Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.

С нарушением слуха

Особенности процесса обучения в школах для детей

Список литературы

Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.

К средствам обучения учащихся с нарушенным слухом относятся:

- слово учителя, учебни­ки, учебные пособия, книги;

- учебное и лабораторное оборудо­вание, наглядные пособия, дидактические материалы;

- технические средства обучения (кино-, диа-, графопроекторы, магнитофоны, телевизоры и т. д.);

- сурдотехнические средства,

- специальные средства программированного обучения (программированные учебные пособия типа «Видимая речь», «Мир за твоим ок­ном»),

- специальные средства трудового обучения.

Контролирующие вопросы и задания

1. Раскройте особые образовательные потребности лиц с нарушенным слухом.

2. Какие специальные образовательные условия необходимы для их обучения и воспитания?

3. Раскройте сущность общепедагогических принципов. Какова специфика их реализации в обучении глухих и слабослышащих?

4. Охарактеризуйте принципы специальной педагогики.

5. Назовите специфические принципы образования глухих. Раскройте особенности их реализации в педагогическом процессе школ глухих и слабослышащих.

6. Дайте характеристику средств обучения для лиц, имеющих нарушения слуха. Каковы особенности применения технических средств в обучении глухих и слабослышащих?

1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

2. Назарова, Н. М. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки / Н. М. Назарова. – М. : НПЦ «Коррекция», 1992. – 162 с.

3. Специальная педагогика: учебное пособие / под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 400 с.

4. Специальная педагогика: учебное пособие в 3-х томах / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.

6. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 576 с.

 

 

Задачи школы глухих:

1. Осуществление общеобразовательной, трудовой подготовки как основы независимой жизни, самостоятельной деятельности в различных сферах социальной жизни и самореализации в социуме.

2. Оказание коррекционно-педагогической помощи, что явля­ется необходимым условием успешного преодоления последствий нарушения слуха.

3. Воспитание социально значимых качеств личности, обуче­ние организации собственного досуга, обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Особенности процесса обучения глухих детей:

1. На начальном этапе обу­чения глухих детей в школе существенное значение имеет харак­тер их дошкольной подготовки, а именно: имела она место или нет, и если имела, то каков был ее характер – специализированная помощь или посещение массового ДОУ. Различные условия воспитания глухого ребенка дошкольного возраста создают чрезвычайно большое разнообразие в уровне об­щего и речевого развития глухих детей, что непосредственно ос­ложняет процесс обучения в школе.

2. Наличие и взаимодействие двух систем об­щения у глухих детей: языка жестов и языка слов. В процессе обучения глухие дети овладевают также дактильной речью – кинетической формой словесной речи, построен­ной на движениях пальцев руки в воздухе.

3. Ис­пользование в обучении различных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной. На различных годах обучения отношения между ними изменяются: на ранних этапах обучения наиболее целесообразным является использо­вание в обучении глухих устно-дактильной речи с применением письменной, поскольку все формы речи воспринимаются глухими детьми вначале зрительно; на по­следующих этапах преимущественно используется устная речь, дактильная выступает в качестве вспомогательного средства при затруднениях в словесном контакте. Дети пользуются устно-дактильной формой речи, а по мере развития слухового восприятия и формирования произносительных навыков – устной.

4. Осу­ществление работы по использованию и развитию слуха у детей. С 70-80-х гг. широко изучается проблема выявления и развития остаточ­ной слуховой функции с целью восприятия глухими речи на слух и формирования у них устной речи на основе развивающейся слу­ховой функции (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева). Разработанная система основывается на постоянном бисенсорном (слухо-зрительном) и моносенсорном (слуховом) восприя­тии глухими учащимися звучащей речи и использовании слухового восприятия в ходе всего учебно-воспитательного процесса. На протяжении всех лет обучения глухих школьников прово­дится специальная работа с целью слуховой тренировки в воспри­ятии ими осмысленного речевого материала (фраз, словосочетаний и слов).

5. Процесс воо­ружения учащихся системой знаний основ наук и процесс форми­рования у них словесной речи как средства общения, познания и мышления взаимосвязаны и тесно взаимодействуют друг с другом. У глухих детей в силу речевого недоразвития процессы овладения содержанием школьного обучения и словес­ной речью формируются и сосуществуют параллельно, взаимодействуя на протяжении всех лет обу­чения.

6. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения.Коррекционная педагогическая помощь прежде всего направлена на преодоление или ослабление последствий слухового дефекта в условиях целостного образовательно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется решению коррекционно-развивающих задач обучения:

- обогащению словарного запаса школьни­ков,

- уточнению значений известных слов,

- преодолению аграмматизмов и недостатков произношения,

- созданию условий для ре­чевого общения, расширению речевой практики,

- развитию слу­хового восприятия и речевого слуха детей,

- развитию познаватель­ной деятельности школьников,

- совершенствованию мыслитель­ных операций,

- формированию интеллектуальных, организацион­ных и учебных умений.