ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Мы говорили о предметной системе трудового обучения как исторически самой ранней: эта система подразумевает индивидуальное обучение — самую древнюю форму организации учебного процесса. Достаточно эффективная, такая форма в наше время сохранилась лишь в виде репетиторства. Развитие общества еще четыре столетия назад неумолимо потребовало коллективного обучения. До нас оно дошло в классно-урочной форме — основы ее были разработаны и испытаны страсбургским (Франция) педагогом Иоганом Штурмом, а теоретически обоснованы и популяризованы Яном Амосом Коменским. И хотя за прошедшее время в усовершенствование классно-урочной системы вложили силы и талант многие дидакты и методисты, она, при несомненных достоинствах, не лишена известных недостатков.

Классно-урочный вариант коллективного обучения имеет такие определяющие черты:

• класс складывается из учащихся приблизительно одного возраста, и его состав обычно относительно стабилен;

• работа проходит по плану, предполагающему четкую организационную структуру занятий, в рамках строго установленного количества часов;

• основной единицей учебно-воспитательных занятий является урок.

Классно-урочная форма достаточно экономична, создает возможности для коллективной работы с ее духом состязательности, что имеет несомненное воспитательное значение. Сложнее в рамках этой формы обстоит дело с индивидуализацией учебно-воспитательного процесса. Вот почему, говоря о предмете «Трудовое обучение» и технологичности, мы все время подчеркиваем важность проектного обучения — оно позволяет в значительной степени компенсировать излишнюю унифицированность коллективного обучения.

 

 

Урок является основной формой организации учебной работы в школе. Однако уроки трудового обучения имеют свою специфику.

Во-первых, на занятиях по трудовому обучению сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках трудового обучения отводится практической работе учащихся. При сдвоенном занятии школьники успевают решить поставленные задачи.

Во-вторых, занятия по трудовому обучению требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие — любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками.

В-третьих, само построение занятий по трудовому обучению , предпола­гая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий. Характерны только для занятий по трудовому обучению и некоторые формы организации занятий.

Вместе с тем к каждому уроку предъявляются такие дидактические требования:

• единство учебной и воспитательной работы;

• соответствие учебного материала урока учебной программе;

• изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии;

• правильный подбор учебного материала, его доступность;

• целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура урока.

 

Раскроем краткое существо этих требований. Мы уже говорили, что основной целью общего образования, тесно связанной с целями воспитания, является обеспечение для всех учащихся, с учетом их возможностей, интеллектуального развития. Понятно, что на разных уроках трудового обучения решаются различные задачи: на одном сообщаются новые знания и формируются умения и навыки, на другом развиваются способности к техническому творчеству и т.д. Но какая бы ни решалась задача, учебная и воспитательная, составляющие занятий должны рассматриваться в органиче­ском единстве. Отношение к труду, трудовое воспитание весьма значимы для будущей жизни.

Что касается соответствия учебного материала учебной программе, то следует подчеркнуть: оно полностью зависит от умения учителя планировать свою деятельность. Однако заметим: план не исключает импровизации на уроках. Приведем один пример. По программе запланирован рассказ о свойствах черных и цветных металлов, их применении в промышленности. И вдруг в классе возникает вопрос о сравнительно недавно открытой «памяти» металлов. Что, проигнорировать его? Представляется, что у учителя такие «подарки» должны вызывать только удовлетворение, так как позволяют соче­тать разговор о необычных свойствах металлов с показом использования их «обычных» свойств. Да, работать надо по плану, но приэтом улавливать восприятие, реакцию аудитории, уметь перестраиваться на ходу. Интерес ребят к теме дорогого стоит!..

Пожалуй, самое сложное в работе учителя трудовому обучению на уроке — изложение учебного материала на уровне достижений современной науки и техники. Дело в том, что при самом, казалось бы, доступном рассказе школьникам о новейшей технике (о промышленном роботе к примеру) всегда найдутся ученики, которым трудно будет это представить. Только широчайшее привлечение средств наглядности позволит решить эту задачу.

Теперь — о правильном выборе учебного материала. Прежде всего нужно оценить его посильность для детей. Учитель помимо интереса, который будущая работа непременно должна вызывать у школьников, должен учитывать еще ряд факторов: достичь цель, которую он планировал решить на данном конкретном уроке, уровень предшествующих знаний и умений и, наконец, возраст и физическое развитие учащихся. Правильный выбор материала стимулирует интерес, формирует уверенность в своих силах и знаниях.

Мы уже говорили ранее об особенностях целесообразного выбора методов обучения, теперь скажем о рациональной структуре урока. Это важный фактор организации учебного процесса, ведь каждый урок решает конкретные задачи в системе обучения.

В зависимости от дидактических целей уроки трудового обучения делятся на следующие основные типы:

• урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);

• урок формирования умений и навыков (главный этап — само­стоятельная работа учащихся);

• урок применения знаний на практике (чаше всего на занятиях по моделированию и конструированию):

• урок повторения, систематизации и обобщения знаний(в центре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от учителя особенно тщательной подготовки);

• комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в системе трудового обучения).

Естественно, у каждоготипа урока имеются различия по его построению, вместе с тем любое занятие по трудовому обучению, как правило, проходит следующие этапы:

организационно-подготовительный;

теоретический;

практический;

организационно- заключительный.

Для того чтобы молодые учителя не воспринимали форму урока как нечто застывшее, не подлежащее изменению, сделаем оговорку.

Структуру урока должны определять не мотивы формального характера, но цели, содержание изучаемого материала, дидактические задачи, возраст учащихся, а также используемые методы и средства обучения. Конечно, и знание конкретной группы учеников (класса) поможет молодому учителю сделать правильный выпор и верно распределить время на каждом этапе урока.

Следует также иметь в виду, что иногда ход урока необходимо подвергать коррекции в процессе ведения. Например, ученики не усвоили (как выяснилось) материал прошлого занятия, и — вместо того, чтобы идти дальше по плану — приходится возвращаться к обобщению пройденного, к разъяснению озвученных ранее понятий. Или, наоборот, новый материал, тесно связанный и соприкасающийся с предыдущим, понят что называется «с лету», и появляется возможность перебросить часть времени на самостоятельную работу.

Процесс обучения слишком сложен, чтобы его можно было жестко структурировать. Учитель трудового обучения должен самостоятельно избирать конкретную структуру для данного урока и принимать решения по варьированию всех его звеньев.