Принципы образования лиц с нарушениями слуха.
В отечественной сурдопедагогике сложилась система принципов, определяющая характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушенным слухом: это общедидактические принципы, реализация которых осуществляется сообразно особенностям лиц с нарушенным слухом; принципы специальной педагогики, имеющие отношение к специфике образования всех категорий детей с нарушениями развития; специфические принципы сурдопедагогики.
Общедидактические принципы: научность обучения; связь теории и практики; наглядность; активность и сознательность в процессе обучения; доступность; систематичность и последовательность; прочность усвоения приобретаемых знаний.
Принципы специальной педагогики: педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи, коррекционно-компенсирующей направленности образования, социально-адаптирующей направленности образования, деятельностного подхода, необходимости специального педагогического руководства.
ÿ Задание для самостоятельной работы: актуализируя знания по общей и специальной педагогике, раскройте суть перечисленных выше принципов.
Специфические принципы обучения обусловлены своеобразием развития и обучения детей с нарушением слуха. Впервые теоретически обоснованно специфические принципы обучения представил А. И. Дьячков[5], выделив важнейшие из них:
- связь процесса обучения основам наук и словесной речи;
- обучение в деятельности;
- единство процесса обучения и формирования личности глухого ребенка;
- концентричность и пропедевтика;
- индивидуальный и дифференцированный подходы.
Принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка обусловлен тем, что ход развития неслышащего ребенка, усвоение им установленного объема образования определяется уровнем языкового развития, возможностью воспринимать информацию в словесном оформлении, адекватно пользоваться ей. Успех в реализации принципа обеспечивается оригинальным содержанием программ, специальными методами обучения, специфическими организационными формами. Прочное усвоение знаний по разным учебным предметам достигается путем отработки специально отобранного языкового материала, целенаправленного формирования осознанного коммуникативного поведения, развития словесно-логического мышления на основе овладения различными видами речевой деятельности в условиях слухоречевой среды.
Принцип интенсификации развития слухового восприятия в единстве с развитием произносительной стороны устной речисостоит в том, чтобы развить у неслышащего школьника способность достаточно свободно понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Реализация принципа предусматривает развитие слуховой функции и произносительной стороны устной речи в единстве, при использовании электроакустической аппаратуры в ходе всего учебно-воспитательного процесса и вне его, в разных организационных формах (фронтальные занятия в слуховом кабинете, групповые и индивидуальные занятия, музыкально-ритмические, свободная деятельность детей).
Принцип активизации речевого общенияпредполагает моделирование ситуаций, вызывающих потребность в общении на основе словесной речи. Реализация принципа требует активной деятельности учащихся – выражения ими в словесной форме своих коммуникативных намерений, что предполагает формирование у школьников разнообразных коммуникативных умений: отвечать на вопросы, формулировать вопрос, сообщать о своих желаниях, состоянии, деятельности, докладывать о выполнении поручения, способность обратиться с просьбой или поручением к учителю, товарищу и др. Формирование различных способов общения осуществляется во всей учебно-воспитательной работе, и прежде всего на уроках предметно-практического обучения.
Принцип деятельностного подходаотражает основную направленность современной системы обучения неслышащих учащихся, в которой деятельность рассматривается как процесс формирования знаний, умений и навыков и как условие, обеспечивающее коррекционно-развивающую направленность формирования личности неслышащего школьника. Особое место в реализации принципа отводится предметно-практической деятельности, которая рассматривается в сурдопедагогике как средство коррекции и компенсации всех сторон психики глухого школьника в соответствии с психологической теорией о деятельностной детерминации психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).
Принцип пропедевтики и концентричности.В специальной школе для глухих сложилась особая образовательная система, которая подразделяется на четыре этапа. Такая многоступенчатость образовательной системы характеризуется последовательным развитием и усложнением содержания учебного материала по всем учебным предметам, обеспечивая решение задач пропедевтического характера, направленных на практическое овладение содержанием образования. Принцип обеспечивает особое структурирование содержания общих с массовой школой учебных предметов. Для программ I, II, III этапов обучения характерно концентрическое расположение материала, и лишь на IV этапе оно становится линейно-ступенчатым, т. е. глухие школьники пользуются теми же учебниками, что и их сверстники в массовой школе.