Качественные методы опроса
Качественные методы опроса - сбор информации, проводимый по специальной слабоструктурированной методике.
Область использования качественных методов опроса:
- выявление глубинных мотивов;
- выявление рациональных и иррациональных причин поведения потребителей;
- выявление восприятия потребителями отдельных объектов. Например, оценка рекламных обращений, изучение имиджа торговых марок, разработка и тестирование новых модификаций товара;
- позволяют получить информацию о стилях жизни и других особенностях поведения людей, что применимо в целях структуризации объектов при сегментировании потребителей;
- могут быть использованы в экспертных исследованиях.
Ограничения качественных методов:
1 наибольшая проблема кроется в интерпретации собранной информации и ее анализе. Результаты беседы с разными респондентами сложно сравнивать;
2 количество опрашиваемых лиц не обязательно удовлетворяет требованию репрезентативности;
3 субъективный характер получаемой информации. Субъективность интерпретации порождает вопросы о надежности и обоснованности полученных результатов;
4 для проведения исследования требуются высококвалифицированные специалисты.
Подробнее мы остановимся на следующих видах качественных методов опроса:фокус-группы;глубинные интервью;анализ протокола;проекционные методы, представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Общая характеристика качественных методов опроса
Метод | Характеристика | Область использования |
Глубинное интервью | Задаются вопросы по определенной теме с целью понять, почему человек ведет себя определенным образом, что он думает по определенной теме, как может обосновать ответы и какие приводит аргументы | Изучение эмоциональных и личностных особенностей потребителей, механизма принятия решений, причин использования товаров, новых идей |
Анализ протокола | Респондент ставится в ситуацию, когда он должен принять решение, в ходе которого описывает факты и аргументы, влияющие на него | Изучение процесса выбора товаров и принятия решения о покупке |
Проекцион-ные методы | Респонденту предлагается выполнить некоторые задания, напрямую не связанные с предметом исследования: проводятся ассоциативные беседы, предлагается закончить фразу или рисунок, войти в роль одного из участников ситуации или вспомнить некоторые давно прошедшие события своей жизни | Выяснение эмоциональных реакций или ассоциаций на определенные названия, события, действия; изучение ценностей, скрытой реакции человека на предлагаемую роль, факторов, определяющих поведение |
Фокус-группа | Организуется дискуссия в группе респондентов на заданную тему | Поиск идей, изучение запросов, мотивов, отношений, ценностей |
Групповые качественные методы сбора информации.
1) Обсуждающие группы для выяснения характеристик объекта исследования. Численность участников групп, как правило, ограничивается (6 - 12 человек):
- метод номинальных групп может быть реализован по двум сценариям. В соответствии с первым вариантом сценария результаты индивидуальных интервью одних участников обсуждаются другими участниками. Чаще всего этот вариант используется в случае невозможности собрать вместе всех участников группы (например, экспертов или известных людей). При втором варианте участники собираются вместе, но отвечают на вопросы по одному, без непосредственного взаимодействия друг с другом;
- адаптационные группы ориентированы на выявление значимости для потребителей атрибутов товара, связанных с его социальной или потребительской ценностью, и факторов, формирующих отношение к тому или иному товару, явлению. Чаще всего применяются для изучения отношения к престижным товарам.
2) Созидательные группы для коллективного генерирования идей или коллективной разработки решения:
- расширенные креативные группы используются для анализа характеристик тестируемого товара, формирования рекламной стратегии. Технология получения информации — выполнение группой различных проективных заданий с их последующим обсуждением;
- группы «мозгового штурма», где основой стал известный метод «мозгового штурма», полезны во многих областях деятельности (для решения научно-технических, управленческих, политических, творческих задач). Метод реализуется в два этапа: на первом этапе выдвигаются идеи, на втором этапе, как правило, через несколько дней, производится их анализ и критика;
- дискуссия в синектических группах нацелена на выработку группового решения. В них принимает участие не менее 10 человек. Ведущие представляют различные точки зрения по теме дискуссии, постепенно включаются остальные участники; могут применяться специальные техники. Метод чаще всего полезен при анализе характеристик тестируемого продукта, выборе рекламной стратегии, создании рекламных конструктов;
- дельфи-группы предназначены для генерирования прогнозов в социально-экономической и политической сферах, основанных на коллективном мнении экспертов. Метод Дельфи опирается на генерирование предположений, их обобщение и выделение ключевых позиций, далее материалы передаются для последующего обсуждения. Процедура повторяется либо до достижения единой точки зрения, либо до отсутствия дальнейших изменений в индивидуальных прогнозах;
- группы конфликта в отличие от фокус-групп специально подбираются из таких участников, чьи точки зрения и стиль ведения дискуссии конфликтны, поэтому при наборе участников отсутствует принцип гомогенности. Область применения — для сопоставления различных стилей жизни, взглядов, мнений, выработки новых идей, решения конфликтных ситуаций.