Ход урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
У ребенка раннего возраста
Критерии необходимости комплексного обследования слуха
• наличие основных факторов риска по тугоухости (нарушения слуха у ближайших родственников, инфекционные и вирусные заболевания матери в период беременности, гипербилирубинемия с содержанием билирубина более 20 ммоль/л, вес при рождении менее 1500 г, патология челюстно-лицевого скелета);
• реакция на звуки отсутствует, реакция неустойчивая или реакция только на громкие звуки;
• реакция на имя отсутствует или неустойчивая (то есть, то нет) или появилась поздно;
• лепет отсутствует; лепет монотонный, бедный; после 6 месяцев в лепете не появляются новые согласные;
• первые слова появляются после 2 лет, первые фразы - после 2,5 лет (характерно при небольших и средних потерях слуха);
• плохо понимает обращенные просьбы;
• сопровождение речи жестом облегчает ее понимание ребенком;
• ребенок часто переспрашивает;
• при общении старается смотреть на лицо говорящего, так как это облегчает понимание речи.
Примечание. Наличие сопутствующих психоневрологических нарушений является дополнительным основанием для проведения комплексного обследования слуха объективными и субъективными методами.
Урок дактильной речи (подготовительный класс)[15]
Тема: «Игрушки: мяч, кукла, авто, собака».
Цель: знакомство детей со словами — мяч, кукла, авто, собака; тренировка в знании имен товарищей.
Оборудование: игрушки, таблички со словами, вертолина.
1. Организация урока.Дети входят в класс и встают за своими партами. Учитель устно-дактильно с показом табличек дает задание надеть наушники. Если учащиеся не выполняют задание, он надевает наушники одному ученику и повторяет задание. В течение всего урока дети пользуются слуховой аппаратурой, а учитель — микрофоном. Затем он дает задание ученикам сесть: «Сядь, Саша (устно-дактильно). Сядь, Оля. Иди сюда, Толя». Учитель предлагает вызванному ученику таблички с именами детей, и тот дактильно дает задание детям сесть. Слово «сядь» дактилируется учеником с опорой на табличку.
2. Называние игрушек.Учитель открывает заготовленные на столе игрушки (мяч, кукла, машина, собака). Вместе с детьми рассматривает игрушки, выражая восторг, удивление. Он берет одну игрушку и называет ее устно-дактильно, затем еще раз — в сопровождении таблички со словом. Побуждает детей говорить рукой вместе с ним. Табличка остается около игрушки. Так называются все предметы.
3. Сопоставление табличек с предметами.Учитель собирает таблички. Вызывает ученика к столу: «Иди сюда, Толя». Предлагает отвечающему взять первую табличку (они перевернуты). Ученик берет табличку, показывает ее детям, вместе с учителем прочитывает ее и подкладывает к игрушке. Так же подкладываются таблички к остальным предметам другими школьниками.
4. Игра «Вертолина».Учитель ставит на стол вертолину и раскладывает по кругу четыре таблички со словами-названиями игрушек, которые были разложены детьми в предыдущем упражнении. Первый раз учитель сам вращает стрелку и читает слово на табличке, возле которой она остановилась. Повторно слово читается вместе с детьми, и один вызванный ученик подкладывает табличку к названной игрушке. Учитель оценивает действие ученика, говоря «Верно», гладя его по головке (или «Неверно», качая головой). Затем стрелку вращает другой вызванный ученик и подкладывает табличку.
5. Работа с азбукой.Учитель помещает таблички со словами на наборное полотно. Дает детям задание встать и повернуться спиной к доске, затем убирает одну игрушку. Дети поворачиваются и пытаются воспроизвести название убранного предмета (пользуясь табличкой с наборного полотна). Учитель раздает ученикам конверты с дактильными знаками, показывает, как нужно их достать, и говорит: «Сложите» (устно-дактильно). Дети складывают слово и воспроизводят его дактильно. Тот, кто выполнил задание первым, получает игрушку. Так же складывается название другого предмета.
В конце урока учитель собирает игрушки и предлагает идти на перемену.
Урок устной речи (подготовительный класс)
Тема:«Звук «е» в положении после согласной».
Цель: тренировка в произнесении звука «е» в положении после согласной.
Оборудование: буквари.