содержит бессмысленные выражения с паузами и интонациями, свойственными речи взрослого.

2. Первые настоящие слова появляются наряду с жаргоном обычно в 1 год; дети способны строить одно- и двухсловные предложения, стараясь выразить то, что взрослые передают полными предложениями.

3. Однословные (нераспространенные) предложения, которые называют также односоставными, появляются в бормотании годовалых детей, когда они стараются назвать то, что видят. Сначала: существительные, глаголы, прилагательные и потом другие части речи. В основном слова отражают материальные предметы, с которыми сталкивается ребенок.

4. Двухсловные (нераспространенные) предложения характерны для речи 1,5 лет. Телеграфная речь: эти предложения состоят только из самых необходимых слов (существительные и глаголы).

3 типа двухсловных предложений:

- придуманное самим ребенком;

- выученные словосочетания;

- словосочетания, образованные интуитивно путем соединения слов в пары по их угадываемому значению; правила регулирования слов здесь произвольны, оттого и меняется смысл: «совсем пропал сок» (выпил), «мама носок».

5. Полные (распространенные) предложения; переход от телеграфной речи к взрослой совершается быстро и означает важный скачок в развитии ребенка. Примерно к 4 годам дети изъясняются полными 3-4 словными предложениями, включающими почти все части речи; постепенно в речь входят множественные числа, прошедшее и будущее время, предлоги и т.д.

Умственное развитие ребенка в раннем детстве. К началу раннего детства ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать между предметами простейшие связи и использовать их. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью, элементарными формами игры, рисованием и речью. Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий.

Восприятие развивается за счет соотносящих действий, которые складываются в предметной деятельности. Когда ребенок подбирает предметы в соответствии с их формой, величиной, цветом, у него формируются внешние ориентировочные действия. Успешное овладение внешними ориентировочными действиями зависит от того, с какими именно предметами манипулирует ребенок. Значительная часть игрушек для детей этого возраста создана так, что в их устройство как бы уже вложена необходимость примеривать части друг к другу (матрешки, коробочки, мозаика и др.). Такие игрушки называют автодидактическими, т. е. самообучающими.

От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип действий восприятия.

Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается и слуховое восприятие. Особенно интенсивно развивается фонематический слух. Как правило, к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Однако совершенствование фонематического слуха происходит и в последующие годы.

Взаимоотношения ребенка и взрослого. Отношение ей старшими в онтогенезе возникает у ребенка практически сразу, несколько позднее устанавливаются отношения ребенка с ровесниками,

Первоначально мы наблюдаем прямую зависимость ребенка от старшего. Уже с младенческого возраста он настойчиво добивается отношений под знаком «плюс». Активность его находится в апогее, когда он взаимодействует со взрослым на положительных началах.

Характер взаимоотношений со сверстниками в большой мере зависит от характера взаимоотношений взрослого с ребенком. Если взрослый обеспечивает эмоционально приемлемые способы отношений с ребенком, то ребенок, чувствуя его расположение, активно вступает в общение и со сверстниками. Ребенок любит весь мир, он готов сопереживать неудачам других, радоваться их радостям, готов вступать в общение с расположенными к этому сверстниками.

На фоне прямой зависимости ребенка от старшего, преимущественно при отношениях под знаком «плюс», и происходит усвоение первичных правил. В развернутой форме этот процесс начинается в раннем возрасте, когда ребенок становится способным усваивать элементарный набор социальных норм. Эти нормы запоминаются, усваиваются и становятся руководством к поведению во всех ситуациях обыденной жизни.

Нормы, которые преподносятся ребенку раннего возраста, однозначны и определенны. Они не сообщаются ребенку как система правил или взаимодействие правил и норм поведения. Правила преподносятся таким образом, чтобы проблемные ситуации малыш всегда решал однозначно. Это возможно в ситуациях обыденной жизни потому, что первые правила, которые узнает ребенок, являются однозначно необходимыми (мылом намыливают руки, из чашки пьют, ложкой подносят пищу ко рту и другие банальные – для нас, но не для ребенка – истины). Эти правила взрослый и в вербальной, и в реальной жизненной ситуации представляет всегда однозначно – он является истинным носителем правил, образцом поведения с предметом.

В раннем детстве происходит формирование образа «Я», начальный этап формирования Я-концепции.

Осваивая окружающий мир, дети стремятся узнать названия окружающих предметов, их функциональное назначение. Изначально, следуя за взрослыми, дети начинают называть себя по имени. К концу второго года называние себя по имени сменяется личным местоимением «я». «Система «я» – центральное образование, возникающее к концу раннего детства» (Л. И. Божович). Малыш научается отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «я», т. е. у него возникают начальные формы самосознания. В речи ребенок уже дифференцирует себя как некую неизменность, а свои действия – как нечто преходящее: «Сейчас Саша сидит, а теперь Саша бегает, а теперь Саша упал». По существу, ребенок научается отделять свои действия от себя.

Успехи в развитии качественно изменяют все поведение малыша. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако в узкой сфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностей ребенок стремится действовать без помощи взрослых. Новые тенденции усиливают активность ребенка («Я сам») и приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Этот период принято считать критическим («кризис трех лет»), так как взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, который может стать невыносимым в своем негативизме и упрямстве.

Кризис трехлеток – объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослым. У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, делает все наоборот, всячески показывает негативное отношение к требованиям взрослого. Такое поведение не распространяется на всех людей: негативность ребенка весьма избирательна и касается только тех, кто стремится поработить его свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений быстро преодолеваются.

Кризис трех лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии ребенка.

Стремление быть, как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры (лишь в игре ребенок может пойти в магазин, сварить обед, полететь на ракете в космос и т. д.). Поэтому кризис трех лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.