КУЛЬТУРА МАЙЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ АМЕРИКИ

Искусство народов Центральной и Южной Америки сложилось на территории гигантского Американского континента до появления на нем европейцев. Среди многочисленных культур Нового Света в доколумбову эпоху наиболее развиты­ми были культура майя (X в. до н.э. - XII в. н.э.) и ацтеков (1325-1521) в Цент­ральной Америке, а также инков (1438-1536) в Южной Америке. Цивилизации этих народов носили религиозный культовый характер, в котором отразилось их стремление к обеспечению плодородия и продолжению жизни рода. Подтвержде­ние тому мы находим во всех формах американского искусства того времени: архи­тектуре, ритуальной живописи, скульптуре, прикладном искусстве, где символиче­ский орнамент и пиктографические надписи воспроизводились при изготовлении керамических изделий, ткачестве одеял и накидок пончо, плетении корзин.

КУЛЬТУРА МАЙЯ

В первой половине I тысячелетия до н.э. в огромном регионе Северо-Амери-канского континента, охватывающем границы современных Центральной и Юж­ной Мексики на севере и Панамы на юге (Мезоамерика), сложилась цивилизация индейцев майя, сугубо религиозная в своей основе. Под защитой всесильных бо­гов и могущественных царей майя воздвигали города с изящными храмами, ги­гантскими дорогами-дамбами, ступенчатыми пирамидами и дворцами. Представ­ления майя о мире, состоящем из тринадцати верхних сфер и девяти нижних, обусловили внешний вид архитектурных сооружений, которые всегда воздвигались на стилобатах - огромных насыпях из земли и щебня, покрытых сверху толстым слоем штукатурки или облицовкой из камня. Они соотносились в представлениях майя с мировым древом, растущим в центре вселенной, и еще четырьмя древами, ориентированными по сторонам света. Каждое древо имело свой символический цвет: зеленый цвет обозначал добро и верховную власть; черный считался цветом войны и запада; красный - цветом крови и востока; белый - царствующих особ и севера; желтый - плодородия и юга. Эти древа были заселены богами дождя, вет­ра и держателями неба.

Для древней архитектуры майя были характерны три типа сооружений. Пер­вый из них - храм - представлял собой четырехгранную ступенчатую пирамиду, на усеченной вершине которой находилось небольшое продолговатое здание с плоской крышей. На крыше возвышался кровельный гребень, состоящий из двух сходящихся под острым углом стен с многочисленными окноподобными отвер­стиями и богатым геометрическим орнаментом. Гребень не имел никакого конст­руктивного значения и служил лишь для увеличения общей высоты, часто пре­вышая высоту самого храма. От подножия пирамиды к двери святилища шла крутая широкая лестница, между верхним концом которой и фасадом храма ос­тавлялась широкая площадка, в то время как задняя и боковые стены располага­лись близко от краев стилобата. Лестница тянулась непрерывно от основания к


вершине: угол ее наклона и ширина
верхней площадки перед храмом бы­
ли сооружены с таким расчетом, что­
бы зрители, находившиеся у подно­
жия большой лестницы, не могли
видеть то, что происходит на ее вер­
шине. Поэтому, когда обрядовая
процессия жрецов поднималась к
храму, на вершине она вдруг исчеза­
ла из поля зрения толпы и как бы
растворялась в поднебесье. Строите­
ли умело использовали окружающий
ландшафт, вписывая целые архитек­
турные ансамбли в горный рельеф,
как, например, знаменигыйхрамовый
ансамбль в Теотихуакане, включаю-
Рельеф храма Кецалькоатля. Теотихуакан щий Храм Луны, храм Солнца, храм

Кецалькоатля и целый ряд других монументальных храмов, водруженных на гигантские стилобаты. Так, Пирамида Солнца, сложенная из четырех усеченных пирамид и увенчанная храмом, имела высоту 64,5 м. Все остальные здания на стилобатах, пониже размещались вокруг в регулярной последовательности.

Второй тип сооружений - дворец - возводился на невысоком (10-15-метровом) стилобате с двумя широкими входными лестницами по противоположным сто­ронам и представлял собой либо одно узкое, вытянутое в длину здание, делив­шееся внутри на несколько помещений, либо группу зданий, расположенных во­круг больших и малых дворов. Наружные стены, прорезанные рядом дверных проемов, выглядели как прямоугольные столбы. Таков дворец в Паленке, где прожи­вали знатные члены общества и жрецы.

К третьему типу строений относятся стадионы - своеобразные сооружения для культовой игры в каучуковый мяч. Стадионы представляли собой площадку для игры, ограниченную по обеим сторонам массивными и очень широкими стенами, с которых зрители наблюдали за игрой и на которые они поднимались по лестни­цам, расположенным снаружи.

Эти основные типы сооружений практически не менялись на протяжении всей многовековой истории народов Мезоамерики. Простота геометрических форм, соразмерность частей и умелое использование природных террас обусловливали органичное слияние построек с окружающим ландшафтом. Гармоничному сочета­нию нерукотворной природы и рукотворных зданий способствовала также цветовая гамма: покрытые алым и белым стуковым рельефом стены зданий на фоне голубо­го неба и зеленой тропической растительности выглядели очень эффектно. Все со­оружения украшались орнаментом, рельефами и статуями в нишах.

Наибольшее развитие в области скульптуры получила традиция возводить че­тырехгранные каменные стелы, лицевая сторона которых покрывалась рельефны­ми изображениями правителей или богов, а остальные три - иероглифическими надписями. Сложилось два типа стел. К первому относились стелы, сооружав­шиеся в честь победы; на них изображался победитель, попирающий ногами по­бежденного. Причем, поскольку основной целью являлось прославление силы и величия вождя, образ победителя в парадном одеянии с атрибутами власти но­сил не конкретно исторический, а идеализированный характер и изображался


согласно канону: голова и конечности - в профиль, торс - в анфас. Вместе с тем динамичные позы и детализация украшений на пышных одеяниях свидетельст­вовали о реалистических тенденциях.

Майя стремились передать характерные особенности своей внешности: длин­ный крючковатый нос, своеобразное уплощение лба, «глаз бога» и «клыки ягуа­ра». Чтобы развить косоглазие, которое считалось у майя одним из главных при­знаков красоты, к волосам младенца прикреплялся каучуковый шарик, свисавший между глаз; чтобы сделать череп более плоским и удлинить линию лба, к головке спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку; зубы подпиливали, прида­вая им остроконечную форму.

Вторая группа стел тяготела к круглой скульптуре. Эти стелы были связаны с религиозным представлением о том, что каждое двадцатилетие имеет своего бо­га-покровителя. Начало и конец правления отмечались установлением стелы с изображением божества и указанием даты правления. Важное место в пантеоне майя занимал бог кукурузы Мондамин, или Шочипилли, - юноша в головном уборе, напоминающем початок. Ему посвящалось множество песен и гимнов:

На лугу, где мяч летает в игре, яркоперый запевает фазан. Бог маиса отвечает ему.

На закате запевает фазан, красный Бог Маиса вторит ему.

Пусть владыка тьмы услышит меня, кто на бедрах носит дивный узор, змей земли пускай услышит меня.

Я пришел на перекресток дорог Бог маиса, по какой мне идти, следовать?

Среди небесных божеств главным считался Владыка Жизни Ицамна, который
чаще всего изображался в образе небесного дракона с головой ягуара. Для куль­
туры майя было характерно сочетание антропоморфных и зооморфных черт в
облике богов (женщины-змеи, люди-ягуары, люди-орлы, люди-бабочки, люди-
колибри). Часто на стелах присутствуют символы: дракон олицетворял небо,
змея - водную стихию, орел - солнце, ягуар - землю. Несмотря на то что скульп­
торы стремились создавать объемные изображения, большинство рельефов ка­
жутся переводами с дерева на
камень. И это не случайно, по­
скольку первоначально матери­
алом для скульптуры у майя
было дерево и традиции резьбы
по дереву сохранялись в камен­
ной скульптуре даже в зрелый
период ееразвития.Яркойиллю-
страцией этому служит крышка
саркофага из Храма надписей
в Паленке. В целом культовую
скульптуру майя характеризуют
примитивизм и монументаль­
ность при тщательной отделке „ _

Рельеф на крышке саркофага. Фрагмент.
деталей. Храм надписей. Паленка


Разновидностью скульптуры являются алтари - базальтовые монолиты, слу­жившие площадкой для жертвоприношений. Они украшались рельефами и горель­ефами, воспроизводящими этот ритуал. Так, например, на алтаре в Ла-Венте, предназначавшемся для проведения культовых ритуалов, связанных с подземны­ми богами, во время которых приносились в жертву лети, изображены жрецы с детьми на руках.

Живопись не занимала в искусстве майя ведущего места. В основном она представлена настенными росписями, росписью на керамике.

Поскольку фресковая живопись встречалась только в храмах, скудно освеща­емых через дверной проем, при ее создании использовались чистые тона коричне­вого, розового, желтого и голубого цветов. В сочетании с подчеркнуто графической линией контура это производило впечатление «плакатности». Так выглядят фре­ски трехкомнатного храма в Бонампаке (см. цв. вкл.). основным сюжетом которых является битва майя с враждебным племенем.

На стенах первого помещения изображена торжественная церемония перед битвой; в центральном зале - сама битва и устроенный победителями праздник с принесением в жерт­ву военнопленных; в третьей комнате - музыканты и зрители, наблюдающие за победным танцем, который исполняют отличившиеся воины в богатых головных уборах из разноц­ветных перьев.

Несмотря на традицию условного профильного изображения, во всех трех композициях художник достаточно выразительно передал и величавую торжест­венность церемонии перед битвой, и напряженный динамизм битвы, и буйное веселье по случаю победы.

Живопись на керамических изделиях отражала пристрастие к геометриче­скому орнаменту и ярким чистым краскам - красной, черной, белой, зеленой, желтой.

ВIX в. в результате передвижений племен, распада старых государственных об­разований, появления новых религий жречество утратило былое влияние и силу; власть перешла к военным вождям. Наивысший уровень культуры был достигнут в поселениях майя на полуострове Юкатан, наиболее значительным из которых яв­лялся Чичен-Ица, город воинов. В его архитектурном облике ведущее место зани­мали Храм воинов, астрономическая обсерватория Караколь (дословно - Улитка; название связано со спиралевидной формой лестницы), стадион для игры в мяч с примыкающим к нему Храмом ягуара. Главным был храм Кастилъо, представляв­ший собой массивную высокую пирамиду из девяти уступов, на каждой стороне ко­торой широкая лестница вела к храму с усеченной крышей, не имеющей кровельно­го гребня, но декорированной орнаментированными фризами. Все постройки майя этого периода, сохранившие прежний архитектурный облик, украшались колонна­ми в виде туловищ пернатых змей. Головы змей служили базой, а хвосты - капите­лью. Пернатая змея была символом верховного тольтекского бога Кецалькоатля или близкого ему по функциям божества майя Кукулькана - владыки стихий, создате­ля династий и культуры, покровителя жречества и науки. Фасадные стены сплошь были покрыты тончайшей каменной резьбой, составленной из фигур крылатых змей и геометрических фигур - зигзагов, ромбов, плетенки. В живописи акцент де­лался на изображение военных сцен и символики войны.

Майя создали иероглифическое письмо и фольклор, основными жанрами кото­рого являлись гимническая и обрядовая поэзия, эпические и календарные песни, связанные с циклом сельскохозяйственных работ. Гимны майя, обращенные к бо­гам, содержат просьбы о продолжении рода, изобилии, покое. Юкатанские песни-