Тема 11.4 Формы государственного управления рынка недвижимости
На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:
· идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);
· инвестора в приоритетные отрасли материального производства, жилищное строительство и социально-культурную сферу;
· профессионального участника при торговле жилищными сертификатами, государственными зданиями и сооружениями и другими объектами недвижимости;
· эмитента государственных и муниципальных ценных маг под залог недвижимого имущества;
· регулятора, устанавливающего правилаи нормы функционирования рынка недвижимости;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка недвижимости через систему судебных органов;
· контролера устойчивости и безопасности рынка (регистрация прав и сделок с недвижимостью).
В организационном отношении государственное регулирование рынка недвижимости осуществляется в двух формах:
1. путем прямого вмешательства, т.е. административным способом;
2. косвенным воздействием или экономическими методами управления.
Прямое административное управление включает совокупность следующих приемов:
· создание нормативной базы — законов, постановлений, инструкций, правил, положений, регулирующих функционирование рынка недвижимости в центре и в регионах;
· отбор и удостоверение статуса профессиональных участников рынка недвижимости — лицензирование, регистрация, предоставление прав уполномоченных лиц органами исполнительной власти по совершению сделок с объектами государственной и муниципальной собственности;
· установление обязательных требований к содержанию и качеству различных видов деятельности на рынке недвижимости и к его участникам;
· контроль за соблюдением всеми участниками рынка установленных норм и правил;
· введение запретов и санкций за отступление от нормативных требований при совершении сделок с недвижимым имуществом;
· поддержание правопорядка на рынке;
· выкуп в государственную собственность любых объектов недвижимости для общественных нужд.
Административное управление не связано с созданием дополнительных материальных стимулов или штрафных санкций. Оно основывается на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, принуждения или разрешения. Например, в России введены ограничения на ведение градостроительной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры, в санитарных, защитных, водоохранных зонах, на территориях залегания полезных ископаемых, в поселениях с особым регулированием (г. Москве, Санкт-Петербурге и др.).
В качестве характерных примеров организационно-правовых механизмов назовем следующие направления действий:
· разграничение государственной собственности между различными уровнями федеральных, субъектов Федерации и муниципальных собственников,
· разделение и условия взаимодействий государственных и негосударственных структур,
· регистрация недвижимости и сделок с нею,
· учет недвижимости (техническая инвентаризация, система кадастров и др.), статистическое и иное информационно-аналитическое обеспечение участников и профессионалов рынка,
· стандарты и программы профессионального образования и повышения квалификации (первое высшее образование и второй диплом, мастер бизнес -администрирования),
· стандарты профессиональной деятельности (стандарты измерения, расчетные методы, формы документов, стандарты этики),
· обязательное страхование профессиональной деятельности,
· контроль качества предоставляемых услуг и система санкций.
Экономическими методами управления рынком недвижимости являются:
· система налогообложения имущества и льгот (ставки налогов, освобождение от них);
· регулирование учетной ставки (дисконтной политики Центрального банка);
· выпуск и обращение жилищных сертификатов;
· предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий для жилищного строительства на коммерческой основе;
· реализация государственных целевых программ;
· амортизационная политика;
· внешнеэкономическая деятельность.
В качестве примеров организационно-экономических механизмов регулирования рынка недвижимости (имеющих отношение к недвижимости государственного собственника и, соответственно, к проблеме эффективного управления ею) назовем такие, как:
· программы приватизации приносящей доход недвижимости, включая регулирование финансово-экономических условий приватизационных процессов,
· порядок установления стартовых цен арендных объектов государственной собственности и финансово-экономических условий договоров аренды (пересмотр и индексация ставок, а также установление уровня цен при возможности выкупа арендованной недвижимости),
· порядок установления финансово-экономических условий пользования объектами природных ресурсов, объектами-памятниками,
· методы оценки, в том числе, для всех операций с недвижимостью государственного собственника, для налогообложения, для различных форм возмездного пользования объектами государственного собственника, для арбитражных процедур, при банкротстве, при принудительном выкупе и др.,
· методы оценки финансово-экономической эффективности инвестиций в проекты развития недвижимости государственного собственника,
· финансово-экономические и организационные условия проведения аукционов и инвестиционных конкурсов для объектов государственного собственника (структура и состав лотов, установление стартовых цен продажи,", порядок проведения торгов и выявления победителя, порядок инвестирования) и т.д.
Государственное экономическое программированиеявляется высшей формой управления рынком недвижимости, реализующей многочисленные цели, методы и способы регулирования. Целевые программы бывают обычные и чрезвычайные, а по времени действия подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Правовое поле в сфере недвижимости сформировали программы приватизации государственного и муниципального имущества, приватизации жилищного фонда, развития малых и средних городов РФ (1997— 2005 гг.), федеральная адресная инвестиционная программа на 1998 г. и др.
Одной из приоритетных целевых программ структурной перестройки экономики страны является программа жилищной реформы "Жилье". Она определяет принципиальные положения долгосрочной государственной жилищной политики по осуществлению следующих задач:
• создание правовой базы в целях осуществления жилищной реформы;
• преодоление сокращения объемов жилищного строительства;
• изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, по источникам финансирования, типам зданий и технологии возведения;
• поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения;
• демонополизация жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, структурная перестройка базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов, изменение форм организации строительства, управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда;
• комплексный переход к решению вопросов землепользования и приватизации земли, связанных с жилищной проблемой, развитием инженерной инфраструктуры.
Тема 11.5 Взаимодействие трёх ветвей власти при регулировании недвижимости
Управление объектами недвижимости распределено между различными ветвями государственной власти, которая разделена на законодательную, исполнительную и судебную, которые считаются независимыми в своей деятельности.
Федеральное Собрание издает законы, регулирующие рынок недвижимости. Президент издает указы, не противоречащие действующим законам. Правительство выпускает постановления, а министерства и ведомства — положения, инструкции и приказы, устанавливающие конкретные процедуры и правила управления недвижимым имуществом.
Представительные органы власти РФ (Государственная Дума, Совет Федерации) и ее субъектов обладают полномочиями принимать правовые акты по вопросам управления недвижимым имуществом и осуществлять контрольные функции. В частности, в компетенцию Московской Городской Думы входят следующие правомочия по регулированию имущественных отношений:
• установление порядка управления и распоряжения собственностью города Москвы, в том числе порядка ее отчуждения и оформления прав собственности на территории города;
• установление порядкаиспользования и охраны объектов культурного наследия;
• введение и отмена налогов на недвижимое имущество, установление порядка их взимания и предоставления льгот по ним;
• установление штрафов и иных видов административной ответственности за нарушение правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению города федерального значения и регулирующим отношения собственности;
• установление общего порядка проведения инвестиционной политики при реконструкции, реставрации и строительстве объектов муниципальной и государственной собственности города Москвы;
• установление порядка использования, охраны, контроля за использованием и охраной земли, отчуждения земель и оформления прав собственности на земельные участки, предоставления земель в аренду, оформления прав аренды земельных участков;
• установление земельных налогов, порядка их взимания и порядка предоставления льгот по ним;
• установление штрафов и иных видов административной ответственности за нарушение земельного законодательства; осуществление контроля за соблюдением на территории города законодательства о собственности и земельным отношениям.
В последние годы Федеральным Собранием РФ приняты следующие основные законодательные акты, регулирующие отношения на рынке недвижимости:
1. Гражданский кодекс РФ, части I, II и III (1995—2002 гг.);
2. Лесной кодекс РФ (29 января 1997 г.);
3. Водный кодекс РФ (23 ноября 1995 г.);
4. Земельный кодекс РФ (30 октября 2001 г.);
5. Градостроительный кодекс РФ (7 мая 1998 г.);
6. Градостроительный кодекс РФ (29 декабря 2004 года № 190-ФЗ)
7. Федеральный закон «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» (29 декабря 2004 года N 191-ФЗ);
8. Жилищный кодекс РФ (от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ);
9. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (24 июля 2002 г.);
10. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (29 июля 1998 г.);
11. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" (17 июля 2001 г.);
12. Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" (2 января 2002 г.);
13. Федеральный закон "О недрах" с изменениями и дополнениями (15 марта 1995 г.);
14. Федеральный закон "Об основах федеральной жилищной политики" (24 декабря 1992 г.);
15. Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" (4 июля 1991 г.);
16. Налоговый кодекс РФ, ч. I, II с изменениями и дополнениями (2000 г.);
17. Закон РФ "О залоге" (29 мая 1992 г.);
18. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" (3 июля 1991 г.);
19. Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации" (23 июля 1997 г.).
20. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» (6 октября 2003 года N 131-ФЗ);
21. Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» (30 декабря 2004 года № 215-ФЗ);
22. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (30 декабря 2004г. №214-ФЗ);
23. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»;
24. Федеральный закон от 27 декабря2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
25. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 февраля 2003 г. и 22 августа 2004 г.);
26. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
27. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп. 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29 и 30 декабря 2004 г.);
28. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 № 101-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 07.05.2002 № 49-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 191-ФЗ);
29. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.);
30. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
31. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (с изм. и доп. от 18 января 1985 г., 25 июня 2002г.).
Обратим внимание на тот факт, что каждая из трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), в том или ином аспекте, но активно участвует в государственном регулировании на рынках недвижимости.
Приведенная ниже Таблица 1 иллюстрирует такое участие трех ветвей власти на примерах распределения их активности в рамках приведенных выше организационно-правовых и организационно-экономических механизмов регулирования на рынках недвижимости.
Характерным при этом является активное взаимодействие властей с негосударственными структурами при осуществлении ряда регулирующих функций, в частности:
· при учете и информационном обеспечении участников рынка (статистические и аналитические материалы, кадастры, базы данных, геоинформационные системы, техническая инвентаризация, оценочные расчеты и т.д.),
· при разработке системы стандартов (высшего профессионального образования и повышения квалификации, профессиональной деятельности и др.),
· при контроле качества оказываемых на рынках недвижимости услуг,
· при страховании от ошибок и ненадлежащего качества услуг профессиональных участников рынка и в принятии соответствующих санкций и др.
Таблица 12 – Механизмы государственного регулирования: три ветви власти и взаимодействия с негосударственными структурами.
Механизмы государственного регулирования | Формы участия негосударственных структур |
Законодательная власть Развитие законодательной базы рынка недвижимости. Развитие законодательной базы управления недвижимостью. Аналитическая деятельность и инициирование новых законов. Исполнительная власть Развитие нормативной базы регулирования на рынках и в управлении недвижимостью. Инициирование новых законов. Разграничение между уровнями гос. и муниципальных собственников. Регистрация недвижимости и сделок. Лицензирование профессиональной деятельности. Разработка: концепций и программ управления, приватизации; методик расчета эффективности, оценки, стартовых цен, условий аукционов, аренды, договоров пользования природными ресурсами, объектами-памятниками и др. | Участие в развитии инфраструктуры рынка недвижимости. Оказание управленческих услуг. Профессиональное обслуживание участников рыночных операций: риэлтерская и оценочная деятельность, консалтинг, проектные работы, аудит, менеджмент и маркетинг и др. Участие в подготовке и обсуждении законодательной и нормативной базы рынка и управления недвижимостью. Создание ассоциаций и обеспечение качества профессиональной работы на рынках недвижимости и управления Установление соответствий с международными стандартами профессиональной деятельности. Повышение квалификации кадров профессиональных участников рынков недвижимости и управленческих услуг. Создание общественного мнения. Участие в инициации новых законов. |
Разделение и взаимодействия государственных и негосударственных структур, в т.ч.: при учете и информационном обеспечении участников рынка (кадастры, статистика, инвентаризация, аналитика), при разработке системы стандартов (образования и повышения квалификации, профессиональной деятельности), при контроле качества услуг и осуществлении санкций, при страховании от ошибок и ненадлежащего качества профессиональной деятельности и др. | |
Судебная власть Арбитраж при имущественных спорах. Принятие решений о банкротстве и установлении арбитражного управления Рассмотрение апелляций. Участие в принятии санкций. Инициирование новых законов. |
Раздел 12. Финансовые вычисления в экономике недвижимости – шесть функций сложного процента
Тема 12.1 Первая функция: будущая стоимость денежной единицы
Тема 12.2 Вторая функция: будущая стоимость единичного аннуитета
Тема 12.3 Третья функция: фактор фонда возмещения капитала
Тема 12.4 Четвёртая функция: текущая стоимость денежной единицы
Тема 12.5 Пятая функция: текущая стоимость единичного аннуитета
Тема 12.6 Шестая функция: взнос на амортизацию единицы капитала