Построение шкал измерений.
Исследователю недостаточно владеть информацией о знаниях потребителей. Зачастую требуется уточнить — что нравится и что не нравится выбранным респондентам. Эти симпатии и антипатии выражают отношение респондента к предмету исследования. Отношение формируется под воздействием различных факторов, в первую очередь социокультурных и экономических факторов окружающей среды.
В зависимости от того, как получить от респондентов необходимую для шкалирования информацию методы шкалирования делятся надве группы.
1 При сравнительном шкалировании респонденты сравнивают между собой предложенные им объекты.
Например, какой напиток для респондента предпочтительнее: Кока-Кола или Пепси-Кола?
Сравнительная шкала.Параметры сравнительной шкалы задаются парой хорошо известных респондентам объектов (эталонов для сравнения). Респондента просят указать на шкале место третьего объекта. Чем ближе будет отметка объекта к краям шкалы, тем более схож характер отношения к изучаемому объекту с отношением к эталонам. При этом отношение к самим эталонам заранее должно быть выявлено.
Например. «Расположите марку X на шкале согласно вашим представлениям о ее... (вкусовых качествах, надежности, дизайне и т. д.) в сравнении с аналогичными марками», рисунок 6.
Расположите марку йогурта Х на шкале согласно вашим представлениям о ее полезности для здоровья в сравнении с указанными аналогами:
Марка А Марка Б
Рисунок 6 – Пример сравнительной шкалы
2 Несравнительные методы шкалирования дают информацию о положении объектов на интервальной или пропорциональной шкалах. При несравнительном шкалировании респондента просят оценить каждый объект отдельно, например, по шестибалльной шкале.