Графическая форма планирования работы методического объединения
Основные направления работы | 1 четверть | II четверть | ||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |||
Заседания МО | Заседание 1 Тема: … | Заседание 1 Тема: … | ||||
Совещания МО | Проведение предметной недели | Результаты олимпиады по трудовому обучению | ||||
Повышение квалификации учителей | Открытый урок Тема: ... Учитель: ... | |||||
Обобщение опыта | Взаимопосещение уроков | |||||
Творческий отчет учителя | ||||||
Выполнение стандарта образования по трудовому обучению | Срез знаний по трудовому обучению | |||||
Самообразование | Составление графика реализации тем по самообразованию | Отчет по теме самообразования учителя | ||||
Работа по совершенствованию кабинета | Подготовка к смотру кабинетов | |||||
Внеклассная работа по предмету | Олимпиады по трудовому обучению | Районный конкурс творчества | ||||
Участие в методической работе школы | Неделя методического мастерства | «Круглый стол» | ||||
Работа со школьной документацией | Знакомство с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях РБ | |||||
Председатель МО (ФИО) | ||||||
На каждом заседании методического объединения ведутся протоколы. Они могут оформляться в тетради или на отдельных листах, которые потом брошюруются в отдельную папку.
Ведет протокол секретарь, выбираемый в методическом объединении, или руководитель методического объединения (если секретарь не выбирается).
Протоколы заседания методического объединения с принятыми решениями являются официальным и отчетным документом.
Примерный образец протокола.
Протокол №
заседания МО учителей эстетико-трудового цикла
Присутствуют:
Отсутствуют:
Повестка дня
1._____________________
2._____________________
3.________
Вопрос 1.
Выступил:_______________________________
Краткое изложение выступления:____________
Решение заседания МО:____________________
Вопрос 2.
Выступил:______ ;________________________
Краткое изложение выступления:____________
Решение заседания МО:____________________
Председатель МО_______________________ (ФИО)
Секретарь МО__________________________ (ФИО)
□ Повышение квалификации путем самообразования
Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность учителя, направленная на достижение определенных образовательных целей: повышение квалификации, удовлетворение общекультурного и профессионального запросов.
Самообразование является связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации, предметного мастерства и расширения кругозора педагога.
Выбор темы самообразования определяется:
• потребностью для учителя;
• уровнем научно-теоретической подготовки и владения практическими умениями и навыками, необходимыми в его педагогической деятельности;
• знанием основ преподавания предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания;
• анализом, выводами внутри школьного контроля за педагогической деятельностью педагога.
Методические темы для самообразования могут быть следующими:
• Использование современных педагогических технологий в педагогической деятельности учителя.
• Современные методы и организационные формы обучения предмету.
• Проектный метод обучения предмету как основа педагогики сотрудничества.
• Использование информационных технологий в обучении предмету.
• Организация и виды самостоятельной деятельности учащихся по предмету как основа развития ключевых компетенций и повышение качества образования.
• Реализация и использование активных форм и методов обучения.
• Воспитательная направленность уроков трудового обучения.
•Использование современных педагогических технологий в индивидуальной педагогической системе учителя.
•Развитие творческих способностей учащихся на уроках.
•Развитие познавательных интересов у учащихся при формировании трудовых навыков.
•Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения.
• Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей.
• Реализация личностно-ориентированного обучения школьников на уроках трудового обучения и другие.
• При затруднениях, возникающих при выборе темы самообразования, следует провести самодиагностику.
Можно воспользоваться критериями оценки деятельности
Критерии оценки деятельности и личности учителя (по В.Г. Быковой)
Пара- метры | Критерии оценки | Само- оценка | ||||
3 балла | 2 балла | 1 балл | ||||
Теория предмета | Глубокое знание не только фундаментальных основ теории предмета, но и сверхпрограммного материала, постоянный поиск и использование нового, умение создавать содержательную основу, выделить главное, использовать межпредметные знания | Достаточные знания в рамках программного материала, уверенное изложение, хорошее ориентирование в содержательной основе, умение применять знания в практической деятельности по предмету | Удовлетворительные знания теории в рамках предметной программы и учебника, однако не может обходиться без планов, конспектов, памяток при изложении, затрудняется в практическом применении знаний | |||
Методика преподавания предмета | Отличное методическое вооружение, богатый арсенал форм, методов и средств, творческое применение методических новинок и идей, тонкое методическое чутье и мастерская педагогическая техника | Уверенное использование основного методического арсенала. Имеется тенденция к освоению новых методик и приемов работы, но чаще методом копирования и воспроизведения | Имеет пробелы в методической подготовке, чаще действует методом «проб и ошибок», слабо владеет научно обоснованным выбором, привержен к стереотипам | |||
Знание теории воспитания | Глубокое знание и творческое применение, отличное ориентирование в новейших исследованиях и передовом опыте | Хорошие знания и тенденции к применению на уровне воспроизведения, повторения, копирования | Удовлетворительные знания, нетворческий подход к применению, консерватизм, негибкость и т. п. | |||
Методика воспитательной работы | Отличное методическое ориентирование, гибкая методическая система, богатый запас форм, методов, средств воспитательного воздействия, методическая самостоятельность, своеобразный методический почерк | Достаточная методическая подготовка, тенденция к методическому совершенствованию в области воспитательной работы | Удовлетворительная методическая подготовка, предпочтение традиционным формам и методам, методический консерватизм | |||
Знание педагогики | Глубокое знание классической и современной педагогики, всех основных ее разделов, богатства педагогического наследия, творчества в динамике и его применение на практике | Хорошие знания и тенденция к применению на уровне воспроизведения, копирования | Удовлетворительные знания, консервативный подход к их применению, слабая ориентация в новых научных достижениях | |||
Знание общей дидактики | Отличное знание классических систем и современной дидактики, умелое применение форм, методов, средств обучения, воспитания и развития, постоянное дидактическое совершенствование | Хорошее знание основ классической и современной дидактики, стремление к пополнению дидактических знаний и умений | Удовлетворительная ориентация в знаниях классической и современной дидактики, посредственное умение применять их на практике, узость дидактического мышления, приверженность стереотипам | |||
Социально-психологическая подготовка | Глубокие и всесторонние знания в области общей, школьной и семейной психологии, психология личности и коллектива, разновозрастной и пр., творческое их применение, постоянное самообразование и самосовершенствование в этой области | Достаточно прочные знания основ общей и школьной психологии, заметная тенденция к их применению | Посредственные знания психологии, пренебрежение к их учету и использованию в практической деятельности | |||
Нравственно-этические качества. Педагогический такь | Наличие «нравственного авторитета» педагога в коллективе, гуманизм, взаимоуважение, доверие, уравновешенность, интеллигентность в отношении с людьми, хорошее владение собой, справедливость и обязательность | Проявление должного такта и уважения к людям, бывают срывы, ошибки, но самокритичен, стремится исправлять ошибки, изменять себя | Неуравновешен в поведении, неустойчив эмоционально, неровен в отношениях с людьми, особенно зависимыми, младшими и т.п., частично несправедлив | |||
Искусство общения, Культура отношений | Контактен, обладает высокими коммуникативными качествами, быстро сходится с людьми, располагает к себе, способен увлечь, повести за собой, умело разрешает конфликтные ситуации, владеет приемами профилактики и предупреждения конфликтов и т.д. | Общителен, при необходимости находит подход к другим людям, проявляет в известных пределах гибкость, способен переломить себя, проявить готовность к улучшению отношений и т.п. | Затрудняется в контактных отношениях и общении с людьми в силу особенностей характера и отсутствия специальной подготовки, прямолинеен, не учитывает личности, возраста, ситуации и т.п. | |||
Культура речи. Ораторское искусство | Высокая культура речи, богатый лексический и словарный запас, умение владеть словом, искусен в «завоевании» аудитории, умеет убеждать словом и вести за собой | Грамотная и насыщенная речь, умело пользуется словом, особенно в малых группах общения, речь в достаточной мере образна, эмоционально насыщенна и убедительна | Удовлетворительная техника речи, невысокий темп речи; культура речи требует совершенствования, речь маловыразительна и малоубедительна, эмоционально бедна | |||
Сформированность основных педагогических умений (в совокупности) | В совершенстве сформированы в совокупности проектировочные, конструктивные, организаторские, контролирующие, аналитические, корректировочные и другие умения и навыки | Чувствуется дисбаланс в сформированности основных умений (одни лучше, другие хуже), недостаточен уровень «школы: учись учиться» | Заметная несформированность важнейших педагогических умений затрудняет квалифицированный педагогический труд, ведет к ошибкам и промахам | |||
Педагогическая техника и НОТ учителя | Совершенное, владение педагогическими приемами и техникой труда, стремление обеспечить педагогический сервис, рациональное использование времени, тенденция к интенсификации труда и т. д. | В достаточной мере владеет техникой демонстрации опыта, эксперимента, использования ТСО, разумно относится ко времени, стремится к улучшению условии труда и т. д. | Весьма удовлетворительное владение педагогической техникой, неумение грамотно распоряжаться ТСО, неумение организовать свой труд, труд учащихся, распределить время | |||
Общая культура и эрудиция, педагогический кругозор | Высокий уровень общей культуры и эрудиции, начитан, ориентируется в моде и новых событиях, хорошо подготовлен в различных областях общественной культуры, эстетики, науки, техники, высокий авторитет в этом отношении у учащихся | Проявляет устойчивый интерес к достояниям и ценностям общечеловеческой культуры и стремится приобщить к ним учащихся, имеет интересные увлечения, педагогический кругозор достаточно широк | Уровень общей культуры и эрудиции невысок, пассивность в эстетическом развитии, отсутствие постоянного стремления к культурному самообогащению, развитию способностей, талантов и т. д. | |||
Воля, самостоятельность, инициативность | Сильная воля, стремление к самостоятельности в решении поставленных задач, инициативен, творческая личность, способен увлечь, подчинить силой примера и убеждения | Проявляет волевые качества в работе, вполне самостоятелен, иногда обращается за помощью, в главном стремится к достижению цели | Не обладает сильной волей, скорее «ведомый», поэтому испытывает трудности в организаторской работе, малоинициативен, нуждается в подталкивании | |||
Эмоциональный тонус Состояние здоровья | Высокий эмоциональный тонус, жизнерадостность, забота о здоровье, занятие спортом, здоровый образ жизни и т. п. | Здоровье удовлетворительное, но стремится к его укреплению, нуждается в поддержке и внимании, эмоционально отзывчив и т. п. | Здоровье и жизненный тонус неустойчивы, не прилагает должных усилий к их повышению | |||
Работа по созданию УМК, оптимальных условий труда, элементов НОТ в учебно-воспитательной деятельности | Проявляет большую заботу, старание и умение в оснащении педагогического процесса, берет на вооружение новую технику, новые средства, все время совершенствуется в этом отношении | Уделяет должное внимание организации труда в и рабочего места, созданию дидактической копилки педагога и ученика, однако делает это без учета требований гигиены, эстетики, дидактики и т. п. | Весьма мало внимания уделяет организации труда и рабочего места, оснащение педагогического процесса бедно, пренебрегает требованиями НОТ | |||
Качество уроков, их соответствие современным требованиям, достижениям науки и ППО, КПД | Полное соответствие новым требованиям, ППО, современным требованиям в сочетании с собственным педагогическим «почерком», высокой КПД | В основном отвечает современным требованиям и ведущим научным достижениям, к применению ППО, новинок (чаще подражание) | Скорее традиционен, с низким КПД, потерями времени, малым нравственным потенциалом | |||
Уровень и качество внеклассной работы по предмету | Тесная взаимосвязь с уроками, направленность на развитие интереса, профориентацию, углубление знаний, массовость и увлеченность, многообразие форм, смекалка и инициативный подход | Хорошо организованная и отлаженная, но в рамках традиционных форм и административных требований | Несистематическая работа с учащимися после уроков, весьма слабая материальная база, формальный подход и т. п. | |||
Нацеленность уроков и внеклассной работы по предмету на формирование прочных и глубоких знаний, умений и навыков на диагностической основе | Опора на принципы интенсивного обучения, глубокое опережающее теоретическое обучение, систематическую практическую тренировку, тематический учет, зачетную систему, диагностику, высокий конечный результат системы уроков | Тенденция к новым методам обучения, новой содержательной основе урока, опора на мотивацию - заметные позитивные изменения в знаниях и умениях учащихся | Приверженность традиционной методике урока - перегрузка домашними заданиями, весьма посредственные знания учащихся, слабый интерес к учебе и предмету | |||
Нацеленность уроков на умственно-психологическое и нравственное развитие учащихся, формирование общеучебных умений и навыков, умений учиться | Высокий идейно-нравственный потенциал уроков и внеклассной работы по предмету, их развивающий характер, планомерное формирование . у учащихся умений учиться вместе с формированием интеллекта | Приложение усилий для организации развивающего обучения, комплексного решения задач обучения, воспитания и развития, заметные позитивные сдвиги в этом отношении на уроках учителя | Явное предпочтение узко дидактическим задачам в ущерб задачам воспитания и особенно задачам общего развития учащихся | |||
Качество воспитательной работы с детьми, работы с родителями. Воспитательный потенциал педагога | Высокая и продуктивная воспитательная активность педагога в классе, в школьном коллективе, на уроке и т.д. Поиск новых подходов, использование новаторских идей и педагогического наследия, комплексный подход к решению воспитательных проблем и т. п. | Отдельные неудачи и промахи в воспитательной работе скорее объясняются несовершенством всей системы воспитательной работы в школе, нежели неумением или пассивностью учителя | Слабые «звенья» в профессиональной подготовке учителя, личная пассивность и некоторые другие факторы не обеспечивают высокопродуктивной воспитательной работы | |||
Отношение педагога к труду, к творческому росту, непрерывному повышению квалификации. Методический вклад педагога | Самоотверженное, творческое отношение к труду (работа прежде всего), любовь к детям, к профессии педагога, уважение к коллективным нормам и самодисциплина, всегда впереди, в творческом поиске, любит учиться, охотно делится с другими, к любому делу подходит с научных позиций, проявляет высокую общественно-методическую активность в школе, районе, области и т.д. | Придерживается порядка и дисциплины в рамках норм и правил, аккуратен, исполнителен, с уважением относится к людям, подхватывает инициативу, стремится не отставать от коллег, участвует в общественно-методической работе, не отказывается от поручений, внедряет новое по мере производственной необходимости | Пожалуй, требует контроля, нуждается в методической помощи, в общественно-методическом отношении пассивен, не проявляет особого интереса к новому, передовому, с недоверием относится к новациям, случаются просчеты в работе. В учебе и самообразовании инертен | |||
Работа по формированию и сплочению коллектива, нормализации микроклимата и взаимоотношений в коллективе | Целенаправленная и профессионально грамотная работа в этом направлении, опора на знания психологии, социологии, медицины, идеи педагогики сотрудничества и коллективного творческого воспитания (КТВ) | Тенденция к применению диагностики, опора на личностный подход и идею КТВ, но мешает формализм, традиционность, отсутствие системы | Несистематические и профессионально безграмотное решение этих вопросов, чаще методом «проб и ошибок», с преобладанием словесных поучений и т.п. | |||
Определив для себя тему самообразования учитель планирует работу по теме. Структура, содержание и время работы зависит от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.
В плане предусматривается подбор литературы, затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение уроков и др.
Далее отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по теме исследования.
Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости - корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления материалов исследования.
Для работы по самообразованию составляется перспективный и индивидуальный план профессионального развития учителя.
Перспективный план (на 3—5 лет)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (ф.И.О.) |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЦЕЛЬ: ЗАДАЧИ: |
№ | Год работы над научно-методической темой | |||||
п/п | Содержание | 20../ 20.. | 20../ 20.. | 20../ 20.. | 20../ 20.. | 20../ 20.. |
Критерии | ||||||
Развитие темы исследования по годам | ||||||
Разработки по новым технологиям | ||||||
Открытые уроки | ||||||
Выступления на научно-практических конференциях | ||||||
Выступления на МО по результатам работы | ||||||
Выступление на МО | ||||||
Участие в педсовете | ||||||
Участие в конкурсе «Учитель года» | ||||||
Подготовка публикаций |
Структура индивидуального плана профессионального развития учителя может быть следующей:
Индивидуальный план профессионального развития УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (ф.И.О.) |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЦЕЛЬ: ЗАДАЧИ: |
1. Изучение психолого-педагогической литературы
Изучаемый материал | Сроки | Форма представления результата | Отчет о выполненной работе |
2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
Что разрабатывает | Сроки | Форма представления результата | Отчет о выполненной работе |
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Тема обобщения опыта | Сроки | Форма представления результата | Отчет о выполненной работе |
4. Участие в системе методической работы
Тема | Сроки | Форма представления результата | Отчет о выполненной работе |
5. Участие на конкурсах в системе повышения квалификации вне школы
Тема | Сроки | Форма представления результата | Отчет о выполненной работе |
Оценка результатов профессионального развития за ___________ учебный год | |
Учителем | |
Руководителем МО | |
Администрацией | |
Цель, задачи и содержание учебного предмета «Трудовое обучение»
Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение» является формирование общетрудовых и технико-технологических знаний, умений, навыков учащихся в современных условиях, готовности к профессиональному самоопределению; освоение опыта общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего социализации личности учащихся.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
– формирование: теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства; навыков безопасных приёмов труда;
– развитие творческих, конструкторских способностей и познава-тельных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;
– воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; формирование ценностного отношения к народному творчеству.