Восточные славяне в Средние века

 

Происхождение славян уходит в бронзовый век и связано с племенами Лужицкой, Подклешевой, Оксывской и Пшеворской культур. Грекам и римлянам пшеворские племена известны под именем венедов. Основной зоной расселения венедов является обширная территория от Одера до Днепра и от Балтийского моря до Карпат. На севере славяне соседствовали с балтами и германцами, на юге - фракийцами и ирано-язычными народами скифов и сармат, на западе - кельтами. Слово славяне происходит от названия одного из племен венедов - суовены (по Птолемею). Ранние славяне являлись земледельческим народом. В раннем железном веке у них появляются крупные племенные центры - городища, наиболее известное из которых находится в Польше (Бискупинское). Оно окружено тройным рядом бревенчатых стен, заполненных землей. Улицы городища вымощены бревнами, дома отапливались печами. Погребальный обряд состоял в кремации тел и помещении праха в глиняные горшки (урны) или просто в ямы, прикрытые камнями. В I-II вв. славяне оказываются под мощным влиянием римской культуры, о чем свидетельствуют частые находки римского серебра, монет, оружия, украшений, в том числе фигурные застежки плаща - фибулы. У славян появляются лощеные биконические горшки, на которых не редко встречается изображение свастики-солнца. На территории Восточной Европы в это время развивается Зарубинецкая культура, население которой ведет земледельческо-скотоводческое хозяйство и кремирует покойников. Одни учеными считают население этой культуры балтами, другие – славянами.

В эпоху Великого переселения народов многие германские племена покидают Центральную Европу и устремляются к границам Римской империи. Их территория занимается славянами, распространившимися от Эльбы на западе и до Днепра на востоке, от южного побережья Балтийского моря на севере и до Пелопоннеса на юге. Отдельные группы славянского населения проникают на Среднюю Волгу и Прикамье (Именьковская культура). Расселение на обширных пространствах и включение в свой состав проживающих здесь ранее народов приводит к нарушению культурного и языкового единства славян. Образуется несколько культурных групп, соответствующих основным диалектам славянского языка.

Пражская культура к VI в. занимает обширные пространства на территории Германии, Польши, Словакии, а также Полесья, Белоруссии, Киевщины (склавины готского историка VI в. Иордана). Это земледельческо-скотоводческий народ, проживающий на расположенных гнездами селищах. Городища являются племенными центрами. На них обнаружены следы интенсивной ремесленной деятельности: горны для обжига посуды, железоплавильные и медеплавильные мастерские. Поселения застроены хаотично небольшими наземными и углубленными домами со срубными стенами и двускатной крышей. Отличительной особенностью жилища является печь-каменка в противоположном от входа углу. Погребальный обряд совершается по обряду кремации на стороне. Кости и пепел ссыпались в ямку или урну и накрывались перевернутым горшком. Наиболее ранние погребения - грунтовые, позже появляются курганные, где в насыпи множество ямок (коллективное захоронение). Вещевой комплекс состоит из высоких горшков с расширением в верхней трети тулова и сковородок, железных лемехов, топоров, ножей, кос, серпов, глиняных биконических пряслиц, жерновов, наконечников стрел, украшений.

Пеньковская культура и оставлена славянским племенем антов и распространена в южном ареале славянского мира от Югославии до Днепра. В ее сложении принимало участие население Черняховской культуры, образованной остготами, славянами и остатками ираноязычного населения Северного Причерноморья. Пеньковская культура имеет много общего с Пражской культурой, но отличается формой глиняной посуды с расширением в середине тулова и традициями домостроительства. Жилища Пеньковской культуры углублены в землю и имеют столбовые стены с плетнем и глиняной обмазкой, печь в углу. Погребальный обряд характеризует использование бескурганных захоронений по обряду кремации.

На северо-западе России (Псковщина, Смоленщина, Полоцкая и Ильменская земля) фиксируется еще одна группа ранних славян, связанная происхождением с висло-одерской группой Пражской культуры и местными финно-уграми и балтами. Этой первой волной славян созданы уникальные погребально-жреческие комплексы длинных курганов и сопок. Длинные курганы представляют собой протяженные насыпи длиной до 120 м. Сопки - высокие насыпи с кольцевым кругом камней у основания. Те и другие являются родовыми кладбищами, содержащими остатки кремированных людей. Необычные размеры и формы насыпей получались в результате многократных подсыпок при очередных захоронениях праха умерших.

Заселение славянскими народами территории Восточной Европы повсеместно сопровождалось включением в их состав групп местного населения: балтов, ираноязычных потомков скифов и сармат, финно-угров. Особенно успешно проходила ассимиляция балтских племен, проживавших на верхнем Днепре и Оке с эпохи раннего железа. Можно ли говорить о славянском завоевании Восточной Европы и порабощении проживающих здесь балтов и финнов? Первые славянские колонии имели очень небольшие размеры и были окружены многочисленными местными племенами. Погребения совершались на общих кладбищах. Археологически хорошо прослеживается процесс заимствования местным населением более высокой славянской культуры, что говорит о ненасильственной славянизации родственных народов.

Во второй половине I тыс. в результате расселения славян на территории Восточной Европы образуются несколько новых племенных союзов, упомянутых в «Повести временных лет». Для каждого из племенных союзов характерен свой диалект языка, культура, погребальный обряд, керамика, а также женские височные украшения.

Племенные объединения полян, древлян, дреговичей, волынян (бужан) возникают на территории Правобережной Украины и Белоруссии на основе Пражской и Лука-райковецкой культуры, соответствующих первому объединению славян - дулебов. Для всех этих племен характерны проволочные в 1,5 оборота височные колечки, имеющие у каждого племени свои небольшие отличия. Так у полян и древлян височные кольца имеют эс-овидный загнутый конец, у дреговичей - 1 крупную бусину с зернью, у волынян - лопастные бусы из проволоки. Влияние ираноязычных народов особенно сильно заметно в культуре полян. Здесь наиболее долго сохраняется исчезнувший в других местах обряд ингумации.

Южные племена хорватов, уличей и тиверцев сложились при смешении Пражской и Пеньковской культур и наследовали их культуру. Хорваты занимали Прикарпатскую зону и ранее входили племенное объединение Хорватия, распавшееся под ударами аваров. Осколками этого племенного союза являются молдавские и далматинские хорваты. Для хорват характерен обряд ингумации под каменными плитами и перстнеобразные височные кольца. Тиверцы получили свое название из-за расселения по Днестру – Тиры и являются одним из самых южных славянских племен. Свое происхождение ведут от антов. Для них не характерны височные украшения и курганные могильники. Урны с прахом хоронят в грунтовых ямах. В X –XI вв. под давлением кочевников отступают в Карпаты. Уличи - первоначально южные соседи полян на Днепре, но из-за конфронтации с ними в IX-X вв. переселяются в междуречье Южного Буга и Днестра, где сливаются с тиверцами.

Северяне оседают на Десне, Сейме, Суле, достигая Среднего Дона и Оки. Ими оставлена Роменско-боршевская культура, для которой характерно обилие укрепленных поселений – городищ и своеобразная посуда с узором из гребенчатого штампа и витой веревочки. Наиболее надежным индикатором их выделения являются спиральные височные кольца из проволоки. Вятичи расселяются на Средней Оке. Важнейшим этническим признаком их является семилучевое височное кольцо. Широко используются шейные гривны и браслеты. Радимичи во многом похожи на вятичей и расселяются западнее их. Височные кольца имеют лопастные окончания и похожи на вятические. Происхождение вятичей и радимичей связывают с западно-славянским миром (от ляхов).

Кривичи заселяют огромные пространства Смоленской, Владимиро-Суздальской, Новгородской, Белоозерской, Полоцкой, Псковской земли. Расселение кривичей происходило в среде балтских и финских племен от которых славяне заимствовали многие элементы культуры (коньковые шумящие подвески, посуда и т.д.). Характерными для кривичей являются ромбощитковые височные кольца. Долгое время является открытое селище, расположенное в труднодоступных местах вблизи массива плодородных земель – т.н. весь. Очень часто селища группируются в гнезда, по соседству с которыми находятся укрепленные племенные убежища – городища. На селища имелось от 5 до 8 жилищ и проживало порядка 50 человек, составляющих общину. Жилищами на севере страны являлся прямоугольный сруб с глинобитной печью, на юге – полуземляночное жилище столбовой конструкции с печью-каменкой в противоположном от входа углу.

Основой жизнедеятельности восточных славян является комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство при доминировании зернового земледелия. Потребностями земледельческого хозяйства обусловлен выбор мест обитания: плодородные и удобные для плужной обработки почвы, не использующиеся местными жителями (балты - в большей степени оседлые скотоводы и подсечные земледельцы, финно-угры - рыбаки и охотники с элементами производящего хозяйства). Огневое земледелие у восточных славян не было господствующим, а применялось лишь для освоения новых полей. Возделывались пшеница, ячмень, рожь, просо, горох, бобы, овес, полба, конопля. На славянских поселениях найдены в большом количестве плуги, чересла, сошники, наральники, топоры, жернова, сковородки для выпечки хлеба, серпы, косы. Для сохранения плодородия почв употребляли сложные системы севооборота (двух- и трехполье), поэтому поселения существуют на одном месте многими столетиями. В скотоводстве на первом месте было разведение коров, а затем свиней, овец, лошадей. Рыболовство, охота, собирательство, бортничество носили подсобный характер. Их доля увеличивалась в лесных районах.

Следы развитого ремесленного производства встречается практически на каждом поселении (металлургия и металлообработка, косторезный промысел, гончарство). Но в тоже время наряду с рядовыми ремесленными центрами выделяются специализированные - праобразы городов. Об уровне мастерства славянских металлургов говорит знакомство с секретами изготовления стали, пакетного металла, закалки, литья, ковки, теснения, скани и зерни из серебра, золота, билона. Железо производилось свое, а цветной металл завозился. С VIII в. появляется керамика, изготовленная на гончарном круге. На основе старых племенных центров в IX-X в. начинают возникать первые города: Киев, Смоленск, Чернигов, Любечь, Белоозеро, Муром, Ростов, Изборск. Новгород и др. Складывается стандартная структура городов: княжеско-дружиный детинец и ремесленно-торговый посад вокруг.

Важнейшим источником по изучению восточных славян является погребения. Наиболее распространенным в это время является курганный обряд на основе кремации покойника на стороне. Остатки кремации помещались в основание насыпи или на ее вершину в специально вырытую ямку или в обычный глиняный сосуд - урну. Большинство курганов – это небольшие насыпи, не содержащие погребального инвентаря. При сходстве погребального обряда у восточных славян имеются незначительные племенные отличия, выражающиеся в положении могильной ямы, наличие прослоек золы и глины, камней. С X-XI в. под влиянием христианства кремация начинает сменяться ингумацией. Наряду с рядовыми курганами известны курганы дружинников и знати, найденные под Смоленском, Псковом, Ярославлем, Черниговом. Они отличаются большими размерами и наличием богатого сопроводительного инвентаря: комплектов дружинного оружия, украшений, конской упряжи, ритуальных сосудов. На площадке будущего кургана разводился костер, на котором сжигали умершего, одетого в лучшие одежды. Его сопровождали вещи для жизни в загробном мире. После кремации остатки складывали в горшок или сгребали в центр площадки. Сверху сооружали земляную насыпь. В некоторых дружинных курганах заметны следы влияния скандинавской культуры: остатки сожженной ладьи, человеческие жертвоприношения, скандинавские украшения и оружие. Но чисто скандинавских захоронений немного.