Контент-анализ.
Формализованный анализ.
Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, такой признак, как частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда качественное содержание делается измеримым, становится доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все содержание документа может быть измерено с помощью формальных показателей.
Формализованный, количественный анализ оперирует конкретными, количественно измеряемыми параметрами. Его основным недостатком следует считать неточное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа.
Контент-анализ- формализованный метод сбора данных из вторичных источников и качественно-количественного анализа их содержания.
Проведение контент-анализа основано на следующихпринципах.
1) Принцип формализации - необходимо задать однозначные правила для выявления искомых характеристик содержания.
2) Принцип статистической значимости - интересующие исследователя элементы содержания должны встречаться с достаточной частотой.
Алгоритм проведения контент-анализа состоит из следующих этапов.
1 этап: Постановка задач контент-анализа.
Объектом анализа могут выступать:
- материалы газет и других печатных изданий,
- содержание радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных обращений,
- данные, полученные посредством открытых вопросов анкет или свободных интервью.
Цель исследования - выявление аспектов, касающихся объекта и предмета исследования, которые получили подробное рассмотрение в документах, вышедших в течение некоторого периода времени.
В зависимости от целей исследования можно выделить несколько типов контент-анализа.
Первый тип: подсчет символов (ключевых слов), содержащихся в материалах.
Второй тип: дальнейшая проработка первого - это классификация символов по отношению авторов публикаций к изучаемому объекту (в положительном или отрицательном аспекте).
Третий тип: анализ по элементам содержания - классификация отдельных частей документов по заданным критериям.
Четвертый тип: тематический анализ - выявление явных и скрытых тем публикаций.
Пятый тип: структурный анализ - выявление взаимоотношений различных тем публикаций. Эти отношения могут быть взаимодополняющими, развивающими одну тему, и конфликтными (когда темы работают на взаимно противоположные цели).
Шестой тип: анализ взаимоотношений различных материалов, имеющих общую цель публикаций, кроме вопросов пятого типа контент-анализа, - здесь изучается последовательность появления публикаций и отслеживается динамика характеристик содержания во времени.
2 этап: Определение системы категорий анализа.
Категория контент-анализа - это наиболее общие, ключевые понятия, позволяющие группировать затрагиваемые темы в содержании сообщения в соответствии с выбранной классификацией (например, по проблематике), что позволяет идентифицировать содержание материалов в общем виде. Категория анализа имеет то же назначение, что и вопросы в анкете, т. е. призвана указывать характер получаемых данных.
Требования к процедуре формирования категорий анализа:
- выделенные категории должны охватывать все вопросы исследования, т. е. быть исчерпывающими;
- одни и те же элементы содержания не должны быть отнесены к различным категориям, т. е. категории должны быть взаимоисключающими;
- не должно быть разногласий по поводу отнесения элемента содержания к той или иной категории, т. е. категории должны быть надежными.
3 этап: Определение единицы анализа.
Единица контент-анализа - это элемент содержания, некоторая его смысловая часть, которая раскрывает определенную категорию.
Чтобы определение категории было надежным, необходимо перечислить все единицы анализа или индикаторы их присутствия (признаки наличия определенного элемента содержания). Это могут быть определенные термины, слова, выражения, предложения, имена, темы и т. д. Единицы анализа могут включать в себя оценки отношения (хорошо/ плохо) или оценки эффективности (выгодно/невыгодно) к анализируемым элементам содержания.
4 этап: Выбор количественных и качественных характеристик текста, которые интересуют исследователя для характеристики взаимосвязи содержания с внешними параметрами, данные таблицы 2.
Таблица 2 - Фиксируемые количественные характеристики текста
Наименование характеристики | Единицы измерения |
Общий объем внимания к изучаемой проблеме | а) Абсолютные: число строк, минут. При разработке программы исследования важно добиться стандартизации единиц измерения, поскольку из-за разного размера шрифта текст занимает разный объем. б) Относительные: удельный вес материалов по исследуемой теме к общему объему материалов |
Частота внимания (регулярность) | Количество раз появления материала за определенный период времени. Например, передачи, выходящие в эфир по определенной проблеме один раз в месяц по два часа и один раз в неделю по 30 мин., имеют одинаковый общий объем внимания, однако в первом случае частота составляет 1 раз в месяц, а во втором — 4 раза в месяц |
Место и время | Фиксируются по выходным данным |
Отношение автора (газеты, канала) к передаваемому содержанию | Открыто высказанное автором отношение может содержать: а) абсолютные оценки (например, с использованием слов «благоприятный», «неблагоприятный», «нейтральный», «хорошо», «плохо», «безразлично»); б) относительные оценки («лучше», «равноценно», «хуже») Измерение скрытого отношения осуществляется на основе анализа: а) использования автором определенной лексики, отражающей его отношение; б) отнесение автором события к моральным или аморальным явлениям |
Модальность | Выявляются признаки допущения (утверждения) определенных событий и степень убежденности (уверенности) в отношении высказываемых автором действий, последствий и т.д. В качестве индикаторов используются слова «необходимо», «обязательно», «должен», «разрешается», «запрещено», «желательно», «хотелось бы», «представляется важным» и др. |
Форма отражения события | Прямая форма отражения события – в содержании представлены только факты. Косвенная форма отражения события – в содержании представлены чьи-либо оценочные суждения, описания |
Авторство | Может быть использована такая группировка авторов: мнения простых людей (письма в газету), мнения конкретных людей (бизнесменов, политиков, ученых), официальные документы, редакционные материалы и т.д. |
5 этап: Выбор источников для обследованияпредполагает решение двух вопросов:
- какие это должны быть документы, чтобы наилучшим образом
представить изучаемые характеристики объекта;
- какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об
объекте были достоверными.
Документы оцениваются в соответствии с поставленными задачами на адекватность их предмету исследования.
Адекватность документа определяется исходя из возможности источника отражать интересующие исследователя характеристики объекта.
6 этап: Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа.
На каждую категорию анализа разрабатываются формы, в которых регистрируются заданные параметры содержания. Пример подобной формы приводится на рисунке 1.
|
Рисунок 1 – Таблица сбора данных контент-анализа
7 этап: Разработка инструкций кодировщику, где описывается:
- система правил сбора эмпирических данных,
- пояснения для правильного понимания персоналом процедур регистрации заданных единиц анализа,
- алгоритм действий.
8 этап: Сбор информации.
9 этап: Обработка результатов и их интерпретация.
10 этап: Подготовка отчета.