Тема 4. Анализ в системе маркетинга

Рис. 3. Экономический анализ в процессе разработки

основных управленческих решений

 

 


Рис. 4. Взаимосвязь основных групп показателей

производственно-хозяйственной деятельности.

 

- степень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования, длительность производственного цикла и ритмичность производства, уровень организации производства и управления;

- наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

- уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы.

- природные условия (это обстоятельство играет важную роль в ряде отраслей народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве и добывающей промышленности).

 

От всех этих условий производства зависит степень использования производственных ресурсов: средств труда (3), предметов труда (4) и самого живого труда (5). Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в таких показателях как фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда.

Эффективность использования производственных ресурсов, в свою очередь, проявляется в трех измерениях: в объеме и качестве произведенной и реализованной продукции (6), в величине потребления или затрат ресурсов на производство (7), в величине примененных ресурсов (8), то есть авансированных для хозяйственной деятельности основных и оборотных средств.

Сопоставление показателей объема продукции и себестоимости характеризует величину прибыли и рентабельности продукции (9), а также затраты на 1 рубль продукции. Сопоставление показателей объема продукции, авансированных основных и оборотных средств характеризует воспроизводство и оборачиваемость капитала (10), то есть фондоотдачу основных производственных фондов и оборачиваемость оборотных средств. Полученные показатели, в свою очередь, в совокупности определяют уровень рентабельности хозяйственной деятельности (11). Уровень общей рентабельности в числителе формулы отражает не только прибыль от реализации продукции, но и другие финансовые результаты.

От выполнения плана по прибыли и в целом финансового плана, с одной стороны, и от оборачиваемости оборотных средств, с другой, зависят финансовое состояние и платежеспособность хозрасчетного предприятия (12).

Такова общая принципиальная схема формирования экономических и финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, экономический анализ играет важную роль в разработке и мониторинге основных плановых показателей деятельности, так как воздействует на повышение эффективности хозяйствования, приведение в действие резервов роста производительности труда, повышение качества продукции, снижение ее себестоимости, улучшение всех показателей производственно-хозяйственной деятельности отраслей, производственных объединений и предприятий.

1. Основное содержание и задачи маркетингового анализа.

Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:

- изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства, реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

- анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;

- оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;

- разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;

- оценка эффективности производства и сбыта продукции.

С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.

Основная цель маркетингового анализа — изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то, соответственно, уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.