Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у глухих.

Рассмотрим некоторые понятия, связанные с работой по развитию слуха неслышащих детей. Слуховое восприятие речи – восприятие речи только с опорой на слух (с использованием ЗУА), исключая зрение. Слухозрительное восприятие речи – восприятие с опорой на слух (с использованием ЗУА) и зрение: чтение с губ при проговаривании речевого материала, опора на записи на доске, предъявление таблички, дактилирование. Слуховая тренировка – упражнения в различении речевого и неречевого материала на слух. Речевой материал – слова, словосочетания, фразы, слоги, звуки. Неречевые звучания – звуки природы, голоса птиц и животных, бытовые шумы, элементы музыки.

Современная система интенсивного развития слухо­вого восприятия учащихся специальных (коррекционных) учреждений I вида базиру­ется на следующих положениях:

- нарушенная слуховая функция, как и любая другая функ­ция, развивается при постоянном целенаправленном воз­действии в определенных условиях;

- развитие речевого слуха у глухих школьников осущест­вляется в условиях общего процесса обучения и воспи­тания при организации слухоречевой среды;

- у большинства глухих имеется неиспользованный слу­ховой резерв, который активизируется при системати­ческой слуховой тренировке (с использованием элект­роакустической аппаратуры);

- речевой слух у глухих развивается в неразрывной связи с усвоением словаря, грамматического строя языка, фор­мированием и коррекцией произносительной стороны устной речи, совершенствованием всей познавательной деятельности;

- развитие речевого слуха у глухих носит поэтапный ха­рактер, основными факторами, обусловливающими развитие речевого слуха, являются степень сформированности слуховой функции, уро­вень общего и речевого развития, способность ученика к семантической интерпретации поступающей речевой информации, способность к моделированию высказыва­ния по отдельным опознанным признакам (Е. П. Кузьмичева, 1991[7]).

Основные задачи работы по развитию слуха:

- развитие у глухих школьни­ков способности воспринимать речевой материал только на слух, исключая зрение,

- создание слухозрительной основы для восприятия устной речи,

- совершенствование навыка актив­ной речевой деятельности,

- обогащение представлений глухих о неречевых звуках окружающего мира.

Главным направлением работы является развитие речевого слуха, включающее формирование умений:

- воспринимать определенный речевой материал на слух и слухозрительно,

- воспроизводить воспринятый речевой материал,

- действовать адекватно воспринятому.

Основные формы организации работы по развитию слуха:

- общеобразовательные уроки,

- специальные коррекционные занятия (ин­дивидуальные занятия, групповые занятия, фронтальные уроки в слуховом кабинете).

- внеурочное время.

На уроках: различение материала преимущественно слухозрительное, но часть материала различается только на слух. Педагог отчетливо, голосом разговорной громкости, произносит за специальным экраном определенный речевой материал (это может быть словарь по теме урока; фразы, организующие деятельность детей, некоторые вопросы, поручения и др.). Восприняв материал, школьники должны произвести действия, адекватность которых служит критерием точности восприятия: дать ответ на заданный вопрос, выполнить поручение, повторить слово и др. Если дети не восприняли материал с первого раза, педагог повторяет его еще раз; если и в этом случае успех не достигнут, он предъявляется слухозрительно: проговаривается без экрана, записывается на доске, предъявляется на табличке, дактилируется. После этого материал снова распознается только на слух.

Специальным коррекционным занятиям принадлежит ведущая роль в работе по развитию слуха. Рассмотрим особенности различных видов занятий.

Работа над развитием слуха является второй частью индивидуального занятия. Дети различают разнообразный речевой материал: обиходно-бытового характера, часто употребляемый на уроках, а также разнообразные тексты. Виды деятельности разнообразны: ответы на вопросы (сколько тебе лет?), выполнение поручений (напиши знак «+»), работа с рассыпным текстом, с конструктивной картиной, составление аппликаций, написание диктантов, ведение диалога. Создается естественная ситуация общения: восприняв вопрос, ученик сразу отвечает на него; прослушал поручение – сразу выполняет и отчитывается. Педагог дает 5 попыток для восприятия материала только на слух, в случае неуспеха предъявляет его слухозрительно, но затем – снова только на слух. Тренировка слухового восприятия осуществляется как с помощью различных звукоусиливающих аппаратов (коллективного и индивидуального пользования), так и без них — при восприятии речевого материала у ушной раковины (без эк­рана).

Рассмотрим структуру второй части индивидуального занятия, направленной на разви­тие слухового восприятия:

1. Различение материала разговорного характера. Использу­ется ЗУА стационарного назначения, в содержание этого этапа работы может войти следующий материал:

- различение вопросов разговорно-обиходного характера типа: Сколько тебе лет? Где ты учишься? В каком городе жи­вешь? и т. д.;

- различение фраз, связанных с организацией занятий, типа: Напиши пример. Прочитай стихотворение. Скажи ответ и т. д.;

- различение предложений типа: Девочка решает зада­чу и т. д.

2. Усвоение нового речевого материала (с использованием ЗУА стационарного назначения).Особое место занимает различение предложенных текстов и восприятие заданий к ним. Так как материал текстов является наиболее трудным для восприятия, то к этой работе учащиеся готовятся постепенно.

3. Закрепление материала, воспринятого на слух с использо­ванием индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры. Упражнения с индивидуальной ЗУА включаются уже в 1-м классе во втором полугодии. Сначала различается ма­териал, отработанный с ЗУА на предыдущих занятиях, затем постепенно включается материал, близкий к теме занятия.

4. Различение материала на слух без опоры на звукоусилива­ющую аппаратуру.

Особенностьюгрупповых занятий – отработка навыков ведения диалога (организуется диалог в таких формах общения, как учитель учащиеся, учащиеся учитель, уче­ник ученик). Материалом для диалога являются тексты (прочитанные в классе, на общеобразовательном уроке); тексты адаптируются с учетоминдивидуальных и типологических особен­ностей детей. Для более сильной группы подбирается речевой матери­ал (текст, статья) большего объема и с более сложными речевы­ми конструкциями, для другой группы – несколько облегчен­ный материал как по объему, так и по речевым конструкциям; поэтому одну и ту же статью или текст из книги нужно адапти­ровать в зависимости от групповых особенностей детей.

Структура группового занятия:

1. Организация начала занятия. Устанавливается режим усиления, организуются приветствие и перекличка учащихся. Сообщаются тема, задачи занятия.

2. Организация диалога. Диалог организуется на материале разговорно-обиходного характера или по теме с общеобразовательного урока, чтобы содержание не вызывало сложностей осмыс­ления.

3. Различение текста или другого материала по теме занятия. Используются различные речевые единицы, различные виды работы (с таблицей, схемой, карточками, ма­кетами, конструктивными картинками и т. д.). Это основная часть занятия, когда учитель может раскрыть все возможности детей: речевое развитие, мыслительные спо­собности, включить активно в процесс обучения слуховое вос­приятие у детей.

4. Различение материала на ухо без ЗУА. Продолжается рабо­та по восприятию речи без усиленного слухо­вого контроля; различаются отдель­ные наиболее легкие фразы, слова, словосочетания, слоги и зву­ки.

5. Организация окончания занятия. Подведение итогов работы, мотивированная оценка деятельности детей.

Фронтальное занятие проводится в слуховом кабинете, оснащенном ЗУА. На каждой парте находятся индивидуальные биноауральные телефоны, обратные индивидуальные микрофоны, регуляторы громкости. Содержанием материала уроков в слуховом кабинете явля­ются неречевые звуки, слова, словосочетания и фразы.

Структура фронтального занятия

1. Установка режима усиления.

2. Перекличка учащихся. Может проводиться слухо-зрительно, на слух, с голоса учителя, воспитателя, учащихся.

3. Организация деятельности учащихся. Учитель сообщает тему и задачи занятия, организует способ восприятия его речи и речи учащихся, выясняет интересы уча­щихся, настраивает на реализацию поставленных задач.

4. Различение неречевых звуков. Перед различением звуков учитель предлагает рассмот­реть предмет, издающий звук (барабан), выясняет, знают ли учащиеся его название (что это?), вывешивает на доску таб­личку (барабан) и предлагает послушать его звучание. Одновре­менно соотносит звучание с названием, показывая на таблич­ку, при этом опирается на слухо-зрительное восприятие звука барабана и его названия с голоса (учитель читает таб­личку с доски). Затем предлагает учащимся прослушать зву­чание барабана только на слух, без опоры на зрительный ана­лизатор. Аналогичная работа осуществляется с другими источ­никами звука (дудкой). После такой предварительной работы сравнивается звучание этих инструментов, сначала с опорой на слухо-зрительное восприятие, а затем только на слух. При этом учитель требует от учащихся отличать на слух, какой предмет (инструмент) звучал, и оформить ответ речью: Я слы­шал звук барабана.

5. Физкультминутка.

6. Различение речевого материала. Для различения предлага­ются слова, словосочетания, фразы, в зависимости от темы, обо­значенной в программе, и уровня усвоения предыдущего мате­риала учащимися. Сначала выясняется, знают ли учащиеся слово (словосочетание, фразу), для чего подбирается картинка, раскрывающая его сущность. Картинка вместе с табличкой при­крепляется к доске, например картинка и табличка со словом собака. Показ сочетается с произнесением (чтением таблички) и сокращенным, отраженным произношением учащимися. Так осуществляется слухо-зрительное восприятие слова (словосоче­тания, фразы). Затем учащиеся это словосочетание восприни­мают только на слух. Аналогичная работа проводится с другим словом, например мяч, а после этого предлагается различение этих слов между собой на слухо-зрительной и слуховой основе. Учащиеся определяют на слух, какое слово (словосочетание, фразу) произнес учитель, и оформляют ответ речью: Это мяч, Это собака или: Я слышал слово «мяч» («собака»).

7.Закрепление материала. Эта часть занятия может проводиться в виде игры в лото, в домино, кроссворды и т. д. или в виде слуховых диктантов, где каждое слово обозначается квадратиками, отрезками прямых линий и др. Закрепление свидетельствует о том, как учащиеся усвоили материал занятия.

8. Организация окончания занятия.