Формы организации учебного процесса.
В зависимости от характера деятельности учащихся выделяют следующие формы организации обучения: фронтальная – предполагает одновременное выполнение заданий всеми учащимися класса; индивидуальная – ученик выполняет учебные задания самостоятельно, на уровне своих учебных возможностей; групповая – объединение учащихся в группу, которая решает единую задачу (широко распространена в школе глухих).
В базисном учебном плане формы организации обучения глухих школьников представлены тремя основными видами занятий – групповыми, по подгруппам, индивидуальными.
К обязательным групповым занятиям с учащимися каждого класса относятся уроки по общеобразовательным предметам и учебным предметам блока коррекционных дисциплин, включающих музыкально-ритмические занятия, специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете, уроки предметно-практического обучения. Обязательными являются также групповые и подгрупповые занятия по труду. Факультативно проводятся групповые и подгрупповые занятия по выбору учащихся. Индивидуальные занятия требуются для работы по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи.
Урок – основная форма организации обучения в школе глухих. Помимо образовательных и воспитательных задач, урок в школе глухих решает коррекционно-развивающие задачи. Образовательные задачи направлены на овладение учащимися знаниями, практическими умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программы. Воспитательные задачи предусматривают формирование у школьников базовой культуры личности, развитие познавательных интересов, способностей, познавательной активности и самостоятельности. Коррекционно-развивающие задачи обеспечивают преодоление последствий нарушения слуха и в свою очередь объединяют комплекс задач, содействующих речевому развитию (создание лексической основы языка, овладение вариативными синтаксическими структурами, связными высказываниями, коммуникативными умениями речевого общения и вариативными диалогическими единствами; формирование произносительных навыков и навыков слухозрительного восприятия речи и чтения с губ); становлению и развитию речевого слуха; коррекции познавательных процессов, активизации мыслительной деятельности. Осуществление коррекционно-развивающих задач связано с необходимостью предварительного выбора сурдопедагогом речевого материала, предъявляемого на уроке для слухового восприятия, определения объема лексических единиц, используемых для обогащения речи учеников, способов расширения и активизации словаря, а также организации речевого общения и расширения речевой практики.
Основополагающие положения интенсификации процесса обучения глухих детей на уроке подробно рассмотрены С. А. Зыковым и получили дальнейшее развитие в работах Т. С. Зыковой, Е. Н. Марциновской, М. И. Никитиной, Е. Г. Речицкой и др. Они предусматривают последовательную реализацию специфических принципов обучения, определение путей развития самостоятельности и активности школьников. С целью повышения эффективности урока пересматривается соотношение методов в пользу доминирования наглядных и практических, при их разнообразном сочетании со словесными методами. Разработаны и предложены практикам новые формы учебной работы: работа с «маленьким учителем» (с ведущим учеником), работа парами, бригадами, по конвейеру (С. А.Зыков, Т. С. Зыкова, Е. Н. Марциновская). Эти формы работы впервые были введены на уроках предметно-практического обучения и затем рекомендованы для использования на всех уроках. Доказано, что они активизируют речевое общение учеников, приучают их к слухозрительному восприятию речи, расширяют практику мотивированного употребления речевых единиц, содействуя его автоматизации.
Ккоррекционным учебным урокам и занятиям относятся:
Уроки предметно-практического обучения (ППО).Относясь к предметам коррекционного цикла, уроки ППО являются одновременно первым этапом трудового обучения школьников и проводятся в начальных классах. Эти уроки имеют специфическую структуру. Так, значительное место на уроке отводится словесному обсуждению учениками предстоящей работы, составлению заявки на необходимые материалы и инструменты, общению в бригаде по вопросам изготовления изделия и т. п. Задачами уроков ППО являются: развитие познавательных процессов глухих школьников; развитие словесной речи детей по принципу коммуникации; формирование житейских понятий и представлений как базы для обучения общеобразовательным предметам; формирование трудовых умений и навыков (как чисто физических, так и интеллектуальных); воспитание положительных качеств личности. Основное содержание предметно-практического обучения отражено в учебной программе; виды практической деятельности чрезвычайно разнообразны: лепка, моделирование и конструирование, рисование, аппликация, работа с тканью, мозаикой, разными материалами. Учащиеся знакомятся с разнообразными инструментами и материалами, овладевают отдельными трудовыми операциями, приемами планирования своей практической деятельности, усваивают основы культуры и труда и элементы техники безопасности. Наряду с общим развитием речи у детей накапливается словарь специальных и технических терминов. Важным является формирование умений работать индивидуально, парами, бригадами, коллективно, оказывая друг другу помощь, работать целенаправленно, аккуратно выполнять трудовые операции, создавать красивые изделия.
Индивидуальные занятия по развитию восприятия и воспроизведения устной речи направлены на обучение детей восприятию речи на слух, развитие слухового внимания и формирование произносительных навыков с опорой на комбинированное слухозрительное восприятие. Такие занятия предусматривают две составляющие: с одной стороны, формирование произносительных навыков, с другой – развитие речевого слуха на основе слуховых упражнений с электроакустической аппаратурой, индивидуальными слуховыми аппаратами или только на слух.
Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию слухового восприятия, произносительной стороны речи, двигательной активности детей, а также обеспечивают формирование различных умений, связанных с музыкой: исполнение танцевальных и гимнастических движений под музыку, декламация песен, участие в инсценировках музыкальных сказок, игра на элементарных музыкальных инструментах, совершенствование внятной выразительной устной речи с опорой на фонетическую ритмику. Эти занятия проводятся в специальном помещении, оборудованном стационарной звукоусиливающей аппаратурой, магнитофоном, фортепьяно и другими музыкальными инструментами. Содержание занятий составляют упражнения в разнообразных ритмических движениях, распознавание музыкальных ритмов и произведений. Восприятие музыки глухими учениками осуществляется на полисенсорной основе с опорой на сохранные анализаторы и развивающееся слуховое восприятие.