Связь сурдопедагогики с другими науками.

1. Медико-биологические дисциплины. Естественно-научной психофизиологической основой сурдопедагогики являются данные физиологии, учения о высшей нервной деятельности человека о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, деятельности различных анализаторов и их роли в психическом развитии ребенка. Данные отоларингологии, сурдологии, аудиологии содержат не­обходимую для последующей организации обучения информацию о состоянии слуха ребенка: причинах, времени и характере пораже­ния слухового анализатора, степени снижения слуха. Исследования в области детской сурдологии и аудиологии дали возможность опре­делять способы и методы исследования слуха, обосновывать суще­ствующие классификации нарушений слуха у детей (Л. В. Нейман, Ю. Б. Преображенский, Д. И. Тарасов и др.). В настоящее время названные науки обладают возможностями для раннего выяв­ления и диагностики нарушений слуха. В последние десятилетия значительно расширились возможности медикаментозного лечения некоторых нарушений слуха, появились возможности оперативного вмеша­тельства для улучшения слухового восприятия (кохлеарная им­плантация).

С развитием сурдотехники связано совершенствование слуховых аппаратов, средств визуального и тактильно-вибрационного конт­роля, что делает возможной более полноценную адаптацию и ори­ентировку лиц с нарушенным слухом в окружающем мире, усиливает эффективность работы по развитию слуха и речи.

Сурдопедагогика также связана с невропатологией и психопатологией. Данные этих отраслей медицины важны для дифференциальной диагностики нарушений слуха, уточнения ха­рактера первичных и вторичных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом, поскольку по­мимо снижения слуха у ребенка могут иметься и другие нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы.

2. Психолого-педагогические дисциплины. Сурдопедагогика связана общей, возрастной и специальной психологией. Важное значение приобретает знание педагогами закономерностей психического развития человека. Для сурдопедагогики особое значение имеют данные о формировании по­знавательных процессов, в частности теория слухового восприятия. Для правильной организации педагогического процесса, пони­мания общего и специфического, определяемого снижением слу­ха в развитии ребенка, необходимо понимание закономерностей психического развития дошкольников. Исследования Л. С. Выгот­ского, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина и др. по­зволяют определить основные направления развития ребенка с нормальным и нарушенным слухом, разработать методы общеразвивающей работы.

Сурдопедагогика широко использует данные сурдопсихологии. В отечественной сурдопсихологии накоплены много­численные сведения об общем и специфическом в развитии детей с нарушениями слуха школьного и дошкольного возраста (Р. М. Боскис, Т. А. Власова, А. А. Катаева, И. М. Соловьев, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф и др.). Знание психологических особенностей развития детей с нарушениями слуха имеет важное значение при решении про­блем дифференцированного обучения, повышении качества обра­зовательного воздействия. Понимание своеобразия развития ребен­ка со сниженным слухом позволяет педагогам определять адекватные возрасту и уровню речевого развития методы психолого-педаго­гического изучения детей с нарушениями слуха, выявлять потенциальные возможности в развитии, организовывать целена­правленную общеразвивающую и коррекционную работу.

Сурдопедагогика тесно взаимодействуетсо смеж­ными педагогическими дисциплинами – общей и возрастной педагогикой. В сурдопедагогике учитываются достижения других отраслей специальной педагогики – логопедии, олигофренопедаго­гики, тифлопедагогики.

3. Лингвистические науки и психолингвистика.При изучении осо­бенностей формирования речи, моделировании системы обучения языку глухих и слабослышащих детей используются данные пси­холингвистики, в частности модели порождения речевого выска­зывания, разрабатываемые в трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева, Т. В. Ахутиной и др. Психолинг­вистический подход дает возможность определения механизмов ре­чевого нарушения при снижении слуха, уточнения его структуры. Понимание закономерностей строения языка как системы позволя­ет учесть различные типы языковых связей в процессе обучения, сформировать их в процессе речевого общения детей с нарушени­ями слуха.