Управление микроклиматом в салоне
Электрооборудование системы кондиционирования воздуха.Под кондиционированием понимают подогрев и охлаждение воздуха, а также удаление из него влаги. Достигается это направлением воздушных потоков, циркулирующих в салоне, через теплообменники — нагреватели и охладители, которые часто располагаются в одном корпусе.
Система управления кондиционером должна обеспечивать заданную температуру в салоне. Регулируется температура на основе данных о внешней температуре, интенсивности солнечного излучения и температуре воздуха в салоне.
Привод компрессора 11 (рис.6.6) кондиционера осуществляется от двигателя внутреннего сгорания и реже от электродвигателя.
Рис. 6.6.Схема принципа действия автомобильного кондиционера:
1 и 5 — заслонки впускного и выпускного окон; 2 — испаритель; 3 — подогреватель; 4— заслонка воздушного смесителя; 6— салон автомобиля; 7— мембрана выпускного окна; 8— водяной клапан; 9— силовой сервомеханизм; 10— потенциометр; 11 — компрессор; 12 — электровентилятор; S1 — выключатель; S2 — задатчик режима; D1, D3—D5 — датчики температуры соответственно воздуха в салоне, двигателя, наружного воздуха и испарителя; D2 — датчик интенсивности солнечного излучения; ЭБУ — электронный блок управления
С помощью компрессора сжатый хладагент (хладон) перекачивается в испаритель 2. Здесь поглощается теплота из окружающего воздуха, который с помощью электровентилятора продувается через радиатор испарителя. Газообразный хладон из испарителя, через систему вспомогательных аппаратов возвращается на вход компрессора.
При автоматическом управлении кондиционером электронный блок управления ЭБУ получает информацию от термисторных датчиков: температуры воздуха (D1) в салоне; интенсивности солнечного излучения (D2); температуры двигателя (D3); температуры наружного воздуха (D4); температуры испарителя (D5). Иногда для определения интенсивности солнечного излучения используют фотодиоды. В зависимости от выбранного с помощью переключателя режима работы силовой исполнительный механизм управляет заслонками 4 воздушного смесителя, частотой вращения вентилятора, заслонками впускного и выпускного отверстий в салон автомобиля. Воздушная заслонка смесителя устанавливается в нужное положение следящей системой автоматического регулирования с отрицательной обратной связью.
Для этого текущая позиция установки контролируется потенциометрическим датчиком 10 обратной связи.
Регулирование температуры обеспечивается следующим образом. Прежде всего впускное отверстие переключается на поступление воздуха из атмосферы или из салона. Затем одновременно с охлаждением этого воздуха в теплообменнике при помощи охладителя (испарителя) 2 происходят конденсация и удаление из него влаги. Охлажденный и обезвоженный воздух частично (в зависимости от степени открытия заслонки воздушного смесителя 4) вновь нагревается, проходя через нагреватель, а частично в охлажденном виде, минуя нагреватель, поступает в камеру смесителя.
Подогретый и охлажденный потоки, смешиваясь в камере смесителя, приобретают соответствующую температуру и поступают через выпускное отверстие в салон, обеспечивая заданную температуру.
Библиографический список рекомендуемой литературы
Основная