Тема 12. Анализ и управление затратами и себестоимостью

1. Основное содержание и задачи анализа себестоимости.

 

Себестоимость товарной продукции – затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Она служит базой соизмерения расходов с доходами и выступает важным фактором увеличения финансовых результатов. Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия.

Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Это видно из формулы:

П = РП – С,

где П – прибыль,

РП – выручка от продажи продукции,

С – себестоимость реализованной продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

- полная себестоимость товарной продукции в целом, по элементам затрат, статьям калькуляции,

- затраты на рубль товарной продукции,

- себестоимость отдельных изделий, отдельные статьи затрат.

 

Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

- выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

- объективная оценка выполнения плана по себестоимости, ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;

- обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

- содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия, виды продукции.

Основные источники информации:

- отчетные данные,

- данные бухгалтерского учета: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств,

- соответствующие ведомости, журналы-ордера, в необходимых случаях первичные документы;

- плановые (сметные, нормативные данные о затратах на производство и реализацию продукции).

Содержание анализа себестоимости включает в себя:

- анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения,

- анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости 1 рубля товарной продукции,

- анализ структуры затрат, ее динамики,

- анализ себестоимости продукции по статьям,

- факторный анализ себестоимости продукции по статьям,

- выявление резервов снижения себестоимости.

Факторная модель общей суммы затрат (Зобщ.):

Зобщ. = S (VВПобщ. * УДi * Зперем.i) + Зпост.

где VВПобщ. – объем выпуска продукции в целом по предприятию,

УДi – структура продукции,

Зперем.i – уровень переменных затрат на единицу продукции,

Зпост. – сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

Себестоимость промышленной продукции (работ, услуг) планируется и учитывается по калькуляционным статьям затрат.

В ходе анализа необходимо проверить выполнение плана по затратам в целом, установить причины экономии или перерасхода по каждой статье расходов, выявить резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Анализ состава, структуры и динамики затрат, формирующих себестоимость продукции:

Таблица

Анализ затрат на производство продукции

Элементы затрат Затраты по плану руб. Затраты по факту руб. Отклон. от плана в руб. Уд. вес по плану (%) Уд. вес по факту (%) Отклон. от плана, %
Материальные затраты            
Заработная плата            
Отчисления на социальное страхование            
Амортизация основных средств            
Прочие расходы            
Полная себестоимость в т.ч. переменные расходы постоянные расходы