Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом.
Основы организации коррекционно-образовательного процесса
Список литературы
1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
2. Назарова, Н. М. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки / Н. М. Назарова. – М. : НПЦ «Коррекция», 1992. – 162 с.
3. Специальная педагогика: учебное пособие / под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С. 163-204.
4. Специальная педагогика: учебное пособие в 3-х томах / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – С. 68-102.
5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 255-306.
6. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 190-234.
в системе образования детей с нарушенным слухом
Ребенок с нарушенным слухом – это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения. Это обучение должно быть специально организовано, особым образом построено; оно должно предусматривать «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами (впервые понятие «особые образовательные потребности» было рассмотрено в контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского в работе Е. Л. Гончаровой, О. И. Кукушкиной в 1996 г.)[4]. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом обусловлены:
- трудностями понимания обращенной речи,
- характером межличностной коммуникации,
- ограничением объема вербальной информации.
Ведущую роль в преодолении последствий первичного дефекта и обеспечении успешности образования лиц с нарушениями слуха играет формирование средств речевого общения и познания окружающего мира. В связи с этим к специальным для них образовательным потребностям относятся:
- слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи говорящего человека;
- мотивированное употребление единиц языка;
- членораздельное, внятное произношение;
- для оглохшего – педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи;
- развитие слухового восприятия и его использование в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях;
- обучение ориентировке в пространстве при отсутствии возможности свободно воспринимать речевые и неречевые звучания;
- обогащение жизненного опыта и формирование житейских понятий как основы овладения знаниями, умениями и навыками и др.
Реализация образовательных потребностей детей со слуховой недостаточностью предполагает создание для этого специальных условий, обеспечивающих им равные возможности в получении образования. К таким условиям относятся:
- создание современных специальных образовательных программ, соответствующих требованиям Государственного стандарта;
- разработка технологий учебной деятельности с использованием специальных методов, приемов, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на включение всех сохранных анализаторов;
- дифференцированный подход, реализуемый при комплектовании групп учащихся с учетом состояния слуха, речи, познавательных способностей;
- индивидуальный подход к каждому обучаемому, включающий конкретную дозированную педагогическую помощь, специальные методы и средства (в том числе и сурдотехнику) обучения, компенсации и коррекции дефекта;
- целенаправленные формы обучения и воспитания, предусматривающие коррекционные занятия, увеличение объема работ индивидуального и группового характера, используемых для активизации речевого сотрудничества;
- создание адекватной среды жизнедеятельности, соответствующей образовательным потребностям людей данной категории (опора на вариативные формы речи, остаточный слух и др.);
- ведение образовательного процесса сурдопедагогами и его сопровождение специальными психологами;
- предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Наряду с этими существуют и определенные особенности образовательной среды, организуемой для людей, имеющих нарушения слуха, в рамках системы различных учреждений:
- использование разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной), благодаря чему обеспечиваются полнота и точность восприятия учебной информации и организация речевого взаимодействия между субъектами учебной деятельности;
- существование и взаимодействие двух языков и двух систем общения – языка жестов и языка слов –наиболее ярко проявляются при обучении глухих. Мотивы такого речевого взаимодействия весьма различны: жизненная потребность в общении, отсутствие в речевом опыте аналогов для выражения мысли, желание быть понятым сверстниками и другими глухими людьми и т. д.;
- сенсорные способы восприятия информации: бисенсорное (слухозрительное) восприятие и моносенсорное (слуховое) восприятие;
- неразрывное единство процессов овладения системой знаний, умений и навыков, формирование и развитие словесной речи как средства общения, познания. При затруднениях в понимании глухими учащимися средних и старших классов смысла информации, передаваемой с помощью словесной речи, допустимо обращение к соответствующим аналогам разговорной жестовой речи, что позволяет уточнить суть информации и уяснить сложный для понимания раздел обучения. При этом учитывается, что для глухих словесная речь является средством обучения, а жестовая – средством общения.