Методы обучения глухих школьников.
Содержание образования в школе глухих.
В зависимости от возможностей каждого обучающегося, от его способности усваивать программу, от качества дошкольной подготовки предлагаются разные темпы получения образования и различный его объем – среднее (полное), основное общее (т. е. неполное среднее) с дополнительной трудовой подготовкой.
Основные документы, раскрывающие содержание школьного образования глухих: учебный план, учебные программы, учебники.
В учебных планах основного общего образования, в соответствии с требованиями специального образовательного стандарта, продолжительность обучения в начальной и основной школе составляет 10-11 лет. Базисный учебный план обеспечивает получение глухими школьниками основного общего образования за 11 лет обучения или за 12 лет, если дети не получили полной дошкольной подготовки или нигде ранее не учились (в этом случае они поступают в подготовительный класс). В нем находит отражение подразделение школьного образования на четыре ступени, характеризующиеся последовательным развитием и усложнением содержания образования: первоначальный период (подготовительный класс), начальная ступень (I–III классы), первая основная ступень (IV–VII), вторая основная ступень (VIII–X, XI).
Выпускники, изъявившие желание получить среднее (полное) образование, осваивают его в специально создаваемых классах (вариант 2). Глухие дети, которые поступают в I класс, имея хорошую дошкольную подготовку, получают основное общее образование за 10 лет и в последующие 2 года завершают среднее полное образование.
С подготовительного по VII класс основными общеобразовательными областями базисного учебного плана являются родной язык и литература, математика, природа, история, черчение, искусство, физкультура, трудовая подготовка. Наряду с этим в него включены и коррекционные курсы: предметно-практическое обучение, индивидуальные занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи, музыкально-ритмические занятия, речь и культура общения. По сравнению с учебным планом массовой школы имеются отличия: нет таких предметов, как иностранный язык, музыка; отличия в общем количестве часов и распределении их между учебными предметами (на изучение языка и литературы отводится почти вдвое больше учебного времени, значительно больше часов отведено на изучение математики, географии, биологии, химии, физики, природоведения, истории, в 4 раза больше отводится времени на трудовое обучение).
Учебные программы школ I вида отражают обобщенный опыт работы с глухими детьми, а также результаты исследований ученых в области сурдопедагогики. Результатом исследований стало создание новых учебных программ (1995, 1997). Все учебные программы, по которым учатся глухие дети с подготовительного по VII класс, являются оригинальными. С VIII класса учебный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при одновременном сохранении его коррекционной направленности в обучении не только языку, но и другим дисциплинам, что реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы и приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.
Учебники для школ I вида отражают содержательную конкретизацию учебных программ, созданы на основе научных исследований сотрудников ИКП РАО и при их непосредственном участии. Особое место занимают учебники по развитию речи, чтению, пособия по организации самостоятельной работы на уроках предметно-практического обучения, разработанные под руководством Т. С. Зыковой. Старшие классы работают по учебникам общеобразовательной школы. Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника для глухих школьников: учебный материал излагается ясным, точным, лаконичным и понятным для учащихся литературным языком с учетом уровня речевого развития глухих и необходимости его обогащения. В учебнике следует соблюдать дозировку нового речевого материала и грамматических форм.
Методы, используемые в процессе обучения глухих детей, уcловно можно разделить на три группы: общедидактические, специальные и специфические.
К общедидактическим относятся методы, используемые в учебном процессе во всех типах учебных заведений, в том числе и в массовой школе, при изучении всех предметов, при обучении любой категории учащихся. Специальную группу представляют методы, применяемые при изучении того или иного учебного предмета, предусмотренного учебным планом школы для глухих детей. Характерные особенности содержания учебного материала и особенности усвоения его глухими школьниками обусловливают необходимость использования особых методов, методических приемов и организационных форм обучения. К специфическим следует отнести те методы, которые используются сурдопедагогами в процессе проведения специфических разделов работы (формирование словесной речи глухих учащихся как средства общения, развитие и использование слухового восприятия, обучение чтению с губ и произношению).
В отборе, сочетании и применении методов обучения имеются особенности:
- В силу ограничения возможностей полноценного восприятия детьми учебной информации предпочтение отдается тем методам, которые на базе использования сохранных анализаторов обеспечивают наиболее полную передачу, восприятие, воспроизведение и переработку учебной информации в доступном для них виде. В связи с этим из перцептивных методов чаще применяются наглядные и практические, которые содействуют овладению сенсорной основой представлений и понятий об изучаемых объектах и явлениях.
- Речевое недоразвитие, особенно на начальном этапе не позволяет словесным методам обучения занять ведущее место.
- Доминирование наглядного мышления, трудности связанные с формированием словесно-логического мышления, ограничивают возможность применения логических и гностических методов, а потому на начальном этапе обучения предпочтение отдается индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично-поисковым.
- При отборе и продумывании сочетания методов обучения учитываются как отдаленные коррекционно-образовательные задачи, так и те, которые могут возникнуть в конкретных учебных ситуациях.
Например, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) в обучении глухих детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной информации и особенностей речевого развития. При этом особое значение придается уточнению требований к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:
- хорошее освещение лица говорящего;
- четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции;
- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи;
- опора на дополнительные средства (письменные записи, дактилологию).
Метод рассказа по учебному материалу предполагает доступность его содержания с точки зрения понимания детьми значения употребляемых единиц языка и форм речи. Педагогу необходимо внимательно продумать все содержание, оценить речевой материал с позиций возможности его слухозрительного восприятия учащимися. В случае возникновения трудностей допустимы устно-дактильное проговаривание отдельных единиц речи, запись на доске. При этом учитывается подготовленность к восприятию текста различных групп учащихся: их интеллектуальное своеобразие, особенности речевого развития, сформированность навыков зрительного и слухового восприятия речи. Пониманию содержания рассказа помогают использование иллюстративного материала, привлечение ярких и интересных примеров, собственных наблюдений учеников и др. В обучении глухих детей, особенно на начальной ступени, рассказы должны быть краткими и непродолжительными по времени их предъявления.