Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.
В сурдопедагогике, как и в общей педагогике, выделяются следующие направления: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Умственное воспитаниедетей с недостатками слуха предполагает целенаправленную деятельность педагогов по формированию у учащихся словесной речи, развитию познавательных способностей, а также умений их практического применения. Кроме того, задача педагога – воспитание личностных качеств, повышающих эффективность умственной деятельности. Исследователями определены условия успешности умственного воспитания:
- овладение системой научных знаний, постепенное их расширение и углубление;
- овладение речью параллельно с овладением знаниями;
- интенсивное развитие речи во всех ее видах (письменная, устная; диалогическая, монологическая);
- опора на жизненный опыт учащихся и его обогащение;
- включение предметно-практической деятельности в учебно-воспитательный процесс, его связь с жизнью и деятельностью учащихся;
- расширение кругозора, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
Задачами умственного воспитания являются следующие:
- формирование запаса знаний и совершенствование их качества;
- развитие и коррекция способов умственной деятельности;
- воспитание интеллектуальных качеств личности;
- формирование культуры умственного труда;
- овладение методами приобретения и применения знаний, превращение их в орудие мышления и деятельности.
Нравственное воспитание– процесс формирования у школьников нравственного поведения, чувств, сознания. Оно осуществляется в ходе постоянного общения воспитуемых и воспитателей. Основным фактором нравственного воспитания является деятельность.В силу ограниченности контактов с окружающими в период становления личности, кроме семьи особую роль в нравственном воспитании играет школа.
Воспитание нравственного сознания тесно связано с уровнем речевого развития детей, с их мышлением. По мере овладения речью ребенок знакомится с нравственными понятиями, которые закрепляются в практической деятельности (начиная с элементарных оценочных понятий «хорошо», «красиво» и т. д., ученик постепенно овладевает понятиями на конкретной основе: «вежливость», «дружба» и т. п., а затем понятиями отвлеченного характера: «ответственность», «патриотизм» и т. п.). Ряд понятий формируется в процессе чтения и разбора содержания литературных произведений, в ходе различной деятельности, когда поступки самих учащихся оцениваются окружающими. Суть понятия может уточняться в этических беседах с воспитуемыми. Выделяют несколько этапов формирования нравственного сознания учащихся:
- практическое овладение нормами поведения (на основе подражания, выполнения требования);
- изучение нравственных понятий (в процессе анализа поведения литературных героев, а также собственного опыта и поведения окружающих);
- применение знаний в деятельности (в поведении, общении).
Трудовое воспитание – сложный процесс, предполагающий вовлечение в разнообразную трудовую деятельность. Задачей его является нравственная, психологическая и практическая подготовка к труду. В школе для детей с недостатками слуха специфической задачей является преодоление последствий, связанных с первичным дефектом.
Нравственная подготовка включает понимание значимости труда (как средства заработка и как радости дела, приносящего пользу другим), стремление к формированию нравственных качеств (добросовестного отношения к работе, упорства и активности в достижении успеха в деятельности, умения работать в коллективе для достижения общей цели, готовности помочь другому и др.). Психологическая подготовка включает воспитание стремления охотно и качественно выполнять любую работу, полезную для других, доводить начатое до конца с полной отдачей сил. Практическая подготовка направлена на вооружение детей знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми в трудовом процессе.
В трудовом воспитании детей с недостатками слуха особое внимание уделяется решению коррекционных задач, направленных на преодоление последствий первичного нарушения (развитие речи и закрепление навыков речевого общения, коррекция недостатков физического развития). Содержание трудового воспитания отражено в различных видах труда – учебном, на специальных занятиях и общественно полезном.
Эстетическое воспитание – процесс формирования эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Его цель – развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Задачи эстетического воспитания:
- воспитание эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать прекрасное, испытывать радость от соприкосновения с ним;
- развитие эстетического вкуса, оценок и суждений, что связано с развитием речи и мышления детей с недостатками слуха, так как необходимо осмыслить, проанализировать увиденное или услышанное, выделить в нем существенное и выразить свое отношение в словах;
- развитие творческих способностей детей.
Средства эстетического воспитания: искусство, природа, окружающая предметная среда, трудовая и спортивная деятельность, эстетически направленное общение и даже игра. В школе для детей с недостатками слуха проводятся уроки развития речи, которые обогащают речь учащихся, формируют умение связно и красиво излагать свои мысли, учат вглядываться в природу, рассматривать произведения искусства и анализировать их. Важное место в эстетическом воспитании занимает деятельность детей в кружках (танца, пантомимы, рисунка, лепки и выжигания, вышивания и мягкой игрушки и др.).
Целью физического воспитанияявляется разностороннее развитие личности, физических качеств и способностей человека, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. Нарушение слуха возникает под воздействием различных факторов, приводящих организм к ослаблению. Часто у детей с недостатками слуха нарушается деятельность вестибулярного аппарата, контролирующего положение в пространстве. Кроме того, страдает кинестетическая чувствительность, контролирующая движения, из-за чего движения детей часто бывают неуклюжими, порывистыми, а походка – шаркающей. Ослабленные дети быстрее устают, теряют работоспособность, что затрудняет обучение. Все это требует специального подхода к физическому воспитанию учащихся.
Основные средства физического воспитания: физические упражнения, использование естественных факторов природы и соблюдение гигиены (личной, трудовой и др.). Физическое воспитание осуществляется на уроках физкультуры, на музыкально-ритмических занятиях, физкультминутках на уроке, на спортивных часах, на соревнованиях, спортивных праздниках, во время прогулок и походов.
Дети с недостатками слуха в большинстве своем обучаются в школах-интернатах. Это обусловлено своеобразием воспитательного процесса, требующего непрерывного и долговременного воздействия на учащихся, единства действий обучающих и воспитывающих, создания слухоречевой среды, комплексного подхода к воспитанию, что часто недостижимо в условиях, когда глухой или слабослышащий ребенок лишь посещает уроки, а воспитание его предоставлено семье, не владеющей необходимыми умениями.
Школа-интернат обеспечивает практически круглосуточное коррекционно-воспитательное воздействие на детей с нарушениями слуха, создавая благоприятные условия для их всестороннего развития и оказывая тем самым помощь семье в воспитании ребенка. Интернат обеспечивает возможность обучения тех детей, которые проживают в отдаленных от школы районах.
Формы организации воспитывающей деятельности в школе-интернате:
1. Внеклассные занятия в воспитательной группе:
- самоподготовка (подготовка домашних заданий по учебным предметам);
- внеклассное чтение;
- занятия изобразительной или театрализованно-игровой деятельностью;
- занятия по воспитанию культуры поведения и речевого общения;
- дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- занятия группы на воздухе: тематические прогулки, подвижные игры, соревнования, трудовые дела на пришкольном участке и др.
2. Коллективная развивающая деятельность в общих делах, включающая учащихся начальной, основной или старшей школы. К формам организации воспитательного процесса относятся:
- подготовка и проведение различных тематических праздников, экскурсий;
- подготовка к олимпиадам и участие в них;
- участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, походах и экспедициях;
- подготовка и проведение трудовых или экологических социально-ориентированных мероприятий, спортивных коллективных воспитывающих дел.
Количество детей в воспитательной группе специальной школы I вида, где обучаются глухие, не более 6 человек. Наполняемость воспитательной группы в 1-м отделении специальной школы II вида до 10 человек, во 2-м отделении школы II вида в воспитательной группе до 8 слабослышащих.
Во внеклассных групповых занятиях и подготовке общешкольных коллективных мероприятий широко используются разные формы организации деятельности школьников (С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, Е. Н. Марциновская и др.). При работе парами, группами, состав которых может меняться, возникают ситуации сотрудничества, ролевого и делового общения. Используются такие формы организации деятельности воспитанников, как индивидуальное выполнение заданий под руководством воспитателя или групповая работа под руководством ведущего ученика («маленького учителя»), старшего школьника. Индивидуальная творческая деятельность на внеклассных занятиях предполагает самостоятельность при выполнении единого задания для всех или разных заданий. При выполнении заданий каждый воспитанник под руководством воспитателя включается в работу в меру своих сил и возможностей, степени подготовленности к самостоятельной деятельности. Коллективные формы организации деятельности сочетаются с индивидуальными при условии педагогического руководства.