Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

Проблемой интегрированного обучения детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста занимались И. М. Гилевич, Л. И. Тигранова, Э. И. Леонгард, Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко и др.

Э. В. Миронова и Н. Д. Шматко (1995)[3] рассматривают несколько моделей интегрированного обучения (на примере ДОУкомбинированного вида):

Временная интеграция предполагает участие детей с нарушени­ями слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, неко­торых занятиях. Особое значение при такой форме интеграции должно придаваться подготовительной работе, которую проводят педагоги как специальной группы, так и массовой. Она заключает­ся в подготовке к встрече детей двух групп и связана с изготовле­нием игр, дидактических пособии. Неслышащие и слышащие дети участвуют в общих занятиях по интересной для них тематике, в инсценировании сказок, спектаклях кукольного театра.

Частичная, или фрагментарная, интеграция ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивиду­альные занятия, а во второй половине дня в группе слышащих детей. При такой форме интеграции желательно наличие в обычной группе не более двух детей со сниженным слухом. Сурдопедагог специальной группы проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет труд­ности ребенка с нарушенным слухом, дает рекомендации воспи­тателям, в процессе занятий отрабатывает сложный для ребенка речевой материал.

Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребе­нок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдо­педагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных на­выков.

Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом детском саду (школе), где к нему предъявляются общие требо­вания, без скидок па его плохой слух. В настоящее время это наи­более распространенная форма интеграции, особенно в тех регио­нах, где нет специальных дошкольных учреждений. С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными с нормально слыша­щими детьми, как правило, занимаются родители дома, а контроль за их развитием осуществляют сурдопедагоги сурдологических ка­бинетов и центров. Без систематической помощи родителей дети, даже имеющие небольшое снижение слуха, могут испытывать труд­ности в массовом детском саду, отставать от сверстников в речевом и познавательном развитии.

Условия, необходимые для полноценного воспита­ния ребенка с нарушенным слухом в массовом детском саду или школе:

1. Интегрированное обучение в дошкольном учреждении может быть рекомендовано глухим и слабослышащим детям с высоким уровнем общего и речевого развития.

2. Готовность массового дошкольного учреждения к работе с ребенком, имеющим нарушения слуха:

- психологическая готовность педагогов к работе с ребенком, желание по­мочь ему и его родителям, сделать пребывание плохослышащего ребенка в ДОУ или школе полезным и интересным для него);

- работа со слышащими детьми группы и их родителями;

- создание условий для ребенка со сни­женным слухом;

- обеспечение активного участия плохослышащего ребенка во всех видах деятельности и общении с детьми;

- работа с родителями ребенка, имеющего на­рушения слуха.

3. Интеграция ребенка со сниженным слухом в массовое дош­кольное учреждение невозможна без активного участия родите­лей.

4. В организации интегрированного обучения дошкольником с нарушениями слуха велика роль сурдопедагогов.

1.3.5. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом.

В настоящее время существуют следующие модели профессионального образования лиц с нарушенным слухом:

- Интегрированная форма обучения – 1-3 студента с нарушенным слухом вливаются в общий поток.

- Смешанная форма обучения – студенты обучаются как в общем потоке, так и в отдельной группе.

- Специальные учебные заведения для лиц с нарушенным слухом.

- Дистанционное обучение.

Начальное и среднее профессиональное образование. После окончания специальных школ лица с дефектами слуха может получить профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах (ПТУ), техникумах, коллеждах. В некоторых ПТУ массового типа открываются специ­альные группы подготовки молодежи с дефектами слуха по различным специальностям: слесари-инструментальщики, слесари-механосборщики, токари-универсалы, полиграфисты, радиомон­тажники и др. В ПТУ принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 15-20 лет, имеющие образование в объеме VIII-XII классов специальной школы. Также возможно обучение глухих и слабослышащих с общим потоком. В большинстве техникумов при обучении лиц с недостат­ками слуха в специальных группах время прохождения учебной программы увеличивается на 6-8 месяцев. При этом учебный план и содержание обучения соответствуют тем, по которым занимаются слышащие. Учебный материал неслышащие студенты воспринимают с помощью сурдопере­водчиков, использующих жестовую, дактильную, письменную и устную формы речи.

Высшее образование глухих и слабослышащих. Лица с дефектами слуха имеет право поступления в выс­шие учебные заведения, как и все граждане РФ, получившие полное среднее образование. Глухие и слабослышащие имеют воз­можность выбирать различные профессии, кроме тех, где для вы­полнения служебных обязанностей требуется слуховой контроль. В вузах комплектуются специальные группы неслышащих студен­тов или организуются совместные со слышащими занятия в общей группе. Наибольшее распространение получила организация от­дельных групп студентов с дефектами слуха. В такой специальной группе имеется переводчик, который помогает глухим и слабослы­шащим студентам воспринимать учебную информацию, передавая ее с помощью жестовой, дактильной, письменной форм речи и уст­ного (беззвучного) проговаривания. В вузах сроки обучения спе­циальных групп не изменяются. Лица с дефектами слуха обуча­ются в МВТУ им. Н. Э. Баумана, в котором на правах факультета существует Центр для инвалидов по слуху; специальности «Машиностроительные технологии» и «Информатика и системы управления». В МПГУ с 1991 года проводится ежегодный набор отдельной группы (16-18 человек); специальность – сурдопедагогика. Кроме того совместное обучение лиц с нарушенным слухом и зрячеслышащих предлагают и другие вузы: Российская академия предпринимательства (курсы брокеров), Владимирский ГТУ (программисты), РГПУ им. А. И. Герцена (факультет коррекционной педагогики), Институт физической культуры им. Лесгафта (г. Санкт-Петербург), Университет технологии и дизайна (г. Санкт-Петербург).

Специальное профессиональное обучение. В РФ имеется специализированное учебное заведение для лиц с недостатками слуха – Ленинградский восстановительный центр (ЛВЦ) Всероссийского общества глухих. В политехникуме ЛВЦ глухие и слабослышащие обучаются по следующим специ­альностям: художник-оформитель широкого профиля, бухгалтер, работник системы социального обеспечения, культурно-просвети­тельный работник. Лица с нарушениями слуха могут обучаться в Московском государственном специализированном институте искусств (живопись, актерское мастерство и др.), а также в Институте социальной реабилитации (г. Новосибирск) (специальности: операторов ЭВМ, делопроизводитель, портной, вышивальщица, художник-оформитель (начальное профессиональное обучение), среднее профессиональное образование – специальности «ДПИ и народные промыслы», «Моделирование и конструирование одежды» и др., высшее – «Информатика и вычислительная техника», «Социальная работа»).

Профессиональное обучение лиц с дефектами слуха проводится также в учебно-производственных предприятиях (УПП) Общества глухих, куда при­нимаются глухие и слабослышащие в возрасте 16-25 лет с обра­зованием VIII-XII классов специальной школы. В УПП осущест­вляется групповое и индивидуальное обучение глухих и слабослы­шащих по следующим специальностям: металлообработка, дерево­обработка, швейное дело, радиомонтажное дело и др. Обучение в УПП бесплат­ное, все учащиеся находятся на полном обеспечении Общества глухих, получают стипендию.