ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА
(IVтысячелетие до н. э, - VI в. н.э.)
Древнейший период в развитии японской культуры начинается с IV-I тысячелетий до н.э. и называется Дзёмон - «след веревки». Название связано с распространением в этот период глиняных ритуальных горшков, декор на которые наносился при помощи травяной веревки, выгоравшей при обжиге и оставлявшей глубокий след в керамике. Отверстия и углубления создавали активную игру светотени, придавая глиняной массе подвижность и олицетворяя мощь природы. Со временем стилизованные пики гор, крутые завитки морских волн, зигзаги молний, знаки солнца и луны сменил экспрессивный орнамент: гримасничающие лица, звериные морды, извивающиеся змеи и драконы. К периоду Дзёмон относятся также глиняные статуэтки, изображающие богинь плодородия с огромными глазами типа «снежных очков», каменные фигурки, напоминающие инопланетян, с треугольным туловищем и круглой головой.
В V в. до н.э. - IV в. н.э. в результате переселения на Японские острова земледельческих племен, занимавшихся разведением риса, появилась культура Яёй. Сложные ритуальные обряды, посвященные богине плодородия, потребовали строительства храмов-амбаров и литья бронзовых колоколов - дотаку, покрытых магическими знаками. Амбар воспринимался как жилище богини и являлся наиболее рациональным в условиях влажного климата, сильных ветров и постоянных землетрясений типом деревянной постройки. Он представлял собой глухой
Святилище храмового ансамбля. Исэ |
прямоугольный объем, сложенный из бревен, поднятый на столбах и окруженный невысокой галереей; массивная крыша из прессованной коры кипарисового дерева нависала над глухими стенами. Входить внутрь разрешалось только верховному жрецу, функции которого исполнял сам император. Считалось, что синтоистские божества населяют не только храм, но и окружающее его пространство. Поэтому в большом дворе перед храмом совершались мистерии «первого колоса», связанные с легендой о нисхождении Ниниги, принесшего людям рисовый колос, сорванный со священного поля богов, и положившего начало правлению «потомков неба», т.е. императоров.
В японской мифологии отсутствует единый творец мироздания. Самопроизвольное установление порядка сопровождалось появлением богов-ками, не имеющих пола и каких-либо внешних признаков. Бог обильных облаков над равнинами, бог всплывающей грязи, богиня осаждающегося песка, которые «были каждый сам по себе и не дали себя увидеть», предшествовали Идзанаки и Идзанами, имеющих антропоморфный облик и обладающих способностью рождать других богов. Мешая воду копьем, они обратили жидкую, наподобие плавающего жира, землю в твердь, а затем породили богов-духов земли и кровли, ветра и моря, гор и деревьев, равнин и туманов в ущельях. Согласно мифу, Идзанами удалилась в царство мертвых, став божеством подземной страны и олицетворением темных сил. Идзанаки, представляющий светлые силы, произвел на свет трех главных богов, совершая обряд очищения после возвращения из страны мертвых. Рожденная из капель воды, омывших его левый глаз, Аматэрасу, как старшая дочь, получила во владение «равнину высокого неба» и стала богиней солнца и плодородия, главой пантеона синтоистских богов и прародительницей японских императоров. Богом луны, получившим в управление царство ночи, стал Цукуёми, рожденный из воды, омывшей правый глаз Идзанаки. Третьим великим божеством, появившимся из воды, омывшей его нос, стал Сусаноо, бог ветра и водных просторов, владыка «равнины моря».
Как повествует легенда, внук Аматэрасу принц Ниниги, обожествленный предок японцев, сошел на землю, получив в подарок яшмовое ожерелье, зеркало и меч - символы священной власти японских императоров и японской культуры.
Выделение в мифах главного божества Аматэрасу совпало по времени с образованием первого государства Ямато, получившего в истории культуры название Кофун (IV - начало VI в.) - по сооружению гигантских императорских гробниц-курганов, имевших форму замочной скважины и напоминавших естественный зеленый холм, окруженный подковообразным водоемом. Тем самым подчеркивалось слияние с природой и преклонение перед ней. Особенностью оформления гробниц-курганов являлась ограда, состоявшая из глиняных статуэток ханива («глиняный круг»), представлявших собой фигурки домашних животных и боевых коней, а также различные типы человеческих фигур - жрецов, воинов, при-
дворных, слуг, музыкантов. Кроме того, в качестве ограды могли служить воинские щиты и мечи, архитектурные сооружения либо полые столбики-цилиндры. Пример кофуна - гробница императора Нантоку, построенная в начале V в., которая превосходит размерами пирамиду Хеопса в Египте, но в отличие от нее неотделима от окружающего ландшафта.