Принципы образования лиц с нарушениями слуха.

В отечественной сурдопедагогике сложилась система принципов, определяющая характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушенным слухом: это общедидактические принципы, реализация которых осуществляется сообразно особенностям лиц с нарушенным слухом; принципы специальной педагогики, имеющие отношение к специфике образования всех категорий детей с нарушениями развития; специфические принципы сурдопедагогики.

Общедидактические принципы: научность обучения; связь теории и практики; наглядность; активность и сознательность в процессе обучения; доступность; систематичность и последовательность; прочность усвоения приобретаемых знаний.

Принципы специальной педагогики: педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи, коррекционно-компенсирующей направленности образования, социально-адаптирующей направленности образования, деятельностного подхода, необходимости специального педагогического руководства.

ÿ Задание для самостоятельной работы: актуализируя знания по общей и специальной педагогике, раскройте суть перечисленных выше принципов.

Специфические принципы обучения обусловлены своеобразием развития и обучения детей с нарушением слуха. Впервые теоретически обоснованно специфические принципы обучения представил А. И. Дьячков[5], выде­лив важнейшие из них:

- связь процесса обучения основам наук и словесной речи;

- обучение в деятельности;

- единство процесса обучения и формирования личности глухого ребенка;

- концентричность и пропедевтика;

- индивидуальный и дифференцированный подходы.

Принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка обусловлен тем, что ход развития неслышащего ребенка, усвоение им установленного объ­ема образования определяется уровнем языкового развития, возможностью воспринимать информацию в словесном оформлении, адекватно пользоваться ей. Успех в реализации принципа обеспечивается ориги­нальным содержанием программ, специальными методами обучения, специфическими организационными формами. Прочное усвоение знаний по разным учебным предметам достигается путем отработки специально отобранного язы­кового материала, целенаправленного формирования осоз­нанного коммуникативного поведения, развития словесно-­логического мышления на основе овладения различными видами речевой деятельности в условиях слухоречевой среды.

Принцип интенсификации развития слухового вос­приятия в единстве с развитием произносительной сто­роны устной речисостоит в том, чтобы развить у неслыша­щего школьника способность достаточно свободно понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Реализация принципа предусматривает развитие слухо­вой функции и произносительной стороны устной речи в единстве, при использовании электроакустической аппаратуры в ходе всего учебно-воспитательного процесса и вне его, в разных орга­низационных формах (фронтальные занятия в слуховом ка­бинете, групповые и индивидуальные занятия, музыкаль­но-ритмические, свободная деятельность детей).

Принцип активизации речевого общенияпредполагает моделирование ситуаций, вызывающих потребность в общении на основе словесной речи. Реализация принципа требует активной деятель­ности учащихся – выражения ими в словесной форме сво­их коммуникативных намерений, что предполагает формирование у школьников разнообразных коммуникативных умений: отвечать на вопросы, формулировать вопрос, сообщать о сво­их желаниях, состоянии, деятельности, докладывать о вы­полнении поручения, способность обратиться с просьбой или поручением к учителю, товарищу и др. Формирование различных способов общения осуществляется во всей учебно-воспитательной ра­боте, и прежде всего на уроках предметно-практического обучения.

Принцип деятельностного подходаотражает основную направленность современной системы обучения неслыша­щих учащихся, в которой деятельность рассматривается как процесс формирования знаний, умений и навыков и как условие, обеспечивающее коррекционно-развивающую на­правленность формирования личности неслышащего школь­ника. Особое место в реализации принципа отводится предмет­но-практической деятельности, которая рассматривается в сурдопедагогике как средство коррекции и компенсации всех сторон психики глухого школьника в соответствии с психологической теорией о деятельностной детерминации психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

Принцип пропедевтики и концентричности.В специальной школе для глухих сложилась особая образовательная система, которая подразделяется на четыре этапа. Такая многоступенча­тость образовательной системы харак­теризуется последовательным развитием и усложнением содержания учебного материала по всем учебным предме­там, обеспечивая решение задач про­педевтического характера, направленных на практическое овладение содержанием образования. Принцип обеспечива­ет особое структурирование содержания общих с массовой школой учебных предметов. Для программ I, II, III этапов обучения характерно кон­центрическое расположение материала, и лишь на IV этапе оно становится линейно-ступенчатым, т. е. глухие школь­ники пользуются теми же учебниками, что и их сверстники в массовой школе.