Социальная защита и социальная помощь лицам с нарушениями слуха.
Медико-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом в системе учреждений здравоохранения
Комплексная медико-педагогическая помощь людям с нарушенным слухом оказывается в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), которые имеются во всех республиканских, региональных, областных, муниципальных центрах России. Основные направления деятельности этих учреждений:
1. Аудиологические обследования.
2. Слухопротезирование, включая подбор и настройку слуховых аппаратов разных фирм.
3. Изготовление и обеспечение пациентов вкладышами, составляющими важный элемент устройства слухового аппарата и влияющими на эффективность слухопротезирования.
4. Профилактические и лечебные мероприятия, направленные на восстановление и преодоление нарушений функции слухового анализатора. Условно они могут быть разделены на хирургические и нехирургические воздействия. Хирургические – слухосохраняющие операции, слухоулучшающие операции (в т. ч. кохлеарная имплантация). Нехирургические – медикаментозная терапия, слухопротезирование.
5. В учреждениях здравоохранения предусмотрена также специализированная педагогическая помощь пациентам, имеющим нарушения слуха, с учетом их возраста, состояния слуха и речи, времени потери слуха. Ведущая форма такой помощи – занятия по развитию слухового и слухозрительного восприятия устной речи. Оказывается также консультативная помощь родителям, они обучаются приемам развития у детей слухового восприятия и коррекции произношения в условиях семьи.
В РФ действует механизм государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Постановления Правительства в области защиты прав детей связаны с принятием и выполнением Конвенции ООН о правах ребенка (1989) и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993). Меры по защите прав ребенка значительно расширены в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), Семейного кодекса Российской Федерации (1995), Уголовного кодекса Российской Федерации (1996), Уголовно-исполнительного кодекса (1997). Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей и обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни детей, охрану их здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования, поддержку детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. Права детей (в возрасте от двух месяцев до семи лет) на воспитание и обучение закрепляются, кроме названных выше документов, Законом РФ «Об образовании» (1996), Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (от 01.07.95 № 677) и рядом других нормативно-правовых документов.
Лица с тяжелыми нарушениями слуха (3-4-я степень тугоухости (по международной классификации) и глухота) признаются инвалидами, а дети с такими нарушениями слуха в возрасте до шестнадцати лет относятся к категории «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. На детей-инвалидов распространяется система государственной социальной помощи. Система мер по социальной защите инвалидов отражена в Федеральном Законе РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
Социальная защита –это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В связи с этим инвалидам по слуху предоставляются определенные гарантии и льготы в сферах: медицинской помощи; беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной культуры; обеспечения жилой площадью; воспитания и обучения детей-инвалидов; образования; занятости; материального обеспечения; социально-бытового обслуживания; санаторно-курортного обслуживания. Обеспечению жизнедеятельности инвалидов по слуху содействует создание системы надомной работы или специализированных предприятий, реабилитационных центров.
Социальная помощь населению – комплекс гуманитарных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Она включает периодические и единовременные денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, выплаты при страховании риска нарушения здоровья или в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и др.), компенсации в случаях, установленных законодательством РФ, и долговременные услуги (медицинские, психологические, правовые, бытовые и др.) по оказанию адресной поддержки для ликвидации критических жизненных ситуаций, обусловленных неблагоприятными социально-экономическими условиями.
В качестве одного из условий реабилитации лиц с нарушениями слуха, обеспечения их полноценной жизнедеятельности рассматривается воспитание и обучение. Содержание детей с нарушениями слуха в ДОУ и школах бесплатно для родителей. Оно осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Государство обеспечивает инвалидам получение основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальными возможностями.
Социально-педагогическая помощь лицам с нарушенным слухом предусматривает различные виды практической деятельности учреждений органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, общественных и благотворительных организаций, ассоциаций родителей и специалистов, религиозных и других негосударственных структур. Среди различных общественных организаций, занимающихся проблемами социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха, большую роль играют Всероссийское и региональные общества глухих. Основными задачами данной организации являются защита прав и интересов неслышащих людей, расширение возможностей их интеграции в общество. К основным направлениям деятельности ВОГ относится проведение консультаций по вопросам образования лиц с нарушениями слуха, оказание помощи в трудоустройстве, оказание материальной помощи остронуждающимся членам ВОГ, организация культурных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, проведение культурно-просветительной работы и др. Всероссийское общество глухих издает журнал «В едином строю», содержащий различную информацию о жизни людей с нарушениями слуха, проблемах медицинской и социальной реабилитации, в том числе значительное внимание в нем уделяется вопросам обучения детей дошкольного и школьного возраста.
В последние годы активизировали свою деятельность региональные организации, оказывающие помощь детям-инвалидам, в частности, ассоциации детей с нарушениями слуха. Основными задачами таких организаций являются защита прав детей с нарушениями слуха, организация помощи родителям, распространение среди родителей информации о лечении нарушений слуха, слухопротезировании, методах воспитания и обучения детей и др.
Важное значение для приобщения к спорту, проведения оздоровительных и спортивных мероприятий имеют спортивные союзы и ассоциации, например Московский спортивный союз глухих, Московская федерация футбола глухих и др.
Социально-педагогическая деятельность осуществляется также усилиями специалистов разных профилей, но ведущая роль принадлежит социальным педагогам, организующим воспитание детей и взрослых с нарушенным слухом в классе, в группе, в общежитии, на курсах, в образовательном учреждении. В обязанности социального педагога специального образовательного учреждения для детей с нарушениями слуха входит изучение личности каждого школьника, работа с семьей ученика (консультирование, проведение собраний родителей), участие в профессиональной ориентации старшеклассников и содействие их устройству на учебу или работу, помощь в организации досуговой деятельности, защита прав своих воспитанников, участие в решении проблем межличностных отношений и др.
Социально-педагогическую помощь лицам с нарушенным слухом также оказывают в комплексных психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и реабилитационных центрах. Реабилитационные центры имеют различные направления деятельности: психолого-медико-педагогическая реабилитация и коррекция; социально-трудовая адаптация и профориентация; психолого-педагогическая и социальная помощь; социальная помощь семье и детям, оставшимся без попечения родителей, и др.
Контролирующие вопросы и задания
1. Что принято понимать под ранним выявлением глухоты или тугоухости? Какие мероприятия входят в систему медицинских комплексных программ раннего вмешательства в развитие детей с нарушенным слухом?
2. Как осуществляется дифференцированное обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха? Назовите виды дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха и особенности организации их деятельности. Для кого предназначены группы кратковременного пребывания?
3. Назовите типы специальных школ для детей с недостатками слуха. Раскройте их структуру.
4. Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования?
5. Охарактеризуйте основные направления оказания медико-педагогической помощи лицам с нарушенным слухом в системе здравоохранения.
6. Каково современное состояние проблемы интегрированного обучения детей с недостатками слуха? Назовите условия, необходимые для полноценной интеграции в образовательные учреждения общего назначения ребенка с нарушенным слухом.
7. Определите систему социальных услуг, предусмотренных законодательством РФ для лиц с нарушенным слухом. Какие общественные организации осуществляют социальную поддержку детей с нарушениями слуха? Как законодательство РФ защищает права лиц с нарушениями слуха?