Искусство империи Октавиана Августа
После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской кровопролитной войны к власти пришел внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан Август. Его правление представляло собой монархию, скрытую под маской республики. Как образно выразился римский писатель и философ Сенека, «Октавиан облекся в одежды республики».
Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что правление Августа было неким «золотым веком» всей культуры Древнего Рима, и особенно литературы. Как заметил Гораций, «в Риме все стали писать стихи». Будучи человеком мудрым и дальновидным, Август стремился поддерживать свое государство не только силой оружия. Он окружил себя людьми, понимавшими силу искусства. В кружке Мецената собирались поэты, прославлявшие стихами правление Августа, - Гораций, Тибулл, Вергилий.
Публия Вергилия Марона (70-19 до н.э.) и Октавиана Августа связывала дружба со школьной скамьи, личное покровительство Октавиана обеспечило Вергилию положение в высшем обществе Рима.
На протяжении всего срока правления Октавиан не раз прибегал к поэтическому дару Вергилия с целью оправдания и прославления своих деяний. Например, стремясь навести порядок в голодной и разореннойусобицами стране, Октавиан опирался на военных, предоставляя им землю, отнятую у прежних владельцев. Вергилий, отражая картину происходивших событий, написал первое крупное произведение «Буколики» (пастушеские песни). Уставшие от бесконечных кровопролитных усобиц римляне восприняли Октавиана как символ мира, он казался современникам чудесным явлением, неким посланцем богов.
О Мелибей, наш бог спокойствие это доставил. Ибо он бог для меня, и навек... -
восклицал Вергилий устами героя.
Вторым крупнейшим произведением Вергилия стали «Георгики» - земледельческая поэма в четырех книгах, воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Вергилий в ней подробно и профессионально излагал сельскохозяйственные приемы (проверку качества почвы, прививку деревьев, лечение захворавших овец, способы поимки отроившихся пчел), перемежая их отступлениями философского и мифологического содержания. Август понимал важность эстетического начала и силу воздействия поэзии на людей, поэтому, стараясь привлечь внимание граждан к сельскому хозяйству, он поручил прославление образа земледельца поэту. Труд земледельца, признававшийся единственным достойным римского гражданина и воспетый звучными стихами Вергилия, не мог не вызвать уважения даже у тех, кто не отличал пшеницу от ячменя. Так как поэма построена в форме советов, в сознание читателя проникали сведения, давно позабытые в римских образованных кругах. Разумеется, ни Август, ни Меценат, ни другие читатели «Георгик» не смотрели на труд Вергилия как на простое «руководство» -это была настоящая поэтическая книга.
Опыт с «Георгиками» был настолько удачен, ибо поэма помогла оживить любовь к земле и сельскому труду, что на очередном этапе своей политической деятельности Август, не задумываясь, прибегнул вновь к поэтической поддержке.
Поскольку одним из предков Ромула по материнской линии считался Асканий-Юл, сын Энея, ведшего свой род от Афродиты, еще при Юлии Цезаре возникла генеалогическая концепция, опирающаяся на звуковое совпадение «Юл» и «Юлий». При Октавиане, стремившемся укрепить державную мощь рода Юлиев, она приобрела особое государственное значение. Развить тему о божественном происхождении своего рода Август вновь доверил другу и безупречному приверженцу - Вергилию. Так была создана героическая поэма «Энеида», самое прославленное произведение поэта.
Будучи от природы миролюбивым человеком, Вергилий как патриот не мог не радоваться успехам римского оружия и не гордиться, наблюдая за тем, как Рим на его глазах превращался в мировую империю. Поэтому он, не задумываясь, оказал Августу столь нужную общественную поддержку. В «Энеиде» Вергилий провозглашал идею мирового господства Рима. Состоящая из двенадцати песен поэма напоминала циклические поэмы Гомера о Троянской войне: «Одиссею» в первых шести песнях, посвященных странствию Энея, и «Илиаду» в последующих шести, где описывается борьба Энея с местным царем за обладание Лацием.
Не входившим в кружок Мецената, но выдающимся поэтом-лириком того времени был Овидий Назон, написавший «Метаморфозы» и поэму «Искусство любви», своеобразную инструкцию влюбленным о том, как добиться взаимности.
Ориентация на греческое классическое наследие была характерна не только, для литературы. В архитектуре также эксплуатировались достижения прошлого под знаком канонизации греческой ордерной системы. Император восстанав-. ливал старые и посвящал римским богам новые храмы. В этот период римляне, придававшие первостепенное значение декоративному эффекту, разработали новый способ отделки фасадов, разделив конструкцию и декор. В отличие от греков, вытесывавших то и другое из цельных мраморных блоков, они возводили стены из кирпича и бетона, а затем при помощи скоб навешивали мраморную облицовку и приставляли колонны, предпочитая вычурную коринфскую капитель. Известные слова Светония о том, что «принял Август Рим кирпичным, а оставил мраморным», отражают именно новый подход в строительстве.
Был отстроен новый форум, форум Августа, где все выражало идею торжества государства. В глубине, на высоком подиуме, располагался храм Марса, коринфские колонны которого были почти в два раза выше колонн Парфенона и составляли около 15 м. Все рыбные, овощные и мясные таберне были убраны на новый форум Боарио, специально предназначенный для торговли, где помимо торговых рядов находились храм, посвященный богине плодородия, и храм Геркулеса - покровителя продавцов олив. Тутже находился театр Марцелла, первый стационарный театр Древнего Рима. Театры, одеоны (круглые здания для музыкальных состязаний) былиобязательнывантичномгороде. Номестадлязрителейрасполагалисьневесте-ственнойвыемке холма, какв греческих театрах, анаспециально возведенных стенах.
На юге Франции Август основал колонию, где до сих пор сохранились здания храмов, театров, акведуки, мосты.
Период правления Октавиана Августа являлся временем расцвета неоаттической школы в скульптуре, мастера которой копировали шедевры древнегреческой пластики. Скульпторы в те годы создавали многочисленные портреты Августа, изображая его как бога, жреца, полководца, государственного деятеля. Идеалом художественного стиля в скульптуре считались чистота линий, изысканность и монументальность. Все статуи представляли Августа могучим атлетом, почти классическим героем, хотя, по словам римского писателя Светония, император не отличался крепким здоровьем. «Он с трудом переносил и холод, и жару. Зимой он
надевал не только четыре туники и толстую тогу, но и сорочку, и шерстяной нагрудник, и обмотки на бедра и голени».
В греческой пластике героя обычно показывали обнаженным. Но при точном портретном сходстве показывать императора обнаженным римским скульпторам было невозможно. Поэтому на героику намекали, оставляя обнаженными до колен ноги либо помещая рядом символ Афродиты - амура на дельфине (поскольку род Юлиев, к которому принадлежал Октави-ан, пошел от Афродиты).
На Палатине возводили роскошные дворцы, получившие название палаццо по месту их расположения.
Традиционно их украшали фресковой
живописью так называемого третьего
помпейского стиля,орнаментального, не
обычайно ИЗЯЩНОГО, характерной чертой Фреска третьего помпейского стиля,
которого Стало «мелочное ПИСЬМО». РоСПИ- Национальный музей. Неаполь
си третьего помпейского стиля требуют
рассмотрения на близком расстоянии. При наличии архитектурной композиции выделялась стена, которая уподоблялась разделенному на части панно с изображением колонн, ваз, всевозможных мелких статуэток, фигурок сфинксов (этот стиль поэтому нередко называют египетским). На иллюзорных фронтонах и карнизах - кустики, цветы, птицы, гирлянды, ленты, ажурные сооружения типа трельяжей. Как и в росписях второго стиля, плоскости стен украшали пейзажем, мифологическими композициями, натюрмортами.
Помимо фресок интерьеры домов принято было украшать мозаикой. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. И как вечны были музы, так вечны должны были быть и посвященные им картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветных камней. В Греции в V в. до н.э. это была цветная галька, затем научились варить непрозрачное (глушеное) стекло - смальту. Такой маленький кубик цветного камня или стекла назывался модулем, и чем меньше он был, тем изящнее и богаче выглядело произведение. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в I в. до н.э. - в эпоху Октавиана Августа, когда не только полы в вестибюлях, атриумах и дно бассейнов украшали мозаикой, но огромные мозаичные панно помещали в нижней части стен. На Палатине сохранились фрагменты мозаичного декора дома Лавинии, жены Августа.
Декорировали не только дворцы, но и термы, и даже рыночные лавки. В табер-не на рыбном, овощном и мясных рынках вход в каждую лавку был украшен мозаикой, так что, не входя, можно было составить представление о том, чем торгуют.
Искусство империи Юлиев- Флавиев
После смерти Октавиана Августа наступило время правления династии Юлиев-Клавдиев: Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона.
Следование классическим традициям Древней Греции во времена Августа уступило место помпезности, характерной для всех видов изобразительного искус-
ства. Роскошными были дворцы Тиберия и Калигулы на Палатине. Это были строения в несколько этажей с застекленными окнами и, что особенно интересно, построены из бетона. Римский бетон, конечно, отличался от современного, однако бетонные опоры могли нести на себе конструкции огромного веса и разных конфигураций. Сверху бетон облицовывали мрамором, мозаикой или штукатуркой. Сооружения Юлиев-Клавдиев грандиозны, но особенной гигантоманией отличалось время Нерона. На площадях устанавливали статуи богов и самого Нерона, строили роскошные дворцы.
При Нероне впервые использовали возможности бетона для формирования внутреннего пространства здания. В Золотом доме, дворце императора, получившем свое название из-за позолоченного фасада, именно благодаря использованию нового строительного материала был сооружен купольный зал восьмиугольной формы. Помещения богато декорировали драгоценными мозаиками, настенными росписями и скульптурными рельефами. По свидетельству Светония, здесь имелся украшенный резьбой потолок из слоновой кости с механическим приспособлением, который мог раскрываться, и тогда на собравшихся обрушивался каскад цветов. Сенека описывал столовую, в которой был потолок из подвижных панелей, устроенных таким образом, что картины сменяли одна другую в соответствии с переменой блюд. Колоннады были сооружены из желтого ну-мидийского мрамора. Между колоннами красовались вызолоченные мраморные статуи богов и героев. Высокий свод ворот украшала великолепная квадрига Ли-сиппа, увлекавшая ввысь Аполлона и Диану. Сквозь обширные и многочисленные колоннады открывались прекрасные виды на цветники и деревья сада, где были устроены фонтаны. Возле дворца плескалось обширное озеро, по берегам которого стояли скрытые деревьями мраморные портики.
После смерти последнего императора из династии Юлиев-Клавдиев и года; гражданской войны власть перешла к Веспасиану, основателю династии Флавиев. Будучи расчетливым политиканом, Веспасиан прекрасно понимал, что популярность у народа можно быстрее завоевать, если строить не дворцы, а форумы, амфитеатры, термы. Известно, какое большое место занимали в жизни древних римлян зрелища. «Хлеба и зрелищ!» - этот лейтмотив жизни римского плебса продиктовал и основные типы римских построек.
Для проведения одной из самых любимых форм увеселений чисто римского происхождения - гладиаторских боев строились амфитеатры. Состязания беговых колесниц проходили на ипподроме.
После приходаквластиФлавиевпостройкиНеронадемонстративноразрушались. Снесли и знаменитый Золотой дом Нерона. В одном из его корпусов оборудовали термы, озеро засыпали, а на его месте воздвигли амфитеатр Флавиев, больше известный как Колизей. Название связано либо с неподалеку стоявшим вызолоченным колоссом Нерона, либо с размером самой постройки: «колоссеум» - колоссальный.
Здание амфитеатра, за основу которого был взят театр Марцелла, имело четыре этажа. Три этажа представляли собой аркады, поставленные одна на другую, четвертый - сплошную стену. Впрочем, Веспасиан не отказался от стилевых пристрастий своих предшественников, и здание было пышно декорировано колоннадами. Замечательно было продумано размещение ордеров. В нижнем ярусе использовался сдержанный тускский, во втором - изящный ионический, в третьем - роскошный коринфский, в четвертом - легкие и нарядные коринфские пилястры. При таком расположении колонн различных ордеров здание зрительно облегчалось в верхних частях, а низ казался более массивным, поскольку призван нести основную нагрузку. Изнутри здание было облицовано мрамором, а снару-
Амфитеатр Флавиев. Рим
жи - известковым туфом. Первая галерея предназначалась для привилегированного сословия. Здесь же находилась императорская трибуна для императора, сенаторов, жрецов, весталок и судей. Вторая - для граждан (мещан, обывателей), третья предоставлялась простолюдинам. На четвертом этаже находились деревянные скамьи и места для стояния.
Представление в Колизее смотрели одновременно 50 тыс. зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать места. В жаркие или дождливые дни над ареной натягивали тент. Для театральных представлений арену застилали деревянным полом, для боя гладиаторов засыпали песком, а для сцен морского сражения заполняли водой с помощью подходившего к зданию рукава акведука.
В честь торжественного открытия амфитеатра император Тит, сын Веспаси-ана, велел устроить сражения гладиаторов между собой и борьбу гладиаторов с дикими зверями; праздник длился сто дней. В итоге погибли десятки тысяч гладиаторов и около пяти тысяч диких зверей.
От времен Флавиев, любивших отмечать памятные события монументами, сохранилась триумфальная арка Тита, поставленная в честь победы в Иудейской войне 70 г. н.э. Типы триумфальных арок сформировались еще в годы правления Августа. Сначала их ставили по случаю триумфа полководца-победителя, торжественно вступавшего в столицу от Марсова поля до Капитолия. Со временем триумфальные арки начали возводить в различных городах империи в честь различных торжественных событий (например, в Сузе, на северо-западе Италии, по случаю окончания строительства дороги через Альпы), для прославления рода. Триумфальная арка Тита была сооружена на высоком участке священной дороги форума Романо и украшена рельефами, изображающими триумфальное шествие Тита в сопровождении богини победы Виктории и гения римского народа.
Так же, как в архитектуре, помпезность была характерна для скульптуры и живописи. Статуи запечатлевали человека непременно в эффектной позе, колоссы отливались из драгоценных металлов, мраморные изваяния покрывались позолотой.
В живописи художественные идеалы времени Флавиев нашли свое выражение в декоративных росписях четвертого, «пышного», стиля. В нем соединились архитектурные построения второго стиля и богатство орнаментальных украшений третьего. На плоскости стен размещали большие сюжетные композиции, чередуя их с «окнами», через которые «виднелись» пейзажи, что нашло отражение в период позднего Возрождения в творчестве Веронезе (см. цв. вкл.).
Иногда в верхней части стен художники изображали галереи и балконы с человеческими фигурами, смотрящими сверху на присутствующих. Преобладали красные (пурпурные) и зеленые тона. Высокого мастерства достигли древнеримские художники при передаче предметов и живой природы. Подобно тому как греческие живописцы V в. до н.э. Зевксис и Паррасий поражали современников абсолютно «живым» изображением винограда и занавеса, римские умели показать прозрачность стенок стеклянных сосудов, сквозь которые видна вода, зрелость сочных плодов, бархатистую поверхность фруктов.