Задачи и особенности учебного процесса в школе глухих.
С нарушением слуха
Особенности процесса обучения в школах для детей
Список литературы
Средства обеспечения коррекционно-развивающего образовательного процесса.
К средствам обучения учащихся с нарушенным слухом относятся:
- слово учителя, учебники, учебные пособия, книги;
- учебное и лабораторное оборудование, наглядные пособия, дидактические материалы;
- технические средства обучения (кино-, диа-, графопроекторы, магнитофоны, телевизоры и т. д.);
- сурдотехнические средства,
- специальные средства программированного обучения (программированные учебные пособия типа «Видимая речь», «Мир за твоим окном»),
- специальные средства трудового обучения.
Контролирующие вопросы и задания
1. Раскройте особые образовательные потребности лиц с нарушенным слухом.
2. Какие специальные образовательные условия необходимы для их обучения и воспитания?
3. Раскройте сущность общепедагогических принципов. Какова специфика их реализации в обучении глухих и слабослышащих?
4. Охарактеризуйте принципы специальной педагогики.
5. Назовите специфические принципы образования глухих. Раскройте особенности их реализации в педагогическом процессе школ глухих и слабослышащих.
6. Дайте характеристику средств обучения для лиц, имеющих нарушения слуха. Каковы особенности применения технических средств в обучении глухих и слабослышащих?
1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
2. Назарова, Н. М. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки / Н. М. Назарова. – М. : НПЦ «Коррекция», 1992. – 162 с.
3. Специальная педагогика: учебное пособие / под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 400 с.
4. Специальная педагогика: учебное пособие в 3-х томах / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
6. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 576 с.
Задачи школы глухих:
1. Осуществление общеобразовательной, трудовой подготовки как основы независимой жизни, самостоятельной деятельности в различных сферах социальной жизни и самореализации в социуме.
2. Оказание коррекционно-педагогической помощи, что является необходимым условием успешного преодоления последствий нарушения слуха.
3. Воспитание социально значимых качеств личности, обучение организации собственного досуга, обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Особенности процесса обучения глухих детей:
1. На начальном этапе обучения глухих детей в школе существенное значение имеет характер их дошкольной подготовки, а именно: имела она место или нет, и если имела, то каков был ее характер – специализированная помощь или посещение массового ДОУ. Различные условия воспитания глухого ребенка дошкольного возраста создают чрезвычайно большое разнообразие в уровне общего и речевого развития глухих детей, что непосредственно осложняет процесс обучения в школе.
2. Наличие и взаимодействие двух систем общения у глухих детей: языка жестов и языка слов. В процессе обучения глухие дети овладевают также дактильной речью – кинетической формой словесной речи, построенной на движениях пальцев руки в воздухе.
3. Использование в обучении различных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной. На различных годах обучения отношения между ними изменяются: на ранних этапах обучения наиболее целесообразным является использование в обучении глухих устно-дактильной речи с применением письменной, поскольку все формы речи воспринимаются глухими детьми вначале зрительно; на последующих этапах преимущественно используется устная речь, дактильная выступает в качестве вспомогательного средства при затруднениях в словесном контакте. Дети пользуются устно-дактильной формой речи, а по мере развития слухового восприятия и формирования произносительных навыков – устной.
4. Осуществление работы по использованию и развитию слуха у детей. С 70-80-х гг. широко изучается проблема выявления и развития остаточной слуховой функции с целью восприятия глухими речи на слух и формирования у них устной речи на основе развивающейся слуховой функции (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева). Разработанная система основывается на постоянном бисенсорном (слухо-зрительном) и моносенсорном (слуховом) восприятии глухими учащимися звучащей речи и использовании слухового восприятия в ходе всего учебно-воспитательного процесса. На протяжении всех лет обучения глухих школьников проводится специальная работа с целью слуховой тренировки в восприятии ими осмысленного речевого материала (фраз, словосочетаний и слов).
5. Процесс вооружения учащихся системой знаний основ наук и процесс формирования у них словесной речи как средства общения, познания и мышления взаимосвязаны и тесно взаимодействуют друг с другом. У глухих детей в силу речевого недоразвития процессы овладения содержанием школьного обучения и словесной речью формируются и сосуществуют параллельно, взаимодействуя на протяжении всех лет обучения.
6. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения.Коррекционная педагогическая помощь прежде всего направлена на преодоление или ослабление последствий слухового дефекта в условиях целостного образовательно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется решению коррекционно-развивающих задач обучения:
- обогащению словарного запаса школьников,
- уточнению значений известных слов,
- преодолению аграмматизмов и недостатков произношения,
- созданию условий для речевого общения, расширению речевой практики,
- развитию слухового восприятия и речевого слуха детей,
- развитию познавательной деятельности школьников,
- совершенствованию мыслительных операций,
- формированию интеллектуальных, организационных и учебных умений.