Тема 11.1 Концепция государственного управления недвижимостью. Понятие управления недвижимостью

Раздел 10.5 Согласование результатов

Раздел 10.3 Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования

Раздел 10.2 Анализ объекта оценки и его окружения

Раздел 10.1 Общие сведения об объекте оценки

При оценке недвижимости считается, что зем­ля имеет стоимость, а остальное — это улучше­ния, они добавляют вклад в стоимость. Причем термины «земля» и «земельный участок» разли­чаются.

Земельный участок — часть земной террито­рии, которая оборудована и готова к использова­нию в различных целях.

Улучшения, проводимые для создания участка:

— внешние: устройство улиц, тротуаров, дре­нажных и инженерных сетей;

— внутренние: планировка, озеленение, асфаль­тирование, устройство выпусков для подключения инженерных сетей, коммуникаций связи и т.д.

Оценка земли применима не только к пустую­щим, незастроенным землям. Типичный объект недвижимости состоит из земельного участка и построек и существует необходимость в опреде­лении стоимости земельного участка отдельно от имеющихся на нем улучшений, что вызвано сле­дующими причинами:

— различие в налогообложении земли и строе­ний (налог на имущество и земельный налог);

— требуется отдельная оценка земельного уча­стка от улучшений при применении затратного метода определения стоимости недвижимости;

— принятие решений о сносе имеющихся улуч­шений в целях лучшего и наиболее эффективно­го использования земельного участка.

При оценке земельного участка необходимо учесть связанный с ним набор прав. Распростра­ненные права, требующие оценки:

1) полное право собственности — возможность использования свободного от арендаторов участ­ка любым законным способом;

2) право аренды — возможность владения зе­мельным участком по договору аренды.

В России большинство земель не продается, а сдается в аренду, поэтому часто оценщики опре­деляют не стоимость земельного участка, а сто­имость прав его аренды.

Стоимость прав аренды — это сумма, которую готов заплатить потенциальный покупатель за право владения данным участком по договору аренды с целью получения выгоды от этого вла­дения. Оценка прав аренды применяется при оп­ределении цены продажи права аренды земель­ного участка, при определении стоимости объекта, частью которого является арендуемый земель­ный участок, и при оценке ущерба от расторже­ния договора аренды.

Введение Земельного кодекса направлено на развитие рынка земли. В этих условиях оценка земель должна проводиться с учетом наиболее эффективного использования, которое обеспечит наибольшую остаточную стоимость земли.

 

При оценке земельного участка следует опре­делить вариант его наилучшего и наиболее эф­фективного использования (ННЭИ), который оп­ределяется взаимодействием ряда факторов.

Анализ ННЭИ включает изучение альтернатив­ных вариантов использования (освоения, застрой­ки) земельного участка и выбор оптимального. При этом учитываются перспективность место­положения, состояние рыночного спроса, сто­имость застройки, стабильность предполагаемых доходов и т. п.

Большое значение при оценке стоимости объек­та, состоящего из земельного участка и постро­ек, придается анализу ННЭИ, во-первых, пред­положительного вакантного земельного участка и, во-вторых, земельного участка с имеющимися улучшениями.

Анализ предположительного вакантного зе­мельного участка является необходимым этапом при определении его стоимости, и он основан на установлении наиболее доходного варианта ис­пользования земли. Анализ земельного участка с имеющимися улучшениями предполагает принятие решения о сносе, модернизации или сохране­нии имеющихся на земельном участке улучше­ний в целях обеспечения максимальной доходно­сти объекта.

Вероятное и наиболее доходное использование участка обеспечивает его самую высокую сто­имость. Варианты использования должны быть законными, физически допустимыми и экономи­чески эффективными.

Назовем основные факторы, определяющие оп­тимальное использование земли:

1) местоположение — фактор, оказывающий основное влияние на стоимость земельного учас­тка (учитываются перспективность местоположе­ния, транспортная доступность, характер окру­жения);

2) рыночный спрос — фактор, отражающий со­отношение спроса и предложения на рынке. Он изучается для обоснования выбираемого вариан­та использования земельного участка (состояние и перспективы рыночного спроса на предлагае­мое использование, конкуренция других участ­ков, виды налогов и другие условия). Следует вы­делить сегмент рынка, на котором и надо разви­вать деятельность;

3) финансовая обоснованность — способность проекта обеспечить доход от использования зе­мельного участка, который был бы достаточным для возмещения расходов инвесторов и обеспече­ния получения ожидаемой прибыли;

4) физическая пригодность участка — перспек­тива создания улучшений — размер, топография, качество грунта, климат, инженерно-геологичес­кие и гидрогеологические характеристики участка, существующее зонирование, экологические параметры и т.д.;

5) технологическая обоснованность и физичес­кая осуществимость — анализ соотношения ка­чества, затрат и сроков реализации проекта, ве­роятность стихийных бедствий, доступность транспорта, возможность подключения к комму­нальным удобствам, учет размеров и формы уча­стка, например, размер может быть мал для стро­ительства промышленного объекта;

6) законодательная (юридическая) допустимость — соответствие варианта использования земельно­го участка действующему законодательству. Выяв­ляется в результате анализа строительных, эколо­гических нормативов, ограничений этажности, на­личия временных запретов на строительство в дан­ном месте, сложности в районе исторической го­родской застройки, возможное изменение норма­тивных актов, соблюдение правил зонирования, не­гативные настроения местного населения;

7) максимальная доходность (максимум дохо­да собственности и стоимости участка), которая определяется дисконтированием будущих доходов альтернативных вариантов использования, с уче­том риска инвестиций.

Раздел 10.4 Применение трёх подходов к оценке недвижимости


Раздел 11. Государственное управление недвижимостью

К настоящему времени, после десятилетия рыночных преобразований, активная и целенаправленная регулирующая роль государства в становлении и развитии рыночных механизмов все более воспринимается как необходимость. В своих усилиях содействовать созданию и развитию рыночных реформ государство в складывающихся условиях переходного периода, многоукладной экономики оказывается в сложной двойственной ситуации одновременно регулятора и равноправного участника рыночных процессов. И это в максимальной мере актуально для рынка недвижимости, где государство выступает не столько как один из ведущих регуляторов рыночных отношений, но и как один из крупнейших собственников и участников рынка.

Государственные центральные органы и их региональные структуры являются основными инициаторами законодательного развития, практически монопольными организаторами приватизационных процессов, наиболее масштабными продавцами недвижимости, активными участниками арендных отношений, монопольными регистраторами объектов недвижимости и сделок с ними между субъектами всех форм собственности.

В то же время, у государственных исполнительных органов возникают сложные задачи формирования долгосрочных политик и оперативного выбора относительно государственной собственности: сколько и какой недвижимости оставить в собственности и как эффективно, в рамках возможностей бюджета управиться с ней, сколько и каких объектов и на каких условиях выставить на продажу или сдать в аренду или передать в иные формы ответственного владения, пользования и распоряжения. И подобные задачи управления недвижимостью государственного собственника, ее продвижения на рынках недвижимости решаются государством одновременно и на фоне им же выдвигаемых и реализуемых законодательных инициатив и нормативных актов по развитию рыночных отношений в целом и для рынков недвижимости, в частности.

Таким образом, весьма актуальным является комплексное, сбалансированное развитие механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости, одновременно обеспечивающих как поддержку интенсивных рыночных преобразований, так и эффективное управление недвижимостью государственного собственника.

Очевидно, что регулирующая функция государства является динамичной, гибко меняющейся в зависимости от уровня и качества развития рыночных отношений, региональных традиций. Так, в мировой практике государственного регулирования на рынках недвижимости известны механизмы минимального вмешательства государства. Например в США и Великобритания оценочная деятельность на рынках недвижимости полностью регулируется общественными профессиональными ассоциациями. В то же время, в Германии действует законодательство в области оценки; в ряде стран существуют определенные ограничения для деятельности иностранных лиц на рынках недвижимости. Регулирующая активность региональных центральных органов на рынках недвижимости различна и в различных субъектах Российской Федерации. Это, например, проявляется в разнообразии управляющих структур, ответственных за развитие имущественных отношений в регионах, в различной степени развития региональной нормативной базы (что, в частности, находит отражение в ежегодно публикуемом уровне инвестиционной привлекательности российских регионов), в различной степени продвижения при создании земельных, градостроительных и иных кадастров.

 

Управление недвижимостью как особый вид предпринимательской деятельности может в зависимости от ситуации обозначать:

· принятие решений и оформление документов в отношении имущественных прав на объекты собственности;

· управление конкретным видом объекта в процессе его эксплуатации для удовлетворения личных потребностей или коммерческого использования;

· любое единичное целенаправленное организующее воздействие на недвижимое имущество для достижения поставленных целей;

· процесс реализации функций управления для получения определенных социально-экономических результатов;

· систему законодательного и исполнительного регламентирования и контроля поведения всех участников отношений недвижимости, осуществляемую уполномоченными государством органами в целях стабилизации и эффективного развития экономики в изменяющихся условиях, которую называют регулированием.

Управление недвижимостью включаетвсе виды деятельности и все операции с нею: строительные, инвестиционные, владения и пользования, посреднические (риэлторские), залоговые, трастовые, обменные и др.

Объектами управления выступают не только отдельные здания различного назначения (жилые, офисные, производственные, складские) и имущественные комплексы предприятий всех форм собственности, но и соответствующие их системы — весь жилой фонд (муниципальный, ЖСК, ведомственный, частный) страны или Региона, земельный фонд, лесной фонд и др.

Субъектами управления являются все участники отношений недвижимости: собственники, владельцы и пользователи, арендаторы, инвесторы, профессиональные посредники (риэлтеры), уполномоченные государственные органы и организации инфраструктуры.

Управление недвижимостью может быть внешним и внутренним.

Внутреннее управление — это регламентация деятельности каждой организации — участника рынка недвижимости ее собственными нормативными документами (уставом, правилами, положением, инструкциями).

Внешнее регулирование выражается в установлении государством и его уполномоченными органами, а также международными соглашениями норм и правил поведения каждого участника рынка недвижимости.

По осуществляющим управление недвижимостью субъектам выделяются четыре вида регулирования:

1. государственное регулирование рынка недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях различными государственными органами и организациями в соответствии с выполняемыми функциями;

2. самоуправление рынка недвижимости профессиональными его участниками и их объединениями — ассоциациями риэлтеров и Российской гильдией риэлтеров;

3. общественные воздействия — мнения жителей микрорайонов и реакция широких слоев общества на те или иные операции с недвижимостью (например, всеобщее неприятие ваучерной приватизации государственного имущества), которая во многих случаях служит основой для нормативных актов, положений и т.д.;

4. управление определенным недвижимым имуществом;

5. заключение полного пакета контрактов, обеспечивающих функционирование и использование объекта в соответствии с его целевым назначением.