КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ
В начале XV в. после упорной борьбы отдельных племен в долине Мехико возникло ацтекское государство, главный город которого Теночтитлан («плодовое дерево, которое растет из камня»), или Мехико («место Мехитли»), был основан на небольшом острове посреди соленого озера Тескоко. Легенда гласит, что по велению верховного бога Мехитли, или, как его чаще называли, Уицилопочтли, ацтеки должны были поселиться там, где они увидят орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. Завоевав обширные территории, ацтеки создали могущественную империю, основанную на насилии и пропаганде войны. Их кровавые обьгааи были связаны с представлениями о том, что человечество пережило четыре эры, связанные с богами солнца и окончившиеся катастрофами, и живет в пятую, отсрочить конец которой можно, сохраняя силы и молодость бога солнца и других богов с помощью «чудесной жидкости» - крови погибших воинов и жертв. Смерть, таким образом, порождала жизнь и воспринималась как средство поддержания космического порядка и всеобщего благоденствия. Неслучайно в ацтекской поэзии воспевалось жертвенное служение богу солнца и войны:
Не сокрушайся ты, мое сердце: в сраженьи
смерти ищу я от острого обсидиана!
Наши сердца только гибели ищут в сраженьи.
Слушай, о воин: в сраженьи
смерти ищу я от острого обсидиана.
Наши сердца только гибели ищут в сраженьи.
Основанный на этих верованиях ритуал жертвоприношения выглядел так: сперва воины-ягуары и воины-орлы1 у подножия пирамиды около жертвенника вырывали у жертвы сердце, а верховный жрец возлагал его к ногам идола, стоящего на вершине стилобата у входа в храм; затем жрецы поднимали труп к храму, собирали кровь жертвы и обмазывали ею рот идола; после чего труп сбрасывали со ступенек храма и мясо жертвы съедалось либо его хозяином, если это был раб, либо воином, захватившим жертву в плен, если это был военнопленный. Массовые человеческие жертвоприношения носили нарочито театрализованный характер и сопровождались, игрой на обрядовых инструментах, пением и ритуальными танцами. Например, песня-танец воина, захваченного в плен и ожидающего участи жертвы:
О барабанщики, о игроки на флейте,
начните песню флейт и барабанов!
Звучи, напев, то громкий, то чуть слышный,
раздайся, флейты звонкий голос
и гулкий барабан киче бесстрашных!
Играйте танец пленника,
моих родных долин и гор великий танец!
Играйте ж так, чтоб задрожало небо
от звуков, чтобы сотряслась земля!
Мое чело, моя глава склонится,
когда достигнет солнца топот ног моих,
когда я буду танцевать,
рабынями, рабами окруженный,
размеренным и величавым шагом
под небом, на земле, здесь перед вами!
1Воины-орлы и воины-ягуары - объединения знатных воинов, костюмы, щиты и шлемы которых воспроизводили отличительные черты орла и ягуара.
Так говорит мой голос перед землей и небом!
О барабанщики, о звонкие флейтисты,
пускай пребудет с вами небо и земля!
О небо, о земля,
не принесли свободы мне и счастья
ни воинская доблесть, ни отвага!
Искал пути под небом я бескрайним,
искал дорогу на земле широкой,
топча траву, топча чертополох.
Но ни моя решимость, ни отвага не помогли мне...
Увы, о небо, горе мне, земля:
коль суждено, что должен умереть я,
что должен встретить смерть под небом, на земле,
то почему не стать мне этой белкой,
вот этой птицей - тем, кто умирает
на ветке дерева, для них родного,
на милых и родных для них побегах,
там, где они находят пропитанье
под небом, на земле?
О вы, орлы! И вы, о ягуары!
Теперь ко мне спокойно подходите,
вершите то, что должно совершиться!
Пусть зубы ваши и кривые когти
со мной покончат сразу!
Ведь я - великий воин, что пришел сюда ,
от гор своих, родных долин!
Да будут с вами небо и земля,
о вы, орлы! И вы, о ягуары!
Этот ритуал отразился и в рукописях. Поскольку существование и расцвет государства ацтеков были целиком основаны на военном могуществе, их столица представляла собой цитадель на неприступном укрепленном острове. Для сообщения с материком служили три массивные дамбы, прорезанные в нескольких местах каналами. Подъемные мосты через каналы поднимались в случае опасности. Теночтитлан имел правильную планировку и тоже был испещрен каналами. Центром города являлась прямоугольная площадь, стороны которой образовывали три дворца правителей и храм верховного божества - бога войны Уицилопочтли. Основные архитектурные приемы ацтеки заимствовали у майя. Храмовый ансамбль так же, как у майя, имел форму большой ступенчатой пирамиды. Возвышавшиеся на ее усеченной вершине две деревянные постройки были украшены монументальными статуями богов. Статуи носили весьма абстрактный и условный характер. Образцом изощренного символизма в культовой ацтекской скульптуре может служить двусторонняя базальтовая статуя богини земли Коатликуэ («одетая в одежду из змей»), матери Уицилопочтли.
Согласно легенде, дева Коатликуэ зачала от упавшего с неба шара из перьев и родила
ацтекского бога солнца и войны уже готовым для сражения, в боевой раскраске:
Со щитом от девы рожден С неба, чей свод высок,
вождь, чьи сильны полки, как луч из-за вышних скал,
был выношен девою он, из перьев блестящих клубок
чьи удары - с левой руки. в девичье лоно упал.
Утренний храм мела, С копьем, со щитом был рожден
не знала, что будет с ней, боец, чьи движенья легки,
не ведала, как зачала, был выношен девой он,
и стала царицей людей. кто так меток с левой руки.
Поскольку Коатликуэ являлась богиней земли и смерти, каждый элемент статуи должен был подчеркнуть в глазах ее почитателей те благодетельные и страшные силы, которыми она повелевала. Поэтому статуя лишь общими очертаниями напоминает человеческую фигуру; она составлена по принципу строгой симметричности из початков маиса, связок бобов какао, черепов и ладоней людей, когтистых лап и клыков ягуаров, извивающихся змей, перьев, плетенок самых различных видов. Статуя, предназначавшаяся для одного из главных храмов Теночтитлана, находилась на вершине пирамиды и с обеих сторон воспринималась как обращенная к зрителям, принимавшим участие в религиозных процессиях.
Такой же отвлеченный символический характер носило и изображение одного из главных божеств - Кецалъкоатля, «светлого» бога ветра, утренней звезды. Его образ, единственный в мифологии ацтеков, соотносится с реальным «культурным героем». Как рассказывают легенды, Кецалькоатль был вождем белых людей, высадившихся в Центральной Мексике в X в., который научил местное население - тольтеков - навыкам ремесла, культивированию маиса, составлению календаря:
Народ Кецалъкоатля, тольтеки, был многоопытен средь народов.
Все им давалось легко и просто: камень бесценный они гранили, золото плавили и отливали, дивные делали украшенья из птичьих перьев они.
Были тольтеки очень богаты, было еды у тольтеков вдоволь: тыквы - так говорит преданье -были толстыми и большими; как жернова початки маиса;
хлопок красивый тольтеки растили разных цветов и разных оттенков: красный, желтый, зеленый хлопок, розовый, голубой и синий, светло-зеленый и темно-зеленый, рыжий, оранжевый и лиловый; сам по себе он так был окрашен, ярким таким вырастал он в поле, никто не красил его.
Эту сноровку в трудах каждодневных, многообразье искусств и ремесел, все их уменье, всю их мудрость им Кецалькоатль дал...
Культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке; он стал верховным богом, творцом мира и людей, основателем культуры, научившим людей обрабатывать драгоценные камни, вычислять даты по движению звезд, создавать мозаики из перьев. В пиктографических рукописях и скульптуре Кецалькоатль изображался змеем, покрытым зелеными перьями, что напрямую соотносилось с его именем - коатль (змей), покрытый перьями священной птицы кецаля. Змея символизировала землю, перья - небо. Ему никогда не приносились человеческие жертвы - только цветы, и гимны, сопровождавшие ритуал жертвоприношения, тоже, казалось, были сотканы из цветов:
Яркость цветов, песнопения празднеств
он источает - слушайте, люди!
Дом его пышный во мхах воздвигнут,
дом его бабочками наполнен,
света полна его песнь.
Яркий цветок на сияющем троне,
песнь его сеет цветы. Блаженство!
Флейты цветущие ждут его в доме,
труб ликованье и песнопенье,
счастье в доме живет.
В доме, увенчанном ахрой1 цветущей и водяными цветами одетом, ты, жизнедатель, на ложе мягком из вечно цветуще го мха! Пахнет маисом красный цветок твой, в Мехико, здесь, раскрывает он венчик, бабочки мед золотой впивают, пьют его птицы, схожи с орлами, дом твой в цветах водяных из яшмы, как из золота солнца, из ахры яркой.
1Ахра - тропическое плодовое дерево
Кружат цветы и звенят колокольцы - Яркий упал изумруд на землю -
это твой барабан, повелитель. цветок родился - родилась твоя песня!
Красный цветок ты из огненных перьев, Если в Мехико будешь петь ты -
в Мехико, здесь, раскрывающий венчик, солнцу над ним сиять.
миру даешь ты благоуханье,
им наслаждаются люди мира.
Восприятие красоты и многообразия природы у ацтеков было настолько восторженным, что вызвало к жизни такой необычный жанр их поэзии, как песни-цветы, наполненные радостью, восхищенным любованием миром, стремлением наслаждаться бытием:
Спрашиваю сердце: посоветуй, где найти цветов дивно душистых?
У кого спросить? Блестку-изумрудинку-колибри, птичку-муху? Или золотинку-муху? Кого? Может, им известно, где раскрылись
венчики цветов дивно душистых? Кинусь в лес сине-зеленых елей и цветов огнистолепестковых. Там под гнетом рос лучеобильных
венчики к самой земле пригнулись, радуя своими лепестками. Здесь они, цветы: не говор гор -песню их священную я слышу около реки зеленоструйной, у ключа с лазурного водою. Он поет средь камешков, а вторят
птица-бубенец и пересмешник. Звон гремушек разукрашен птичьим
пересвистом, воздает хвалу владыке мира песенным узором. Я сбирал цветы в свою накидку, щедроароматные, усладу
сердца, и, цветы срывая, говорил я: «Этими прекрасными цветами я украшу самых благородных, всех наизнатнейших увенчаю, а потом я их повеличаю
песней, и ее услышит тот-кто-с-нами».
Центральный образ поэзии ацтеков -. цветы. Богатая и насыщенная цветовая гамма, составленная из переливающихся драгоценных каменьев- изумруда, нефрита, обсидиана, золота, роскошного оперения колибри, фазана и кецаля, яркой раскраски бабочек и мушек, делает ее необычайно красочной:
Вот он - цветок, вот она - песня;
золото лью, изумруды сверлю я,
их оправляю: вот моя песня!
Счастлив, кто песню шлифует, как камень,
чтоб сияла, как щит с опереньем кецаля!
Чтят тебя вровень с божественной птицей с красно-пламенной, с зелено-синей; сердцем возрадуйся, пей многоцветье, песню впивай из ярких рисунков. Ты простираешь крылья кецаля, в черном, в зеленом ты оперенье, о птица лиловая с красной шеей, цветок ярко-желтый слетел на землю -пей его мед!