ИСКУССТВО МУСУЛЬМАНСКОЙ ИНДИИ
В начале XII в. в результате вторжения войск Мухаммеда Гури на Индостан-ский полуостров в северной Индии образовалось государство Делийский султанат и была установлена новая государственная религия - ислам. Новая религия, преследуя идолопоклонство, запрещала создавать произведения скульптуры и живописи. Вместе с тем индо-исламское взаимодействие обусловило высокие достижения в архитектуре и прикладном искусстве, в первую очередь в миниатюре.
Мавзолей Тадж-Махал. Агра |
Новыми архитектурными сооружениями стали мечети, минареты, мавзолеи и медресе (исламские теологические учебные заведения)» Влияние ислама сказалось также в появлении куполов и арок, ранее неизвестных индийской архитектуре, аппликаций из глазурованных плиток и мраморных пластин. Облик архитектуры того времени определило сочетание красного песчаника с белым мрамором, используемым для отделки. Скульптурный декор уступил место каменному орнаменту, в котором индийские растительные мотивы, сочетаясь с геометрическим мусульманским рисунком, образовывали изумительное по изяществу кружево. Соединение геометрического арабо-мусульманского архитектурного объема и изысканного индийского узора обусловило появление в эпоху правления Великих Моголов своеобразного стиля - «стиля Моголов». Этому стилю свойственны изящество силуэтов и легкость форм, наличие куполов и арок, органическая связь архитектурного ансамбля с парковым окружением.
Самым изысканным образцом «стиля Моголов» может служить мавзолей Тадж-Махал в Агре, построенный из белоснежного мрамора и украшенный тончайшей кружевной резьбой. Поднятое на высокую платформу здание храма представляет собой в плане квадрат со скошенными углами. Фасады по центру прорезаны высокими и глубокими стрельчатыми порталами, а по остальным плоскостям - двухъярусными стрельчатыми нишами. Мавзолей увенчан куполом замечательно окру-лой формы, легким и воздушным, который сравнивают с облаком на воздушном троне. Почти вплотную приставленные к нему башенные павильоны также увенчаны куполами; им вторит купольное завершение минаретов. По обеим сторонам к востоку и западу от мавзолея, фасадами к нему, возвышаются здания из красного песчаника с беломраморной отделкой и куполами. Оттеняя мавзолей красным цветом стен, они еще больше подчеркивают сияющую белизну и легкость гробницы.
Расположенный посреди большого парка, имитирующего райский сад, Тадж-Махал полон вдохновенных находок: два скрещивающихся под прямым углом водных канала с фонтанами посередине делят его на четыре части, но в точке их пересечения возвышается не мавзолей, а великолепный водоем с беломраморной площадкой, по центру которой находится еще один водоем с фонтанами, цветущими лотосами и золотыми рыбками. Поднятый на семиметровую платформу мавзолей, отражаясь в прозрачной воде водоемов, как бы парит в воздухе и кажется белоснежным призрачным миражом в голубой выси. Гармоничное сонета-, ние с окружающим парком, водными партерами, струями фонтанов, бездонным! небом придает мавзолею фантастически-ирреальный облик.
Интерьеры мавзолея богато декорированы. Входную арку украшает каллиграфический орнамент- инкрустация черным сланцем по белому мрамору, много кратно повторяющаяся на стенах внутри мавзолея. Поскольку в оформлении фризов использовались миниатюры, вплетенные в орнамент того же цветового сочетания, что и живопись, архитектуру эпохи Великих Моголов называют «живописной архитектурой».
Любовь правителей из династии Великих Моголов к персидской миниатюре привела к ее расцвету на индийской почве. До Великих Моголов индийская миниатюра существовала только как иллюстрация в буддийских и джайнистских рукописях и составляла их неотъемлемую часть. Отличительной особенностью джайнистской миниатюры являлось включение в орнамент стилизованного изображения людей в трехчетвертном развороте с вытянутым заостренным носом и преувеличенно удлиненными миндалевидными глазами. Причем второй глаз выступал за контуры лица, дабы зритель не подумал, что божество одноглазое. Столь странный прием стал каноном и при изображении богов.
В 1567 г. страстный поклонник персидской миниатюры Акбар создал художественную мастерскую, положившую начало могольской придворной школы живописи. Художественный стиль могольской миниатюры определялся местными индийскими традициями и живописными приемами, взятыми у персидских мастеров. Он; состоял в ковровости и плоскостности изображения, точной передаче бытовых сцен, скрупулезной прорисовке деталей одежды, архитектуры, листвы деревьев, в портретном сходстве изображаемых лиц. Такова миниатюра «Уставший Акбар».
Сложная, уподобленная многоцветному ковру, многоярусная композиция сочетается с реализмом деталей: Акбар сидит на коврике под деревом, устало опустив на грудь голову; вокруг него размещаются животные, всадники, отчаянно жестикулирующие люди.
Иллюстрирование текстов индийского эпоса «Махабхараты» и «Рамаяны» способствовало формированию иконографического канона при изображении геро-
ев. К примеру, глава демонов-ракшасов Равана изображался с десять головами в профиль, обращенными по пять в обе стороны; Кришна - с лиловой кожей, которая указывала на его дравидское (южно-индийское происхождение и вместе с тем намекала на функции спасителя, уподобляя дождевой туче, несущей освобождение от смертоносной жары.
При Моголах возник жанр портрета, не имевшего, впрочем, особой точности по отношению к оригиналу. Портреты писались без позирования и соотносились с конкретным лицом условно, воплощая образец идеальной красоты либо воинской доблести или мужественности. Портретируемый изображался в профиль, стоя или сидя на лошади, почти на пустом фоне; одежда прорисовывалась с характерной для могольской миниатюры тщательностью; легкая светотеневая моделировка создавала объемную форму. Главное, художники умело передавали психологическое состояние портретируемого и его социальную принадлежность (вельможа, полководец, факир, странник, музыкант, слуга).
Особой виртуозностью исполнения отличалась анималистическая миниатюра, где наибольшей известности добился художник Мансур, блестяще рисовавший птиц и зверей. Многие из его рисунков были иллюстрацией стихов. Например, излюбленный индусами слон:
Перекинув хоботы на могучие бивни,
Полузакрыв глаза и подняв огромные уши,
Стоят слоны дождливой ночью в пальмовых рощах
И слушают, как шумит, низвергаясь на землю, ливень.
С распадом империи Моголов и возрождением феодальных индийских княжеств получила развитиераджпутская миниатюра, связанная с традициями, восходящими к настенным росписям Аджанты. Она отличалась плоскостностью изображения, изысканными текучими линиями и ярким колоритом.
Сюжетно раджпутские миниатюры можно условно разделить на две большие группы. К первой относятся миниатюры на тему легенд о народном божестве Кришне из «Бхагавата-пураны».
В городе Матхура правил жестокий царь Канса, от которого Вишну решил избавить жителей и в человеческом облике явился на землю, воплотившись через утробу земной женщины. Канса, услышав пророчество о смерти от руки сына своей сестры Деваки, приказывает убивать всех рождающихся у нее младенцев. Однако восьмого ребенка - Кришну удается чудесным образом переправить на противоположный берег реки Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха и сам становится пастухом. Затем делается воином и мудрым правителем, убивает Кансу, защищает жителей Матхуры от демонов, строит для них за одну ночь новый город, где они будут счастливы.
Бог пастухов Кришна, выросший среди простого народа, фигурирует в различных жанровых сценках: ворует масло, играет вместе с детьми пастухов, похищает одежды купающихся пастушек-гопи. Излюбленной темой являлось изображение различных подвигов Кришны: убийство демонов, подосланных Кансой, усмирение повелителя змей Калии, поглощение пламени лесного пожара, поднятие горы над пастухами, пастушками и коровами, чтобы скрыть их от дождя. Эти лирические и легендарные сюжеты развертывались на фоне несколько идеализированной сельской жизни, полной забавных и метко схваченных деталей.
Венки из ароматных цветов плетут на склонах холмов пастухи. Сладким струится молоком разбухшее славное вымя Прекрасной, с сильной походкой коровы, вдоволь поевшей травы. Всюду телята кричат, заполняя загоны.
К примеру, в миниатюре «Кришна-мальчик, крадущий молоко» красноречива пирамида из тазов и мальчишек, помогающих Кришне достать горшок с молоком, как только нянька скрылась в дверном проеме. Дополняет сюжет забавная обезьянка, держащая а лапах украденное яйцо. Вся эта сцена происходит на фоне нарядной крестьянской хижины.
Еще более популярной была тема любви пастушек-го пи к отроку Кришне: едва заслышав его свирель, пастушки, бросив мужей и домашние дела, устремляются к Кришне и танцуют с ним в экстазе на берегу реки Ямуны, что было также отражено в поэзии одного из величайших поэтов в литературе хинди - Сурдаса (ок. 1483 — ок. 1563):
Этот танец любви
в душу многим запал, ведь придумал его
смуглолицый Гопал. Жены Браджа давно
от него без ума. Услыхали свирель -
побросали дома. Ярче стала луна,
землю всю осветив, звезды сбились с пути -
так потряс их мотив, вспять река потекла,
ветер к травам припал... Создал танец любви
несравненный Гопал. И плясал, и ласкал,
и водил хоровод, и с пастушек снимал
груз печальных забот.
Кришна-мальчик, крадущий молоко. Миниатюра
Девушка и лани. Миниатюра
И они расцвели,
и просили Творца, чтобы дивная ночь
не имела конца.
В соответствии с идеалом красоты на раджпутских миниатюрах божественный возлюбленный Кришна, пастушки и самая женственная из них - Радха изображались со скошенным лбом, прямым носом, чувственными губами, миндалевидными глазами, острым подбородком. Благородство персонажей подчеркивалось тщательно прорисованным жемчугом и тонкими тканями. Контраст между многокрасочным передним планом и плоскостным, часто одноцветным красным или голубым фоном составлял еще одну особенность раджпутской миниатюры. ',
Вторую группу составляют миниатюры лирического характера, передающие настроения человека при помощи пейзажа. Лирическое настроение ясного весеннего дня в миниатюре «Девушка и лани» подчеркнуто плавными музыкальными линиями, яркими эмалевыми красками и напоминает строки Видьяпати, поэта XIV столетия:
Давай пойдем туда,
где дышит все весной, где лилии цветут,
пленяя белизной, и полдень не томит,
а полночь так ясна, где кажется пчелой
взошедшая луна. Там девушка, томясь
предчувствием любви, скрывает ото всех
желания свои.
Мажорный настрой в миниатюре «Танец Катак» (см. цв. вкл.) создают две грациозные женские фигуры в разлетающихся нарядных сари со сцепленными руками, словно в экстазе взмывающие над землей.
* * #
Древняя Индия представляется некоей волшебной сказкой, чарующим сновидением. Врожденная созерцательность настраивала индуса на долгие размышления о красоте развертывающихся перед ним пейзажей. Глубина мистических учений, размах поэтического творчества, полная пышных убранств архитектура, оригинальная пластика составляют удивительную самобытность индийской культуры, делая ее особенно притягательной.
КИТАЙ
Культура Древнего Китая формировалась на территории Восточной и Центральной Азии, где уже в I тысячелетии до н.э. сложились философско-религиозные учения, согласно которым природа воспринималась как живой организм, а про цесс мироздания как результат взаимодействия небесного мужского начала Ян и земного женского Инъ в их 64 сочетаниях. В отличие от европейских культур, где мерой вещей был человек, для китайского миропонимания эталоном являлась природа. Пантеистическое мировосприятие китайцев, соединившись с рационализмом и традиционностью жизненного уклада, породило удивительную устойчивость форм в архитектуре и живописи.
Поскольку главной особенностью искусства Китая является его консерватизм, целесообразнее знакомиться с ним не по историческим периодам, а по основным направлениям.'
Сведения о культуре Китая вплоть до 221 г. до н.э. - времени формирования первого централизованного государства империи Цинь - полулегендарны. Они восходят к мифам о золотом веке правления мудрых государей Срединного царства и отражают представления китайцев о происхождении природы и человека из единой первоосновы (единство макро- и микрокосма).
К древнейшим относится миф о происхождении Вселенной. Из хаоса появился первый человек Паныу, по мере роста которого произошло отделение неба от земли, а части тела дали начало космическим явлениям и рельефу: дыхание стало ветром и облаками; голос -громом; левый глаз - солнцем» правый - луной; конечности - четырьмя пределами земли; локти, колени» голова - пятью священными горами; кровь ~ реками; волосы - деревьями и травами; паразиты на его теле - людьми.
В представлении китайцев Срединное царство имело форму квадрата и находилось в центре Земли под небом сферической формы, откуда и пошло название Поднебесная империя.
В соответствии с пятью ориентирами в пространстве (центр и четыре стороны света) возникла пятичленная модель мира с небесным правителем центра и владыками сторон света, каждый из которых олицетворял планету, первоэлемент, время года и цвет. Владыкой центра, верховным небесным правителем» являлся Хуан-ди - «желтый император», олицетворявший планету Земля (или Сатурн), магические силы Земли, желтый цвет. Повелителю востока Фуси соответствовали планета Юпитер, дерево, весна, зеленый цвет; божеству запада Шаохао - планета Венера, металл, осень, белый цвет; божеству юга Янь-ди - планета Марс, огонь, лето, красный цвет; владыка севера Чжуаньсюй считался покровителем планеты Меркурий, с ним соотносились вода, зима, черный цвет. Причем эти мифические персонажи отождествлялись с реальными людьми - императорами, военачальниками, сановниками, что является отличительной особенностью китайской мифологии.
К тому же полулегендарному времени относится возникновение философских систем конфуцианства и даосизма. Морально-этическое учение Конфуция (ок. 551-479 до н.э.) исходило из идеи разумного, навечно установленного небом порядка: власть государя считалась священной; также священным считалось соблюдение
'Культуру Древнего Китая принято делить на несколько периодов по времени правления династий: Шан (или Инь) (XVI-XI вв. до н.э.), Чжоу и Чжаньго (1027-256 гг. до н.э. и 403-221 гг. до .н.э.), Циьн и Хань (221-207 гг. до н.э. и 206-220 гг. до н.э.), Северная Вэй (386-535 гг.), Тан и Сун (618-907 и 960-1279 гг.), Мин и Цин (1368-1644 и 1644-1911 гг.).
норм этикета в отношениях между правителем и подданными, членами семьи, живущими и умершими. Вместе с тем право каждого человека на почет и уважение определяли не богатство и власть, а образованность, гуманизм и чувство долга.
Основателем даосизма был древний мудрец Лао-цзы (VI в. до н.э,), создавший теорию дао - пути к гармонии, которую можно обрести, ведя простую мудрую жизнь. Метафорически дао уподоблялось воде, не имеющей формы, поэтому действие трактовалось как недеяние: уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы, единство с первоосновой мира, обретение бессмертия. Такое созерцательное, поэтическое восприятие жизни, заложенное в учении Лао-цзы, стало определяющим во всех областях художественной жизни Древнего Китая,
Наиболее зримым отражением пантеистического мировосприятия и представлений о пятичленной модели мира является архитектура.
Основой китайской архитектуры служит каркасная ячейка тин, образованная столбами и балками-перекрытиями. Стены, не являющиеся несущими элементами, могут заменяться легкими решетками, вокруг которых идут широкие обходные галереи. Из-за обилия дождей в Китае издавна применялась четырехскатная высокая крыша с сильно выступающими и загнутыми кверху краями для доступа света. Эти массивные крыши крепились к опорным столбам при помощи подкро-вельных кронштейнов - доугунов, благодаря которым кровля с плавно изогнутыми углами служила надежной защитой от непогоды и зноя, вторя силуэтам окрестных холмов.
Простоту форм зодчие оттеняли обилием декоративных элементов. Фигурная резьба - драконы, фениксы, черепахи - сплошным кружевом покрывала карнизы, кронштейны, основания колонн, придавая архитектуре затейливый вид. Постройка сверху донизу разукрашивалась яркими зелеными, синими, оранжевыми красками; резные кронштейны покрывались ярко-красным лаком и позолотой; крыша, выложенная глазурованной черепицей или лакированными деревянными пластинками голубого, зеленого и золотистого цветов, переливалась на солнце подобно чешуе.
Особенностью архитектурного стиля в Китае стали пагоды. Возникшие в период распространения в Китае буддизма, они служили мемориальными хранилищами буддийских реликвий. Шести- и восьмигранные в плане пагоды со сложным декоративным оформлением возводились из кирпича в несколько этажей, каждый из которых увенчивался изогнутой кровлей. Со временем они стали неотъемлемой частью китайской архитектуры. Такова знаменитая 57-метровая о кто тональная пагода Тэта, облицованная узорными гла-
ЗурОВанНЫМИПЛИТКамИЦВетаржав- Китайский дворец
чины, что и дало ей название «Железной пагоды». Она легко и плавно вздымается ввысь, острые углы ее 13 затейливо изогнутых крыш подхватывают движение кверху, наподобие ветвей стройной ели, составляя своеобразный переход от рациональных форм архитектуры к стихийным формам живой природы. Неслучайно танский поэт Гао Ши (7007-765) сложил в ее честь стихи:
Словно могучий источник, рвущийся ввысь из-под почвы, Башня стоит одиноко, к горным чертогам вздымаясь, Если подняться на башню, к самому верху подняться, Кажется, точно земного ты отрешишься навеки.
Градостроительные основы, сложившиеся еще во II тысячелетии до н.э., устанавливают регулярную планировку городов, наличие крепостных стен, дворцов, возводившихся на прямоугольной платформе и по одной оси. Эти характерные черты градостроительства в Китае получили дальнейшее развитие в сунский период и во времена правления династии Мин.
Обнесеный массивными стенами столичный город был ориентирован по оси север - юг и делился центральной магистралью на две части, в каждой из которых пролегало десять 7-километровых улиц, а с востока на запад - четырнадцать длиной по 9 км; улицы завершались мощными крепостными воротами. Ядром столицы служил Запретный город, отождествлявшийся с центром мироздания. Он состоял из вереницы просторных площадей, рассчитанных на торжественные шествия, многочисленных приемных павильонов, парадных и жилых покоев императора, тенистых садов и водоемов. Рядом рсполагался Императорский город с административными зданиями и резиденциями высших сановников. К востоку и западу от центральной оси находились торговые и монастырские кварталы.
Ш Дворцы, рынки, храмы и пагоды были отделены
от жилых кварталов высокими стенами и состав
ляли Внутренний город. По районам проживания
регламентировался и внешний вид зданий: мона
стырские и дворцовые сооружения возводились на
каменных платформах и были ярко разукрашены,
в то время как ординарные дома в жилых кварталах
строились одноэтажными, были лишены ук
рашений, скромны по цвету и имели не более трех
пролетов между столбами на фасадной стороне.
Наибольший размах светское зодчество полу
чило в Пекине, ставшемстолицейс 1421 г., во времена
правления династии Мин.
Выстроенный по образцу прежних столиц, Пе
кин возводился как парадный дворцовый ком
плекс. Главным ансамблем Пекина являлся
расположенный в центре Внутреннего города мону
ментальный императорский дворец, так называ-
. емый Главный парадный павильон Тайхэдянъ -
_„ ИМ^ЁЭ* ^ал высшеи гармонии, предназначенный для госу-
дарственных церемоний. Он воплощал характерные особенности китайского зодчества - соединение многоступенчатого белого каменного цоколя, ярких колонн, массивных золотистых черепичных крыш.
Запретный город. Общий вид
Пространственный размах и звучность цветовых сочетаний ощущаются и в храмовом строительстве, где каждый храм символически отождествляется со Вселенной. Наиболее крупным храмовым ансамблем является храм Неба в южной части Внешнего города. Тритеррасы круглой формы, окруженные прямоугольными мраморными балюстрадами, лежат одна на другой и служат основанием для каменного жертвенника. Квадратные в плане стены символизируют землю; круглые здания храмов -знак неба. Эти простые знаки, беспрерывно варьируясь, вместе с остроконечными синими крышами как бы обозначают беспрерывный круговорот движения стихий.
Храм Неба. Пекин |
Особым видом искусства стало создание ландшафтных садов, где мир естественной природы с ее деревьями, мхами, горами и водоемами сочетался с архитектурным замыслом зодчего. Они являются примером идеальной гармонии природы и сооружений. На берегах и островах озер возникали живописные беседки и павильоны, предназначавшиеся для созерцания пейзажей.