Информативно-целевой анализ.
Информативно-целевой анализ выявляет содержательно-смысловую структуру текста и соотносит ее с замыслом общения, что позволяет обнаружить возможные отклонения в интерпретации текста со стороны других участников общения, т. е. оценить успешность коммуникации.
Трактовка информативности текста.
Информативность текста может рассматриваться с двух позиций.
1) Под информативностью понимается способность текста донести замысел, основные коммуникативные намерения автора до получателя информации. Отсутствие общего замысла означает, что автор не справился с задачей создания текста как единицы общения, не определил цель коммуникации.
2) Под информативностью понимается способность текста быть источником каких-либо сведений, т. е. текст рассматривается как совокупность единиц информации.
Структура текста.
С позиций воплощения замысла автора текст может быть представлен в виде иерархической структуры смысловых блоков, играющих различные роли в передаче коммуникативного намерения. Смысловые блоки, задействованные в передаче коммуникативного намерения автора, состоят из следующих основных элементов текста.
- Основные тезисы-аргументы - некоторые предложения, являющиеся опорными для подкрепления цели сообщения; тезисы могут констатировать какие-либо положения рассматриваемой ситуации, выводить постулаты или описывать установки.
- Разъяснения (развертывание) тезиса - предложения, содержащие комментарии (например оценку преимуществ и недостатков) к выдвинутому тезису.
- Описание или анализ проблемной ситуации, из которой вытекает основной тезис.
Элементы содержания текста могут иметь второстепенное значение для развертывания цели сообщения. К второстепенным элементам текста относятся:
- иллюстрации к тезисам, к пояснениям тезиса или оценке ситуации;
- также элементы фона (описания событий, являющихся фоном для развития рассматриваемой ситуации).
Информативно-целевой анализ позволяет:
- оценить воплощение цели коммуникации, заложенной в тексте;
- определить структуру текста;
- выяснить возможность интерпретаций содержания текста;
- выяснить адекватность восприятия текста;
- осуществить «сжатие» текста для удобства анализа или работы с ним.
Последовательность процедуринформативно-целевого анализа может быть следующей.
1) Ознакомление с содержанием текста.
2) Выделение из текста предложения (словосочетания) или даже абзаца, отражающего цель сообщения, его замысел.
Определить цель сообщения помогают такие вопросы:
- Ради чего автором написан данный текст?
- Что именно хотел сказать автор?
Цель сообщения может не иметь четкой формулировки; в этом случае ее необходимо сформулировать своими словами. Оставшаяся часть текста - это общее содержание текста, в рамках которого будут выделяться смысловые блоки (элементы текста).
3) Выделение основных элементов в рамках общего содержания.
- Элементы первого уровня представляют собой тезисы-аргументы.
Тезисы-аргументы - это элементы текста, которые являются опорными для цели сообщения, подкрепляющими ее развитие.
- Элементы второго уровня представляют собой разъяснения к элементам первого уровня.
Для составления структуры текста эти элементы обозначаются А2; при наличии нескольких элементов разъяснения используются индексы А2а, А2б и т. д.
- Элементы третьего уровня представляют собой описание, анализ или оценку самой проблемы, породившей тезис-аргумент. Для составления структуры текста эти элементы обозначаются А3.
4) Выделение второстепенных элементов в рамках общего содержания.Второстепенные элементы содержания подразделяются на
группы:
- Иллюстрации.
- Дополнительные сведения, имеющие косвенное отношение (фон) к цели сообщения.
Указанные элементы текста могут быть выделены при наличии таковых в тексте. Их отсутствие желательно фиксировать, что полезно при сравнении структуры различных текстов.
5) Схематическое изображение выделенных смысловых цепочек
структуры текста, представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Схематическое изображение структуры текста
6) Определение коэффициента избыточной информативности текста. Для этого необходимо:
- выделить слова, являющиеся необходимыми для достижения цели коммуникации, заложенной в тексте. Как правило, слова являются опорными для изложения содержания и связаны между собой в единую смысловую цепочку;
- пронумеровать выделенные слова;
- подсчитать общее количество слов, использованных в тексте;
- определить коэффициент избыточной информативности текста как частное от деления общего количества слов на выделенные опорные слова.
7) Оформление результатов работы в виде отчета.