ИСКУССТВО МУСУЛЬМАНСКОЙ ИНДИИ

В начале XII в. в результате вторжения войск Мухаммеда Гури на Индостан-ский полуостров в северной Индии образовалось государство Делийский султанат и была установлена новая государственная религия - ислам. Новая религия, пресле­дуя идолопоклонство, запрещала создавать произведения скульптуры и живописи. Вместе с тем индо-исламское взаимодействие обусловило высокие достижения в архитектуре и прикладном искусстве, в первую очередь в миниатюре.


Мавзолей Тадж-Махал. Агра


Новыми архитектурными сооружениями стали мечети, минареты, мавзолеи и медресе (исламские теологические учебные заведения)» Влияние ислама сказалось также в появлении куполов и арок, ранее неизвестных индийской архитектуре, ап­пликаций из глазурованных плиток и мраморных пластин. Облик архитектуры того времени определило сочетание красного песчаника с белым мрамором, используе­мым для отделки. Скульптурный декор уступил место каменному орнаменту, в ко­тором индийские растительные мотивы, сочетаясь с геометрическим мусульман­ским рисунком, образовывали изумительное по изяществу кружево. Соединение геометрического арабо-мусульманского архитектурного объема и изысканного ин­дийского узора обусловило появление в эпоху правления Великих Моголов своео­бразного стиля - «стиля Моголов». Этому стилю свойственны изящество силуэтов и легкость форм, наличие куполов и арок, органическая связь архитектурного ан­самбля с парковым окружением.


Самым изысканным образцом «стиля Моголов» может служить мавзолей Тадж-Махал в Агре, построенный из белоснежного мрамора и украшенный тончайшей кружевной резьбой. Поднятое на высокую платформу здание храма представляет собой в плане квадрат со скошенными углами. Фасады по центру прорезаны высо­кими и глубокими стрельчатыми порталами, а по остальным плоскостям - двухъ­ярусными стрельчатыми нишами. Мавзолей увенчан куполом замечательно окру-лой формы, легким и воздушным, который сравнивают с облаком на воздушном троне. Почти вплотную приставленные к нему башенные павильоны также увен­чаны куполами; им вторит купольное завершение минаретов. По обеим сторонам к востоку и западу от мавзолея, фасадами к нему, возвышаются здания из красного песчаника с беломраморной отделкой и куполами. Оттеняя мавзолей красным цве­том стен, они еще больше подчеркивают сияющую белизну и легкость гробницы.

Расположенный посреди большого парка, имитирующего райский сад, Тадж-Махал полон вдохновенных находок: два скрещивающихся под прямым углом во­дных канала с фонтанами посередине делят его на четыре части, но в точке их пересечения возвышается не мавзолей, а великолепный водоем с беломраморной площадкой, по центру которой находится еще один водоем с фонтанами, цветущи­ми лотосами и золотыми рыбками. Поднятый на семиметровую платформу мав­золей, отражаясь в прозрачной воде водоемов, как бы парит в воздухе и кажется белоснежным призрачным миражом в голубой выси. Гармоничное сонета-, ние с окружающим парком, водными партерами, струями фонтанов, бездонным! небом придает мавзолею фантастически-ирреальный облик.

Интерьеры мавзолея богато декорированы. Входную арку украшает каллиграфический орнамент- инкрустация черным сланцем по белому мрамору, много кратно повторяющаяся на стенах внутри мавзолея. Поскольку в оформле­нии фризов использовались миниатюры, вплетенные в орнамент того же цветово­го сочетания, что и живопись, архитектуру эпохи Великих Моголов называют «жи­вописной архитектурой».

Любовь правителей из династии Великих Моголов к персидской миниатюре при­вела к ее расцвету на индийской почве. До Великих Моголов индийская миниатюра существовала только как иллюстрация в буддийских и джайнистских рукописях и составляла их неотъемлемую часть. Отличительной особенностью джайнистской миниатюры являлось включение в орнамент стилизованного изображения людей в трехчетвертном развороте с вытянутым заостренным носом и преувеличенно уд­линенными миндалевидными глазами. Причем второй глаз выступал за контуры лица, дабы зритель не подумал, что божество одноглазое. Столь странный прием стал каноном и при изображении богов.

В 1567 г. страстный поклонник персидской миниатюры Акбар создал художе­ственную мастерскую, положившую начало могольской придворной школы живо­писи. Художественный стиль могольской миниатюры определялся местными ин­дийскими традициями и живописными приемами, взятыми у персидских мастеров. Он; состоял в ковровости и плоскостности изображения, точной передаче бытовых сцен, скрупулезной прорисовке деталей одежды, архитектуры, листвы деревьев, в портретном сходстве изображаемых лиц. Такова миниатюра «Уставший Акбар».

Сложная, уподобленная многоцветному ковру, многоярусная композиция сочетается с реализмом деталей: Акбар сидит на коврике под деревом, устало опустив на грудь голову; вокруг него размещаются животные, всадники, отчаянно жестикулирующие люди.

Иллюстрирование текстов индийского эпоса «Махабхараты» и «Рамаяны» способствовало формированию иконографического канона при изображении геро-


ев. К примеру, глава демонов-ракшасов Равана изображался с десять головами в профиль, обращенными по пять в обе стороны; Кришна - с лиловой кожей, которая указывала на его дравидское (южно-индийское происхождение и вместе с тем на­мекала на функции спасителя, уподобляя дождевой туче, несущей освобождение от смертоносной жары.

При Моголах возник жанр портрета, не имевшего, впрочем, особой точности по отношению к оригиналу. Портреты писались без позирования и соотносились с конкретным лицом условно, воплощая образец идеальной красоты либо воинской доблести или мужественности. Портретируемый изображался в профиль, стоя или сидя на лошади, почти на пустом фоне; одежда прорисовывалась с характерной для могольской миниатюры тщательностью; легкая светотеневая моделировка создава­ла объемную форму. Главное, художники умело передавали психологическое состо­яние портретируемого и его социальную принадлежность (вельможа, полководец, факир, странник, музыкант, слуга).

Особой виртуозностью исполнения отличалась анималистическая миниатю­ра, где наибольшей известности добился художник Мансур, блестяще рисовавший птиц и зверей. Многие из его рисунков были иллюстрацией стихов. Например, из­любленный индусами слон:

Перекинув хоботы на могучие бивни,

Полузакрыв глаза и подняв огромные уши,

Стоят слоны дождливой ночью в пальмовых рощах

И слушают, как шумит, низвергаясь на землю, ливень.

С распадом империи Моголов и возрождением феодальных индийских княжеств получила развитиераджпутская миниатюра, связанная с традициями, восходящи­ми к настенным росписям Аджанты. Она отличалась плоскостностью изображения, изысканными текучими линиями и ярким колоритом.

Сюжетно раджпутские миниатюры можно условно разделить на две большие группы. К первой относятся миниатюры на тему легенд о народном божестве Криш­не из «Бхагавата-пураны».

В городе Матхура правил жестокий царь Канса, от которого Вишну решил избавить жи­телей и в человеческом облике явился на землю, воплотившись через утробу земной женщи­ны. Канса, услышав пророчество о смерти от руки сына своей сестры Деваки, приказывает убивать всех рождающихся у нее младенцев. Однако восьмого ребенка - Кришну удается чудесным образом переправить на противоположный берег реки Ямуны, где он воспитыва­ется в семье пастуха и сам становится пастухом. Затем делается воином и мудрым правите­лем, убивает Кансу, защищает жителей Матхуры от демонов, строит для них за одну ночь новый город, где они будут счастливы.

Бог пастухов Кришна, выросший среди простого народа, фигурирует в различ­ных жанровых сценках: ворует масло, играет вместе с детьми пастухов, похищает одежды купающихся пастушек-гопи. Излюбленной темой являлось изображение различных подвигов Кришны: убийство демонов, подосланных Кансой, усмирение повелителя змей Калии, поглощение пламени лесного пожара, поднятие горы над пастухами, пастушками и коровами, чтобы скрыть их от дождя. Эти лирические и легендарные сюжеты развертывались на фоне несколько идеализированной сель­ской жизни, полной забавных и метко схваченных деталей.

Венки из ароматных цветов плетут на склонах холмов пастухи. Сладким струится молоком разбухшее славное вымя Прекрасной, с сильной походкой коровы, вдоволь поевшей травы. Всюду телята кричат, заполняя загоны.


К примеру, в миниатюре «Кришна-мальчик, крадущий молоко» красноречива пирамида из тазов и мальчишек, помогающих Кришне достать горшок с молоком, как только нянька скрылась в дверном проеме. Дополняет сюжет забавная обезьянка, держащая а лапах укра­денное яйцо. Вся эта сцена происходит на фоне нарядной крестьянской хижины.

Еще более популярной была тема любви пастушек-го пи к отроку Кришне: едва заслышав его свирель, пастушки, бросив мужей и домашние дела, устремляются к Кришне и танцуют с ним в экстазе на берегу реки Ямуны, что было также отраже­но в поэзии одного из величайших поэтов в литературе хинди - Сурдаса (ок. 1483 — ок. 1563):

Этот танец любви

в душу многим запал, ведь придумал его

смуглолицый Гопал. Жены Браджа давно

от него без ума. Услыхали свирель -

побросали дома. Ярче стала луна,

землю всю осветив, звезды сбились с пути -

так потряс их мотив, вспять река потекла,

ветер к травам припал... Создал танец любви

несравненный Гопал. И плясал, и ласкал,

и водил хоровод, и с пастушек снимал

груз печальных забот.




 


 


Кришна-мальчик, крадущий молоко. Миниатюра


Девушка и лани. Миниатюра


И они расцвели,

и просили Творца, чтобы дивная ночь

не имела конца.

В соответствии с идеалом красоты на раджпутских миниатюрах божественный возлюбленный Кришна, пастушки и самая женственная из них - Радха изобража­лись со скошенным лбом, прямым носом, чувственными губами, миндалевидными глазами, острым подбородком. Благородство персонажей подчеркивалось тщатель­но прорисованным жемчугом и тонкими тканями. Контраст между многокрасоч­ным передним планом и плоскостным, часто одноцветным красным или голубым фоном составлял еще одну особенность раджпутской миниатюры. ',

Вторую группу составляют миниатюры лирического характера, передающие на­строения человека при помощи пейзажа. Лирическое настроение ясного весенне­го дня в миниатюре «Девушка и лани» подчеркнуто плавными музыкальными ли­ниями, яркими эмалевыми красками и напоминает строки Видьяпати, поэта XIV столетия:

Давай пойдем туда,

где дышит все весной, где лилии цветут,

пленяя белизной, и полдень не томит,

а полночь так ясна, где кажется пчелой

взошедшая луна. Там девушка, томясь

предчувствием любви, скрывает ото всех

желания свои.

Мажорный настрой в миниатюре «Танец Катак» (см. цв. вкл.) создают две гра­циозные женские фигуры в разлетающихся нарядных сари со сцепленными рука­ми, словно в экстазе взмывающие над землей.

* * #

Древняя Индия представляется некоей волшебной сказкой, чарующим сновиде­нием. Врожденная созерцательность настраивала индуса на долгие размышления о красоте развертывающихся перед ним пейзажей. Глубина мистических учений, раз­мах поэтического творчества, полная пышных убранств архитектура, оригиналь­ная пластика составляют удивительную самобытность индийской культуры, делая ее особенно притягательной.


КИТАЙ

Культура Древнего Китая формировалась на территории Восточной и Цент­ральной Азии, где уже в I тысячелетии до н.э. сложились философско-религиоз­ные учения, согласно которым природа воспринималась как живой организм, а про цесс мироздания как результат взаимодействия небесного мужского начала Ян и земного женского Инъ в их 64 сочетаниях. В отличие от европейских культур, где мерой вещей был человек, для китайского миропонимания эталоном являлась природа. Пантеистическое мировосприятие китайцев, соединившись с рациона­лизмом и традиционностью жизненного уклада, породило удивительную устой­чивость форм в архитектуре и живописи.

Поскольку главной особенностью искусства Китая является его консерватизм, целесообразнее знакомиться с ним не по историческим периодам, а по основным направлениям.'

Сведения о культуре Китая вплоть до 221 г. до н.э. - времени формирования пер­вого централизованного государства империи Цинь - полулегендарны. Они восхо­дят к мифам о золотом веке правления мудрых государей Срединного царства и от­ражают представления китайцев о происхождении природы и человека из единой первоосновы (единство макро- и микрокосма).

К древнейшим относится миф о происхождении Вселенной. Из хаоса появился первый человек Паныу, по мере роста которого произошло отделение неба от земли, а части тела дали начало космическим явлениям и рельефу: дыхание стало ветром и облаками; голос -громом; левый глаз - солнцем» правый - луной; конечности - четырьмя пределами земли; локти, колени» голова - пятью священными горами; кровь ~ реками; волосы - деревьями и травами; паразиты на его теле - людьми.

В представлении китайцев Срединное царство имело форму квадрата и находилось в центре Земли под небом сферической формы, откуда и пошло название Поднебесная им­перия.

В соответствии с пятью ориентирами в пространстве (центр и четыре стороны света) воз­никла пятичленная модель мира с небесным правителем центра и владыками сторон света, каждый из которых олицетворял планету, первоэлемент, время года и цвет. Владыкой цен­тра, верховным небесным правителем» являлся Хуан-ди - «желтый император», олицетво­рявший планету Земля (или Сатурн), магические силы Земли, желтый цвет. Повелителю востока Фуси соответствовали планета Юпитер, дерево, весна, зеленый цвет; божеству за­пада Шаохао - планета Венера, металл, осень, белый цвет; божеству юга Янь-ди - планета Марс, огонь, лето, красный цвет; владыка севера Чжуаньсюй считался покровителем пла­неты Меркурий, с ним соотносились вода, зима, черный цвет. Причем эти мифические пер­сонажи отождествлялись с реальными людьми - императорами, военачальниками, сановни­ками, что является отличительной особенностью китайской мифологии.

К тому же полулегендарному времени относится возникновение философских систем конфуцианства и даосизма. Морально-этическое учение Конфуция (ок. 551-479 до н.э.) исходило из идеи разумного, навечно установленного небом порядка: власть государя считалась священной; также священным считалось соблюдение

'Культуру Древнего Китая принято делить на несколько периодов по времени правления дина­стий: Шан (или Инь) (XVI-XI вв. до н.э.), Чжоу и Чжаньго (1027-256 гг. до н.э. и 403-221 гг. до .н.э.), Циьн и Хань (221-207 гг. до н.э. и 206-220 гг. до н.э.), Северная Вэй (386-535 гг.), Тан и Сун (618-907 и 960-1279 гг.), Мин и Цин (1368-1644 и 1644-1911 гг.).


норм этикета в отношениях между правителем и подданными, членами семьи, жи­вущими и умершими. Вместе с тем право каждого человека на почет и уважение определяли не богатство и власть, а образованность, гуманизм и чувство долга.

Основателем даосизма был древний мудрец Лао-цзы (VI в. до н.э,), создав­ший теорию дао - пути к гармонии, которую можно обрести, ведя простую мудрую жизнь. Метафорически дао уподоблялось воде, не имеющей формы, поэтому дей­ствие трактовалось как недеяние: уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы, единство с первоосновой мира, обретение бессмертия. Такое созерцатель­ное, поэтическое восприятие жизни, заложенное в учении Лао-цзы, стало опреде­ляющим во всех областях художественной жизни Древнего Китая,

Наиболее зримым отражением пантеистического мировосприятия и представ­лений о пятичленной модели мира является архитектура.

Основой китайской архитектуры служит каркасная ячейка тин, образованная столбами и балками-перекрытиями. Стены, не являющиеся несущими элемента­ми, могут заменяться легкими решетками, вокруг которых идут широкие обход­ные галереи. Из-за обилия дождей в Китае издавна применялась четырехскатная высокая крыша с сильно выступающими и загнутыми кверху краями для доступа света. Эти массивные крыши крепились к опорным столбам при помощи подкро-вельных кронштейнов - доугунов, благодаря которым кровля с плавно изогнутыми углами служила надежной защитой от непогоды и зноя, вторя силуэтам окрест­ных холмов.

Простоту форм зодчие оттеняли обилием декоративных элементов. Фигурная резьба - драконы, фениксы, черепахи - сплошным кружевом покрывала карни­зы, кронштейны, основания колонн, придавая архитектуре затейливый вид. По­стройка сверху донизу разукрашивалась яркими зелеными, синими, оранжевыми красками; резные кронштейны по­крывались ярко-красным лаком и позолотой; крыша, выложенная глазурованной черепицей или ла­кированными деревянными пла­стинками голубого, зеленого и зо­лотистого цветов, переливалась на солнце подобно чешуе.

Особенностью архитектурного стиля в Китае стали пагоды. Воз­никшие в период распространения в Китае буддизма, они служили мемориальными хранилищами буддийских реликвий. Шести- и восьмигранные в плане пагоды со сложным декоративным оформ­лением возводились из кирпи­ча в несколько этажей, каждый из которых увенчивался изогнутой кровлей. Со временем они стали неотъемлемой частью китайской архитектуры. Такова знаменитая 57-метровая о кто тональная пагода Тэта, облицованная узорными гла-

ЗурОВанНЫМИПЛИТКамИЦВетаржав- Китайский дворец


чины, что и дало ей название «Железной пагоды». Она легко и плавно вздымает­ся ввысь, острые углы ее 13 затейливо изогнутых крыш подхватывают движение кверху, наподобие ветвей стройной ели, составляя своеобразный переход от ра­циональных форм архитектуры к стихийным формам живой природы. Неслучай­но танский поэт Гао Ши (7007-765) сложил в ее честь стихи:

Словно могучий источник, рвущийся ввысь из-под почвы, Башня стоит одиноко, к горным чертогам вздымаясь, Если подняться на башню, к самому верху подняться, Кажется, точно земного ты отрешишься навеки.

Градостроительные основы, сложившиеся еще во II тысячелетии до н.э., уста­навливают регулярную планировку городов, наличие крепостных стен, дворцов, возводившихся на прямоугольной платформе и по одной оси. Эти характерные чер­ты градостроительства в Китае получили дальнейшее развитие в сунский период и во времена правления династии Мин.

Обнесеный массивными стенами столичный город был ориентирован по оси север - юг и делился центральной магистралью на две части, в каждой из которых пролегало десять 7-километровых улиц, а с востока на запад - четырнадцать дли­ной по 9 км; улицы завершались мощными крепостными воротами. Ядром сто­лицы служил Запретный город, отождествлявшийся с центром мироздания. Он состоял из вереницы просторных площадей, рассчитанных на торжественные ше­ствия, многочисленных приемных павильонов, парадных и жилых покоев импе­ратора, тенистых садов и водоемов. Рядом рсполагался Императорский город с административными зданиями и резиденциями высших сановников. К восто­ку и западу от центральной оси находились торговые и монастырские кварталы.

Ш Дворцы, рынки, храмы и пагоды были отделены
от жилых кварталов высокими стенами и состав­
ляли Внутренний город. По районам проживания
регламентировался и внешний вид зданий: мона­
стырские и дворцовые сооружения возводились на
каменных платформах и были ярко разукрашены,
в то время как ординарные дома в жилых кварталах
строились одноэтажными, были лишены ук­
рашений, скромны по цвету и имели не более трех
пролетов между столбами на фасадной стороне.
Наибольший размах светское зодчество полу­
чило в Пекине, ставшемстолицейс 1421 г., во времена
правления династии Мин.
Выстроенный по образцу прежних столиц, Пе­
кин возводился как парадный дворцовый ком­
плекс. Главным ансамблем Пекина являлся
расположенный в центре Внутреннего города мону­
ментальный императорский дворец, так называ-
. емый Главный парадный павильон Тайхэдянъ -
_„ ИМ^ЁЭ* ^ал высшеи гармонии, предназначенный для госу-

дарственных церемоний. Он воплощал характер­ные особенности китайского зодчества - соедине­ние многоступенчатого белого каменного цоколя, ярких колонн, массивных золотистых черепичных крыш.



 


Запретный город. Общий вид


Пространственный размах и звучность цветовых сочетаний ощущаются и в хра­мовом строительстве, где каждый храм символически отождествляется со Вселен­ной. Наиболее крупным храмовым ансамб­лем является храм Неба в южной части Внешнего города. Тритеррасы круглой фор­мы, окруженные прямоугольными мрамор­ными балюстрадами, лежат одна на другой и служат основанием для каменного жерт­венника. Квадратные в плане стены симво­лизируют землю; круглые здания храмов -знак неба. Эти простые знаки, беспрерыв­но варьируясь, вместе с остроконечными синими крышами как бы обозначают бес­прерывный круговорот движения стихий.

Храм Неба. Пекин

Особым видом искусства стало созда­ние ландшафтных садов, где мир естест­венной природы с ее деревьями, мхами, горами и водоемами сочетался с архитек­турным замыслом зодчего. Они являются примером идеальной гармонии природы и сооружений. На берегах и островах озер возникали живописные беседки и пави­льоны, предназначавшиеся для созерцания пейзажей.