Тема 1. Экономический анализ как база принятия управленческих решений
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АНАЛИЗ
КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система.- Алматы: Гылым, 2000
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория, Юрист-М.1997г.
3. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. М 1992г.
4. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с анг. СПб. 1992
5. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург, 1999г.
6. Курс экономической теории. Алматы, Университет «Кайнар». 1994г.
7. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по Основым экономической теории. М., 1995г.
8. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег.М.1973.
9. Куликов Л.М. Основы экономических знаний. МЛ 1997г.
10. Курс экономической теории./Под. Ред. Сидоровича А.В.МЛ 1997г.
11. Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2-х т./Пер. санг.М.1992г.
12. Маркс К. Капитал. соб.соч. 1983г.
13. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. МЛ 1999г.
14. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т. МЛ 1996г.
15. Общая экономическая теория. Под ред. проф. Шеденова У.К. Алматы-Актобе, 2002.
16. Назарбаев Н.А. Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года (Казахстан – 2030). – Алматы: 1997
17. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ -0 ДАНА, 2001
18. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М., 2002
19. Экономическая теория: Учебник для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: 3-е издание. – СПб: СПБГУЭФ, Питер, 2000
20. Амбарцумова, Стерликов Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Часть 1,2,3. Киров «Вятка»1994г.
21. Иохин В.Я «Экономическая теория» Москва, 2000г.
22. Курс экономической теории. Учебник под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров: «АСА», 2002г.
23. Райымкулулы С. и др. «Типовая программа по курсу Экономическая теория» для студентов вузов. Шымкент, 2004г.
24. Соколов Б.И. Экономическая теория. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002 г.
25. Самуэльсон П. Экономика. МЛ 1994г.
26. Экономическая теория: Практикум /под ред. Н.И.Базылева, Л.В. Воробьевой. 2-ое изд., перераб. И доп. – Минск: БГЭУ, 2000.
27. Рахметулина Ж.Б. Учебное пособие по дисциплине «Основы экономической теории». Шымкент, 2010 г.
28. Ресурсы Интернет: портал: www.ukgu.kz.
Составители: ст. преп. Мауленбердиева Г.А., преподаватель Умарова Г.Х.
Подписано в печать ___.___.12.
Формат бумаги 60-84 1/16. Бумага писчая.
Печать Riso. Объём 1,5 п.л. Тираж 50 экз. Заказ №
Издание Южно-Казахстанского государственного университета им. М.О. Ауезова.
Издательский центр ЮКГУ им. М.О. Ауезова, г. Шымкент, пр. Тауке хана 5.
|
1. Предмет и задачи курса.
Анализ(от греческого слова «разделено») – это разложение изучаемого объекта на части или составляющие для изучения их как части целого.
Экономический анализ – это одна из специальных наук, представляющих систему знаний, связанную:
· с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи;
· с обоснованием и оценкой выполнения бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;
· с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
· с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития;
· с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
· с обобщением опыта и с принятием правильных оптимальных управленческих решений.
Объекты экономического анализа – это результаты финансово-экономической деятельности предприятия.
Предмет экономического анализа – это причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.
Цель экономического анализа – повышение эффективности деятельности предприятия и поиск резервов такого повышения.
Задачи экономического анализа:
- оценка достигнутого уровня развития предприятия;
- обоснование заданий бизнес-плана на основе данных анализа;
- выявление причин и факторов, как положительных, так и отрицательных, повлиявших на достигнутый уровень предприятия;
- обобщение и выводы по итогам проведенного анализа, конкретные рекомендации в плане использования выявленных резервов и повышения эффективности производства и финансовой устойчивости.
2. Роль и значение комплексного экономического анализа в управлении.
Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако, одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие – работают менее успешно. Результат зависит не только от правильно выбранного вида деятельности, наличия достаточного количества ресурсов, но от грамотного управления имеющимися ресурсами.
В широком смысле управление означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое, в соответствии с заданными целями.
Управление в узком смысле представляет собой конкретные способы (методы) воздействия на объект управления для достижения конкретной цели. Управление осуществляется на основе различных форм и методов воздействия на объект управления.
Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования управленческих решений. Управление как процесс (процессный подход).
3. Содержание и последовательность проведения финансового и управленческого анализа. Проблемы их проведения.
В рыночной экономике система бухгалтерского учета в масштабе предприятия подразделяется на финансовый учет и управленческий учет. Соответственно анализ хозяйственной деятельности также можно подразделить на финансовый и управленческий анализ. Но такое разделение несколько условно, так как оба вида анализа взаимосвязаны, дополняют друг друга информацией.
Данные финансового анализа используют внешние пользователи для оценки инвестиционной привлекательности и доходности предприятия.
Управленческий анализ направлен на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия. Информация, полученная в процессе проведения управленческого анализа, является внутренней.
Сущность управленческого анализа состоит в информационном обеспечении для принятия управленческого решения. Для этой цели необходимо использовать как производственные, так и финансовые показатели, т.е. управленческий анализ использует внешнюю финансовую отчетность (бухгалтерскую), необходимую для принятия партнерами предприятия решений, связанных с деятельностью предприятия.
В содержание внешнего финансового и внутреннего управленческого анализа входит комплексный экономический анализ деятельности предприятия (КЭАХД).
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
- множественность субъектов (пользователей) анализа;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
- ориентация анализа только на публичную внешнюю отчетность предприятия;
- ограниченность задач;
- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Особенностями управленческого анализа являются:
- ориентация результатов анализа на свое руководство;
- использование всех источников информации для анализа;
- отсутствие регламентации анализа со стороны;
- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Источником внешнего финансового анализа является годовая и квартальная отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, приложение к бух. балансу). Внутрихозяйственный анализ использует в качестве источника информации, кроме данных отчетности, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию
В условиях рынка и нестабильности, когда высок риск банкротства фирм, значение экономического анализа трудно переоценить, так как качественно проведенный анализ позволяет иметь объективную информацию собственникам и лицам, заинтересованным в деятельности данной фирмы.
Объективность оценки финансового состояния предприятия обеспечивается аудиторской проверкой и качеством проведенного анализа.
В процессе проведения экономического анализа можно столкнуться с некоторыми проблемами, вызванными особенностямироссийской экономики и сложившейся практики анализа, в частности:
- отсутствие глубины анализа, то есть сведение результатов, тенденций, улучшения или ухудшения, отсутствие рекомендаций в силу низкой квалификации специалистов, проводящих анализ;
- отсутствие объективной информации для проведения анализа (искажение данных);
- расчет и поверхностное использование избыточного количества финансовых коэффициентов;
- невозможность проведения сравнительного анализа деятельности российских предприятий из-за отсутствия адекватной нормативной базы и средне-отраслевых показателей;
- инфляция и необходимость расчета сопоставимых цен.
Для решения названных проблем необходимо: обеспечить единую нормативную базу коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятий; совершенствование правил бухгалтерского учета и методов оценки рыночной стоимости акций компаний.