Информативно-целевой анализ.

Информативно-целевой анализ выявляет содержательно-смыс­ловую структуру текста и соотносит ее с замыслом общения, что позволяет обнаружить возможные отклонения в интерпретации тек­ста со стороны других участников общения, т. е. оценить успешность коммуникации.

Трактовка информативности текста.

Информативность текста может рассматриваться с двух позиций.

1) Под информативностью понимается способность текста донести замысел, основные коммуникативные намерения автора до полу­чателя информации. Отсутствие общего замысла означает, что автор не справился с задачей создания текста как единицы обще­ния, не определил цель коммуникации.

2) Под информативностью понимается способность текста быть ис­точником каких-либо сведений, т. е. текст рассматривается как совокупность единиц информации.

Структура текста.

С позиций воплощения замысла автора текст может быть представлен в виде иерархической структуры смысловых блоков, играющих раз­личные роли в передаче коммуникативного намерения. Смысловые блоки, задействованные в передаче коммуникативного намерения ав­тора, состоят из следующих основных элементов текста.

- Основные тезисы-аргументы - некоторые предложения, являю­щиеся опорными для подкрепления цели сообщения; тезисы мо­гут констатировать какие-либо положения рассматриваемой си­туации, выводить постулаты или описывать установки.

- Разъяснения (развертывание) тезиса - предложения, содержа­щие комментарии (например оценку преимуществ и недостат­ков) к выдвинутому тезису.

- Описание или анализ проблемной ситуации, из которой вытека­ет основной тезис.

Элементы содержания текста могут иметь второстепенное значение для развертывания цели сообщения. К второстепенным элементам текста относятся:

- иллюстрации к тезисам, к пояснениям тезиса или оценке ситуации;

- также элементы фона (описания событий, являю­щихся фоном для развития рассматриваемой ситуации).

Информативно-целевой анализ позво­ляет:

- оценить воплощение цели коммуникации, заложенной в тексте;

- определить структуру текста;

- выяснить возможность интерпретаций содержания текста;

- выяснить адекватность восприятия текста;

- осуществить «сжатие» текста для удобства анализа или работы с ним.

Последовательность процедуринформативно-целевого анализа мо­жет быть следующей.

1) Ознакомление с содержанием текста.

2) Выделение из текста предложения (словосочетания) или даже аб­заца, отражающего цель сообщения, его замысел.

Определить цель сообщения помогают такие вопросы:

- Ради чего автором написан данный текст?

- Что именно хотел сказать автор?

Цель сообщения может не иметь четкой формулировки; в этом слу­чае ее необходимо сформулировать своими словами. Оставшаяся часть текста - это общее содержание текста, в рамках которого будут выде­ляться смысловые блоки (элементы текста).

3) Выделение основных элементов в рамках общего содержания.

- Элементы первого уровня представляют собой тезисы-аргу­менты.

Тезисы-аргументы - это элементы текста, которые являются опор­ными для цели сообщения, подкрепляющими ее развитие.

- Элементы второго уровня представляют собой разъяснения к элементам первого уровня.

Для составления структуры текста эти элементы обозначаются А2; при наличии нескольких элементов разъяснения используются индек­сы А, А и т. д.

- Элементы третьего уровня представляют собой описание, ана­лиз или оценку самой проблемы, породившей тезис-аргумент. Для составления структуры текста эти элементы обозначаются А3.

4) Выделение второстепенных элементов в рамках общего содержания.Второстепенные элементы содержания подразделяются на
группы:

- Иллюстрации.

- Дополнительные сведения, имеющие косвенное отношение (фон) к цели сообщения.

Указанные элементы текста могут быть выделены при наличии та­ковых в тексте. Их отсутствие желательно фиксировать, что полезно при сравнении структуры различных текстов.

5) Схематическое изображение выделенных смысловых цепочек
структуры текста
, представлено на рисунке 2.

 

 

 


Рисунок 2 - Схематическое изображение структуры текста

 

6) Определение коэффициента избыточной информативности тек­ста. Для этого необходимо:

- выделить слова, являющиеся необходимыми для достижения цели коммуникации, заложенной в тексте. Как правило, слова являются опорными для изложения содержания и связаны между собой в единую смысловую цепочку;

- пронумеровать выделенные слова;

- подсчитать общее количество слов, использованных в тексте;

- определить коэффициент избыточной информативности тек­ста как частное от деления общего количества слов на выде­ленные опорные слова.

7) Оформление результатов работы в виде отчета.