Цели, задачи и принципы воспитания детей с нарушениями слуха.

Список литературы

1. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя / Р. М. Боскис. – М. : Просвещение, 1988. – 125 с.

2. Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» / А. К. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 224 с.

3. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

4. Лёве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Лёве; пер. с нем. Л. И. Родченко, Н. М. Назаровой. – М. : «Академия», 2003. – 224 с.

5. Методика преподавания русского языка в школе глухих: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. М. Быковой. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 400 с.

6. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л. П. Назарова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

7. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для вузов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 334 с.

8. Развитие устной речи у глухих школьников: метод. пособие / авт.-сост. Е. П. Кузьмичева и др. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 125 с.

9. Рау, Ф. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей / Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. – [Электронный ресурс] – режим доступа : http://pedlib.ru/Books/3/0108/3_0108-1.shtml.

10. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 553-600.

11. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 440-493.

1.8.Воспитание детей с нарушениями слуха

 

Целью воспитанияявляется все­стороннее, гармоничное развитие личности ребенка, воз­можно более полная его самореализация.

Задачи воспитания:

- мировоззренческая подготовка, помощь детям в построе­нии их отношений к миру, с миром, к себе в мире, в определении своего места в жизни;

- приобщение учащихся к культурным ценностям стра­ны и мира, формирование потребности в дальнейшем духовном совершенствовании;

- развитие творческих способностей ребенка в различных сферах деятельности;

- воспитание уважения к труду и формирование потреб­ности в труде, развитие качеств и способностей, важных для осуществления разнообразной трудовой деятель­ности;

- формирование личности, гуманной во всех отношениях с окружающим миром;

- развитие гражданской и социальной ответственности человека, воспитание уважения к закону;

- развитие способности к рефлексии, самооценке и регу­ляции своего поведения, чувства собственного достоин­ства;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развитие способности жить полноценной счастливой жизнью, иметь хорошую семью.

Принципы воспитания – основополагающие идеи, оп­ределяющие содержание, методы, общее направление вос­питания и стиль взаимодействия субъектов данного про­цесса. В современной сурдопедагогике основополагающими идеями являются общепедагогические принципы гуманистического воспитания:

- принцип природосообразности воспитания;

- культуросообразность воспитания;

- гуманизация воспитания и ценностно-смысловое равенство, сотрудничество воспитателя и ребенка;

- откры­тость, демократизация воспитательной системы;

- единство воспитательных воз­действий школы, внешкольных организаций;

- широкое участие родителей, об­щественности в воспитательной работе.

Значимы и известные сурдопедагогические принципы, идеи которых разра­ботаны в трудах отечественных ученых Л. С. Выготского, А. И. Дьячкова, С. А. Зыкова, М. И. Никитиной, Ф. Ф. Рау и др.

1. Принцип развивающего воспитания, учета потенциальных возможнос­тей ребенка, здоровых сил организма, веры в перспективы развития каждого школьника и его социализацию.

2. Деятельностный подход в воспитании. Личность как субъект воспита­ния формируется в разных формах организованной коллективной деятельнос­ти при творческом отношении ребенка к действительности.

3. Коррекционная направленность воспитательного процесса предполага­ет преодоление нарушений в развитии ребенка во внеурочной деятельности.

4. Дифференцированный, индивидуальный подход с учетом возрастных, личностных особенностей школьников, структуры дефекта.

5. Принцип открытости воспитательной системы и интеграции ребенка с нарушением слуха для адаптации в обществе, расширения его социальных связей.