Использование современных компьютерных технологий в образовании лиц с нарушениями слуха.
Сурдотехнические средства.
Сурдотехнические средства диагностики и коррекции
Список литературы
1. Димскис, Л. С. Изучаем жестовый язык: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов/ Л. С. Димскис. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.
2. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. Л. Зайцева. – М. : «Владос», 2004. – 192 с.
3. Фрадкина, Р. М. Говорящие руки: темат. словарь жестового языка глухих / Р. М. Фрадкина. – М. : Сопричастность, 2001. – 254 с.
4. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 655 с.
Сурдотехнические средства – специально разработанные устройства, использование которых не ведет к полному преодолению дефекта, но существенным образом способствует улучшению адаптационных возможностей людей со слуховой недостаточностью.
Сурдотехнические средства разнообразны и широко применяются в практике обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Рассмотрим основные виды сурдотехнических средств.
При организации слухоречевой среды широко применяется электроакустическая аппаратура (звукоусиливающая аппаратура):
· Слухоречевой класс «КСР-01», предназначенный для работы по развитию слухового восприятия и словесной речи. Его оборудование позволяет учащимся слышать собственный голос и голос преподавателя, воспринимать акустические сигналы (речевые и неречевые) от внешних источников, при необходимости преобразует звуковые сигналы в вибротактильные ощущения.
· Аппаратура коллективного пользования – проводная и беспроводная.
o Проводная: позволяет подбирать для каждого пользователя оптимальный режим усиления за счет разнообразных изменений частотных и динамических характеристик звукового сигнала. Устройство может быть дополнено вибраторами, которые облегчают восприятие звуков и способствуют формированию ритмико-интонационной стороны речи.
o Беспроводная: основана на использовании инфракрасного излучения или на радиопринципе. Аппаратура, работающая на инфракрасном излучении, позволяет слушающим свободно перемещаться в пространстве и воспринимать звуки одной интенсивности вне зависимости от расстояния до источника. Основные составные элементы: микрофон педагога, прикрепленный специальной клипсой к одежде либо размещенный на оголовье, или радиопередатчик; радиоприемники слушающих, соединенные с индивидуальными слуховыми аппаратами или наушниками. Радиосистемы позволяют смотреть, н-р, телевизионную передачу, воспринимая звук через наушники, и одновременно слушать пояснения учителя.
· Индивидуальные слуховые аппараты различного типа: внутриушных, внутриканальных, внутриканальных глубокого погружения, заушных, карманных; аппаратов, обладающих автоматической регулировкой, программируемых, цифровых.
o Карманный аппарат представляет собой усилитель с вмонтированным микрофоном, оснащенный телефонами, которые с помощью ушных вкладышей (желательно индивидуальных) вставляются в уши. Его назначение – передавать звуки, в том числе и речь, детям и взрослым с кондуктивными поражениями слуха. Телефон костной проводимости с помощью специального оголовья размещается на сосцевидном отростке за ухом. Для лиц с сенсоневральной тугоухостью и глухотой телефон костной проводимости может использоваться как вибратор.
o Заушные аппараты позволяют компенсировать разные степени потери слуха (от небольшой тугоухости до глухоты). В настоящее время активно разрабатываются внутриушные аппараты. Их внешняя особенность состоит в том, что весь аппарат располагается в слуховом проходе и не виден. Использование этого типа аппаратов в работе с детьми имеет определенные ограничения: они компенсируют потерю слуха лишь до 70-80 дБ, а также требуют частой смены ушного вкладыша.
o Новейшие типы индивидуальных слуховых аппаратов – внутриушные, программируемые, цифровые – обладают широкими возможностями изменения параметров звукоусиления даже при значительной степени нарушения слуха.
Стало возможным бинауральное слухопротезирование, что создает более комфортные условия функционирования слуховой системы практически во всех случаях, когда оно может быть осуществлено.
· Слуховые тренажеры – специальные усилители для работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения слуха, подающие сигналы либо на головные телефоны (наушники), либо на специально сконструированные вибраторы. Такие тренажеры обычно обладают более широкой, чем индивидуальные слуховые аппараты, полосой пропускания частот и большими возможностями изменения частотных и динамических характеристик звукового сигнала, что дает возможность адекватно подбирать необходимый режим усиления.
· Специальные световые сигнальные устройства – в целях противопожарной безопасности ими обрудованы учебные заведения и общественные помещения, где преимущественно бывают неслышащие люди.
В обучении детей с нарушениями слуха широко применяются специальные средства программированного обучения. Рассмотрим наиболее известные.
«Мир за твоим окном» (О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская) – комплекс программ, нацеленный на овладение коммуникативными навыками. В процессе работы с программой ученик взаимодействует с «компьютерным человечком». Программа в различных ситуациях требует как односложных ответов, так и развернутых. При работе ребенка с этой компьютерной средой объектом целенаnравленной познавательной деятельности и предметом анализа являются:
- личный жизненный опыт и знания о сезонных явлениях природы и их изменениях («Четыре времени года»);
- эмоциональная рефлексия на погодные явления, словесное опосредование эмоциональных состояний, возможность и правомерность существования различных эмоциональных отношений к одному и тому же явлению («Погода»);
- использование усвоенных знаний в качестве инструментов решения житейских задач; выделение существенных параметров житейских ситуаций как ориентировочной основы практической деятельности («Одеваемся по погоде»);
- понимание текста и влияние контекста на понимание текста как целого («Рассказы о временах года»).
Комплекс «Дельфа-130» («Видимая речь» IBM) содержит новую педагогическую технологию решения задач по коррекции и формированию произношения. Произносимые в микрофон звуки вызывают изменение рисунков на экране компьютера. Отработка элементов речи становится увлекательной игрой. Разнообразные упражнения и игры позволяют развить речевое дыхание, слитность речи, формировать правильное произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, умение изменять громкость, темп речи, а также устранять гнусавый оттенок голоса. 3анятия на компьютере с помощью программы «Видимая речь» можно начинать с трехлетнего возраста, длительность занятий постепённо увеличивается – от 10 мин для трехлетних детей до 20-25 мин для детей 4-5-летнего возраста. Программа обеспечивает дифференцированный подход к формированию и коррекции речи, реализация которого достигается «закладыванием» в компьютер различных вариантов произнесения речевого материала ребенком. 3апись речи каждого ребенка и прослушивание собственной речи способствуют выработке слухового самоконтроля и стимулируют к работе над произношением.