Особенности учебного процесса в школе слабослышащих и позднооглохших.
Охарактеризуем основные особенности учебного процесса специальной (коррекционной) школы II вида.
1. Структура школы II вида определилась исходя из принципа дифференцированного подхода к процессу обучения, в основу которого положены показатели нарушения слуха и особенности речевого развития и познавательной деятельности. В школе имеется 2 отделения: 1 отделение – для детей с относительно развитой речью, в которой можно отметить лишь некоторые недостатки: неправильность произношения, отклонения в грамматическом оформлении; 2 отделение – для детей с глубоко неразвитой речью, с искаженным произношением, ограниченным запасом слов, неправильным оформлением связных высказываний.
2. Школа для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требованиям государственного образовательного стандарта. Современное содержание образования отражено в структуре учебных планов, в которых 1-е и 2-е отделения имеют по два варианта.
В 1-м отделении вариант I включает: 1-4 классы (I ступень), 5-10 классы (II ступень), 11-12 классы (III ступень). Вариант II также имеет три ступени: 1-5 классы (I ступень), б—10 классы (II ступень), 11-12 классы (III ступень). Учащиеся 1-го отделения получают полное среднее образование и сдают экзамены на аттестат зрелости.
Во 2-м отделении варианты учебных планов имеют следующую структуру: вариант I –подготовительный класс (I ступень), 1-4 классы (II ступень), 5-10 классы (III ступень), 11-12 классы (IV ступень). Вариант II – подготовительный класс (I ступень), 1-6 классы (II ступень), 7-12 классы (III ступень). Этот вариант может быть рекомендован для обучения слабослышащих детей с задержкой психического развития (ЗПР). Вспомогательные классы для слабослышащих детей с интеллектуальной недостаточностью организуются без ориентации на цензовый уровень образования. Во 2-м отделении учащиеся получают общее среднее образование и свидетельство об образовании.
Наличие вариантов учебных планов и программ по каждому отделению, отличающихся не только разным соотношением продолжительности обучения, но и разными уровнями общеобразовательной подготовки, позволяет сделать выбор, соответствующий индивидуальным возможностям учащихся.
3. Базисные учебные планы начальной ступени обучения в обоих отделениях содержат такие общеобразовательные области: «Язык», «Обществознание», «Математика», «Естествознание», «Искусство», «Физкультура», «Технология». Наряду с образовательными областями в программу включен коррекционный блок учебных предметов, содержащий индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения, музыкально-ритмические занятия. В подготовительном классе 2-го отделения введено предметно-практическое обучение.
4. Наибольшим своеобразием в учебном плане школы слабослышаших отличается учебный предмет «Родной язык»: его изучение обеспечивает в первую очередь речевую подготовку (овладение языком как средством общения), восполнение пробелов в представлениях, знаниях об окружающей действительности, умственное и сенсорное развитие учащихся. По мере создания необходимой базы в виде формирования практических речевых навыков, овладения минимумом языкового материала в данный раздел включается изучение языка как предмета. При этом в программе школы для слабослышащих предусмотрен такой же объем знаний и навыков по языку, как и в программе для массовой школы, а времени на его изучение отводится значительно больше. С этим предметом связаны и такие, как «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», на которые также выделяется значительное количество часов.
5. В учебном плане школы слабослышащих увеличено (по сравнению с учебным планом массовой школы) время для изучения и других предметов: математики, ознакомления с окружающим миром, естествознания, истории и т. д., что в первую очередь связано с необходимостью преодоления трудностей речевого характера, а также с решением коррекционных задач (формирование всех видов познавательной деятельности, особенно абстрактного, словесно-понятийного мышления, преодоление последствий дефекта слуха и речевого недоразвития).
6. Учебные программы отличает коррекционная направленность обучения и максимальный учет особенностей слабослышащих детей.В связи с этим наряду с единым содержанием обучения в них включены требования, касающиеся развития слухового восприятия, словесной речи, практических речевых навыков и познавательной деятельности школьников. Программы начальной ступени образования ориентированы на задачи пропедевтического характера, решение которых способствует развитию детей и подготавливает их к сознательному овладению системой школьных знаний и навыков.
7. На II и III ступенях обучение ведется по программам массовой общеобразовательной школы с возможностью внесения изменений в их содержание с учетом коррекционной направленности всего педагогического процесса, при сохранении последовательности подачи учебного материала и логики содержательной структуры соответствующих образовательных дисциплин.
8. Для I ступени 2-го отделения школ II вида создаются специальные учебники – буквари, учебники русского языка, включающие разделы «Развитие речи», «Практическая грамматика», а также книги для чтения и для обучения произношению.
9. Весь учебный процесс в школах II вида рассчитан на полисенсорный характер восприятия учебного материала. Специальное обучение слабослышащих учащихся строится на слухозрительной основе, что предполагает внимание со стороны сурдопедагога к контролю за пониманием воспринятого, к коррекции и уточнению звукослоговой структуры слов. В учебном процессе устная, письменная и дактильная формы речи сочетаются и взаимодополняют друг друга.
10. В обучении слабослышащих школьников используются формы организации учебной работы, аналогичные тем, которые используются в школах общего назначения, – урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, факультативы, домашняя учебная работа, дополнительные занятия, различные формы внеклассной работы (предметные кружки, занятия по бытовому труду, внеклассному чтению, конкурсы и др.). В практике обучения детей с частичным нарушением слуха применяются и специальные коррекционные формы организации учебного процесса: музыкально-ритмические занятия, фронтальные занятия в слуховом кабинете, индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, дополнительные коррекционные занятия.
Контролирующие вопросы и задания
1. Каковы особенности построения учебного плана школ глухих?
2. Назовите принципы и особенности построения учебных программ школ глухих.
3. Каким требованиям должны отвечать учебники для школ глухих?
4. Раскройте содержание понятий «методы обучения», «приемы обучения». Охарактеризуйте общепедагогические методы. Приведите примеры реализации этих методов в процессе обучения детей с нарушениями слуха.
5. Раскройте содержание понятия «формы организации обучения». Перечислите общепедагогические формы организации обучения.
6. Назовите организационные формы учебного процесса в школах глухих. Какие специфические формы организации обучения применяются в школах глухих? Каковы роль и место данных организационных форм в коррекционно-педагогическом процессе?
7. Охарактеризуйте особенности коррекционных уроков и занятий в школах глухих.
8. Обоснуйте необходимость дифференцированного обучения глухих и слабослышащих детей.
9. Как вы понимаете высказывание Р. М. Боскис: «Слабослышащий ребенок, способный овладеть с помощью слуха хотя бы самым ограниченным и искаженным запасом слов, идет в речевом развитии принципиально иным, по сравнению с ранооглохшим ребенком, путем»? Раскройте особенности развития слабослышащих детей.
10. Какова специфика процесса обучения слабослышащих детей?
11. Дайте характеристику учебных планов школ слабослышащих. Каковы отличия учебных планов для I и II отделения школ слабослышащих?