Специальные средства коммуникации лиц с недостатками слуха
Список литературы
Работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений с родителями детей с недостатками слуха.
Основная цель совместной деятельности школы и семьи – включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.
Задачи работы сурдопедагога с родителями неслышащих и слабослышащих:
- разработка и реализация комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;
- оказание помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
- ознакомление родителей со специальной психолого-педагогической литературой;
- информирование об особенностях и перспективах развития ребенка;
- знакомство родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;
- оказание помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;
- содействие в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;
- выявление и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместной деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения.
Оказание помощи родителям детей с нарушениями слуха может осуществляться сурдоцентрами, школами-интернатами. В школе эта работа организуется социальным педагогом и классными руководителями при активном участии воспитателей и учителей-предметников.
Содержание работы с родителями неслышащих и слабослышащих детей включает ряд направлений:
- укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушением слуха;
- нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;
- изучение условий пребывания ребенка с нарушением слуха в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений;
- привлечение родителей к сотрудничеству со школой-интернатом для детей с недостатками слуха, активизация общения с педагогами и детьми в условиях совместной деятельности.
Формы организации работы с родителями достаточно разнообразны:
- коллективные: общешкольные и классные собрания, лекции и семинары для родителей, конференции, день открытых дверей;
- групповые:работа с родительским комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;
- индивидуальные:беседы, посещения семей, консультации, переписка.
Планирование и анализ работы с родителями записывается в специальный журнал. Сурдопедагог определяет даты и темы родительских собраний, лекций, бесед, планирует переписку с родителями, посещение семей, индивидуальные консультации. В журнал вносятся данные анкет, опросников, заполненных родителями и детьми, результаты и оценка бесед, посещений семьи и т. д.
Контролирующие вопросы и задания
1. Раскройте методологические основы процесса воспитания детей с недостатками слуха. Раскройте сущность принципов воспитания. Приведите примеры их реализации в воспитании глухих и слабослышащих школьников.
2. Охарактеризуйте методы воспитания. Какими факторами определяется использование различных методов в воспитании школьников с нарушенным слухом?
3. Определите задачи нравственного воспитания детей с недостатками слуха, раскройте особенности их реализации.
4. Каковы возможности и средства эстетического воспитания глухих и слабослышащих школьников? Охарактеризуйте задачи и содержание эстетического воспитания в процессе обучения и в процессе внеклассной работы.
5. Раскройте задачи, содержание, методы и формы физического воспитания в школах глухих и слабослышащих.
6. Охарактеризуйте задачи и содержание трудового воспитания глухих и слабослышащих школьников. Каковы формы работы специальной школы по включению учащихся в общественно полезный, производительный труд?
7. В чем проявляется коррекционная направленность всех разделов воспитания в школах глухих и слабослышащих?
8. Какое значение имеет работа с родителями в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для лиц с нарушениями слуха для повышения эффективности их обучения и воспитания?
9. Назовите задачи, содержание и основные направления семейного воспитания ребенка с нарушенным слухом младенческого и раннего возраста.
10. Каково содержание семейного воспитания дошкольника с нарушенным слухом?
11. Перечислите основные формы работы родителями детей с недостатками слуха в специальных школах.
1. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. : КАРО, 2005. – С. 190-262.
2. Корсун, С. В. Азбука для неслышащего малыша / С. В. Корсун, И. А. Гинзберг. – М. : ОЛМА-Пресс, 2005. – 128 с.
3. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
4. Пенин, Г.Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учебное пособие / Г. Н. Пенин, З. А. Пономарева, О. А. Красильникова, Л. В. Кораблева; под ред. проф. Г. Н. Пенина и доц. З. А. Пономаревой. – СПб. : КАРО, 2006. – 496 с.
5. Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Владос, 2005. – 295 с.
6. Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е. Г. Речицкая. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 193 с.
7. Самощенко, И. В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И. В. Самощенко. – М. : ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. – 171 с.
8. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 200-255.
9. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 494-523.
10. Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит… / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/1/0410/1_0410-1.shtml.