ПЛАНИРОВАНИЕ И ДОСТИЖЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКОВ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учитель трудового обучения, желающий познакомить своих питомцев не только с базовым инвариантным курсом — минимальным стандартом, но и с дополнительными вариативными курсами, может встретиться с трудностями. Это будут трудности материального обеспечения прохождения отдельных тем программы, что чаще всего выражается в невозможности фронтальной организации работы школьников по ним. В этих условиях, чтобы обеспечить изучение таких тем всеми учащимися, преподаватель должен составить график их перемещения по рабочим местам. В зависимости от содержания темы и условий организации обучения графики могут иметь различную форму (см. схему 7), однако целесообразно придерживаться следующих требований:
• класс разбивается на звенья с равным числом учащихся;
• длительность периода перемещения определяется программой;
• общий период, на который составляется график, равен произведению количества звеньев на длительность одного периода перемещения;
• график должен составляться так, чтобы каждый учащийся освоил учебный материал в соответствии со школьной программой;
• в графиках перемещения по возможности должно учитываться постепенное повышение сложности выполняемых учащимися работ;
• на определенном рабочем месте или виде оборудования в одно и то же время графиком должна быть предусмотрена работа только одной ученической бригады (или одного учащегося).
При всем многообразии вариантов составления графиков перемещения в принципе их можно свести к двум основным типам:
а) графики, предусматривающие перемещение всех учащихся класса (может быть, в течение всего учебного года):
б) графики, предусматривающие перемещение только части учащихся (например, при пропуске занятий в связи с заболеванием)
Учителю всегда непросто контролировать учебный процесс, когда часть трудится над одним заданием, а другие учащиеся проходят обучение по скользящему графику. В этих ситуациях методически оправданно и целесообразно применение письменных инструкций, которые подготавливаются для каждого звена, содержат достаточно подробные указания и предусматривают обязательный самоконтроль. Допускается использование инструкторов из числа особо успевающих учеников. Опыт показывает: взаимообмен знаниями приносит хорошие результаты.
Неделя | ||||||
Ученические | ||||||
звенья | Уроки | |||||
1-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | |
1-е | Тема № 3 | Тема № 5 | Тема № 4 | Тема № 6 | ||
2-е | Тема № 4 | Тема № 5 | ||||
3-е | Тема № 5 | |||||
4-е | Тема № 5 |
Схема 7 График перемещения учащихся при не фронтальном обучении
Обучение должно быть воспитывающим — этот постулат является фундаментальным, ибо определяет одну из важнейших сфер профессиональной деятельности учителя трудового обучения.
При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организационной формы, учителю необходимо уметь четко определять цели и задачи как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.
Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.
Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться ученики после урока, какие качества личности при этом формируются.
Учителю на каждом уроке приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. В связи с этим он обязан уметь определять частные задачи данного занятия и на их основе формулировать главные цели урока.
В планах-конспектах занятий следует указывать не узкие производственные цели, а комплекс учебно-воспитательных задач, исходя из сформулированного нами принципа развития творческой личности учащегося. Среди комплекса учебно-воспитательных задач определяют образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Образовательные задачи понимаются как общеинтеллектуальное развитие школьника, формирование и расширение его представлений о достижениях науки и техники, особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общекультурных и общетехнических знаний на производстве.
Поясним это на конкретном примере.
Предположим, темой занятия является введение в деревообработку. Что, школьник никогда не видел дерева или не сталкивался с какими-то способами обработки пиломатериалов?
Но можно рассказать о необычайных качествах бальсы — дерева, которое легче пробки, или о прочности самшита, о секвойе, которая может быть выше телевизионных ретрансляторов, о карликовых бонсаях, чей возраст измеряется столетиями, а высота — всего лишь десятками сантиметров.
Это расширит представления школьников о таком обычном, казалось бы, материале, как дерево. Нужно говорить ио безбрежном мире химических продуктов, получаемых из древесины.
А еще, например, — о новой технологии, разработанной в Японии, для изготовления из бревна квадратных балок. Вместо привычного обтесывания бревно пропускают через микроволновую установку при 100-градусной температуре, а затем через валки: так можно получить не только квадратный, а любой самый замысловатый профиль.
Такие примеры расширяют представления о современных технологиях.
Формулировки образовательных задач могут быть самыми разнообразными:
· дать начальное представление (дать первичное представление) о...
· обеспечить усвоение...;
· сформировать (продолжить формирование)...;
· закрепить...;
· обобщить (или систематизировать) следующие научные знания, производственные понятия...;
· расширить следующие специальные производственные представления... ;
· углубить (закрепить) следующие общетрудовые знания о... и т.д.
Вот один из вариантов записи в плане урока образовательной цели (предположим, тема «Обработка металла», V класс): «Дать первичное представление о способах получения тонколистового металла и его применении».
Учитель трудового обучения может расширительно толковать образовательные задачи, увязывая их с тем, как преподает теоретический или практический материал.
Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные, личностные качества, которые могут и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена общества. На уроках трудового обучения создаются особо благоприятные условия для трудового воспитания, развития умственных способностей иобщей культуры. Уроки трудового обучения позволяют развивать у школьника восприимчивость к новому, желание соучаствовать в будущемв создании небывалой техники, но одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.
Приведем примеры формулировок воспитательных задач.
• Совершенствовать: идейно-мировоззренческое; правовое; экономическое; нравственное; эстетическое; экологическое воспитание учащихся.
• Продолжить формирование: активной жизненной позиции; осознанной потребности в труде; творческого начала у учащихся; понимания значения мобильности профессиональных знаний.
• Прививать: чувство полноправного и ответственного хозяина; критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать процесс и т.п.
• Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач. Применительно к уже названной выше теме урока в V классе воспитательная цель в учебном плане может быть выражена так: «Продолжить формирование качеств бережливости и экономии при разметке заготовок из тонколистового металла».
Следует сделать оговорку такого характера. Нельзя предписывать строго определенное время актуализации воспитательных целей на уроке. Довести их до сознания школьников учитель может в тот период урока, который он сочтет приемлемым (в начале или в ходe занятия). Здесь единственный подсказчик — собственный опыт и знание своих учеников.
Развивающие задачи предполагают формирование у школьников профессиональных уменийи навыков. Подразумевается, что атмосфера занятия, целенаправленная совместная деятельность учителя и учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к труду.
Применительно к этому направлению систематической деятельности учителя технологии можно планировать следующее:
• развивать у школьников умение: выделять главное в проблеме..., анализировать,
делать обобщение, выводы,
ставить вопросы,
формулировать задачи,
формулировать ответы,
принимать самостоятельные решения,
контролировать свои действия,
решать проблемные ситуации, задачи,
применять имеющиеся знания на практике и т.п.;
• развивать у учащихся профессиональные интересы;
• содействовать развитию специальных способностей;
• готовить учащихся к сознательному выбору профессии;
• содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности и т.д.).
Применительно к уже упоминавшемуся уроку развивающая цель может быть выражена так: «Продолжить развитие навыков самоконтроля при разметке тонколистового металла».
Вместе с тем необходимо предостеречь молодых преподавателей от неверной трактовки предложенных формулировок.
Например, в плане урока учитель делает запись: «Сформировать осознанную потребность в труде». Понятно, что нет таких педагогических приемов, которые мгновенно возбудили бы у школьников непреодолимую тягу к труду. Только длительный процесс воспитания порождает у будущего члена общества желание овладевать жизненно необходимыми умениями и навыками, формирует понимание того, что высокий уровень трудовой подготовки будет востребован обществом, позволит занять достойное место в нем. Поэтому правильней будет сформулировать цель урока так: «Продолжить формирование осознанной потребности в труде», — хотя бы потому, что обозначается важная цель и стремление преследовать ее от урока к уроку.
Важно также, чтобы учитель трудового обучения уяснил одну доминанту из богатого опыта отечественной системы трудовой подготовки. Опыт показал: трудовое обучение дает большую педагогическую отдачу, если не сводится только к трудовой деятельности детей, а реализуется в виде комплекса различных направлений учебно-воспитательного процесса, объединенных общими целями. Вот почему представляется, что при планировании учебно-воспитательных целей следует более четко их обозначать.
Если цель — образовательная, она должна расширять представления о производственных процессах, современных технологиях, технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым разделам программы.
Если цель — воспитательная, она разумно может воздействовать на мировоззрение школьника, целенаправленно формируя экологические, экономические и другие представления и убеждения будущего члена общества.
Если цель — развивающая, она должна ориентироваться на практическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.
Все организационные аспекты преподавания трудового обучения, во всем многообразии их связей влияют на процесс формирования личности. Начиная с того, насколько методически грамотно организован труд школьников, и кончая тем, насколько целенаправленно сочетается воспитание с обучением. Это еще раз показывает значимость, важность методической подготовленности, профессионализма учителя.