Датчики и исполнительные механизмы
За последние десять лет модули электронного управления претерпели существенное развитие. Коробка 4L60-E компании «Дженерал Моторс» является примером высокого уровня сложности современных трансмиссий. Различные входные устройства этой коробки и ее работа совместно с модулями МУТ/МУКП (модуль управления трансмиссией/модуль управления коробкой передач) описаны ниже.
Работа электронно-переключаемой трансмиссии зависит от точности и оперативности принятия решения модулем МУТ/МУКП. На pис. 4.4 указаны основные датчики, посылающие сигналы на вход модуля МУТ коробки 4L60-E, и основные выходные устройства, управляемые этим модулем.
Рис. 4.4. Система электронного управления коробки 4L60-E - входные и выходные устройства.
Перечисленные входные и выходные устройства имеются также во многих других управляемых электроникой трансмиссиях.
а) Входные устройства
Датчик оборотов коленчатого вала двигателя. Обороты коленчатого вала двигателя используются модулем МУТ для управления трансмиссией. В коробке 41,60-Е обороты определяются электромагнитным датчиком модуля зажигания.
Датчик положения дроссельной заслонки (ТР — throttle position). Измеряет степень открытия дроссельной заслонки и указывает нагрузку на двигатель.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя(ЕСТ — engine coolant temperature). Температура двигателя измеряется при помощи термистора, то есть резистора, который изменяет свою величин} в зависимости от температуры. Модуль МУТ использует эту информацию для определения возможности срабатывания муфты гидротрансформатора при прогреве двигателя. Во многих трансмиссиях это значение используется также для регулирования давления в линии.
Датчик температуры трансмиссионной жидкости (TFT -transmission fluid temperature). Модуль МУТ использует этот сигнал для управления муфтой гидротрансформатора и обеспечения плавности переключения передач. Для измерения температуры жидкости используется термистор.
Датчик давления жидкости. Сообщает модулю МУТ о наличии и об отсутствии давления жидкости в гидравлическом контуре. Он может быть объединен с другими датчиками, образующими узел датчиков давления жидкости. Узел датчиков давления сообщает модулю МУТ, какой из диапазонов передач выбран.
Во многих трансмиссиях используются механические датчики-переключатели, работающие от рычага селектора. Часто вне коробки передач устанавливается датчик положения рычага селектора (MLPS — manual lever position switch). Компания «Крайслер» использует датчик положения рычага механического клапана (MVLPS), установленный внутри коробки передач.
Датчик положения рычага селектора (MLPS — manual lever position
switch) — механический датчик-переключатель, обычно останавливаемыйвне коробки передач и информирующий модуль МУТ/МУКП о том, какой диапазон передач выбран водителем.
Тормозной переключатель.Он нормально замкнут, когда педаль тормоза отпущена. Когда педаль нажата, переключатель размыкается и разрывает цепь подачи электрического сигнала к модулю МУТ для управления ТСС.
Датчик барометрического/абсолютного давления в коллекторе (MAP). Измерение высоты над уровнем моря, или барометрического давления производится датчиком MAP еще до включения двигателя. Этот сигнал используется модулем МУТ для управления двигателем и коробкой передач.
Датчик работы кондиционера. Сигнал» поступающий от датчика, расположенного на муфте кондиционера, необходим для управления трансмиссией. Когда кондиционер включен, к ведущему валу коробки передач подается меньший крутящий момент.
Датчик работы системы круиз-контроль. Сигнал от модуля круиз-контроля сообщает модулю МУТ о том, что водитель выбрал режим круиз-контроля. Модуль МУТ адаптирует стратегию переключения передач к имеющимся условиям.
Датчик оборотов ведомого вала коробки передач (OSS— output speed sensor) датчик скорости автомобиля (VSS — vehicle speed sensor). Установленный на картере коробки передач и/или раздаточной коробки, датчик оборотов ведомого вала коробки передач (OSS) определяет обороты ведомого вала и скорость автомобиля. Датчики OSS и VSS. так же как и датчик ведущего вала коробки передач (используется в большинстве трансмиссий), работают по принципу генератора импульсов.
Датчик оборотов ведомого вала коробки передач (OSS — output speed sensor). Определяет обороты ведомого вала коробки передач, необходимые для выбора правильного момента переключения, и может быть использован модулем ТСС для расчета степени проскальзывания; часто называется датчиком скорости автомобиля (VSS).
Импульсный генератор представляет собой электромагнитное устройство, подключенное к двухпроводной линии и служащее для считывания частоты вращения. В зависимости от вида системы электронного управления, используемой для управления двигателем и коробкой передач, в трансмиссии может быть один или два датчика скорости. Два датчика используются для считывания оборотов ведущего и ведомого валов.
Датчик включения пониженной передачи и полноприводных автомобилях. Сообщает модулю МУТ о том, что водитель произвел переключение на пониженную передачу при помощи рычага раздаточной коробки. Этот сигнал дополняет сигнал от датчика скорости автомобиля, указывая на то, что при расчете скорости следует учесть дополнительную редукцию шестерен.
б) Выходные устройства коробки 4L60-E
Соленоиды переключения 1-2-й и 2-3-й передач. Соленоиды переключения 1-2-й и 2-3-й передач управляют перемещением клапана переключения.
Соленоиды переключения имеют четыре комбинации ВКЛ. и ВЫКЛ. и обеспечивают перемещение клапанов, необходимое для включения четырех передних передач. Моменты переключения на повышающие и понижающие передачи контролируются модулем МУТ. На принятие решение модулем МУТ оказывают влияние входные сигналы от следующих датчиков: скорости автомобиля» включения пониженной передачи в полноприводных автомобилях, положения дроссельной заслонки, PSA, TFT, барометрического давления и включения системы круиз-контроль.
Соленоид управления давлением (PCS). Закрепленный на корпусе клапанов соленоид управляет давлением в линии путем перемещения внутреннего регулирующего клапана против давления пружины. Проходящая через соленоидный клапан жидкость воздействует на клапан подъема давления (клапан «наддува»), расположенный в основании главного регулирующего клапана.
Модуль МУТ регулирует давление в линии в соответствии с нагрузкой на двигатель. При изменении тока, протекающего к PCS, давление в линии повышается. Малый ток величиной 0,1 А соответствует высокому давлению, при увеличении тока до 1,1 А давление в линии существенно понижается. Соленоид работает в циклическом режиме и в соответствии с величиной протекающего тока.
Модуль МУТ рассчитывает величину посылаемого к соленоиду PCS тока для управления плавностью переключения. Датчик положения дроссельной заслонки является важным звеном в цепи. На процесс принятия решения модулем МУТ воздействуют сигналы от следующих датчиков: скорости автомобиля, включения пониженной передачи в полноприводных автомобилях, положения дроссельной заслонки, PSA, TFT, оборотов коленчатого вал<1, барометрического давление, включения кондиционера.
Соленоид управления переключением 3-2-й передач. Этот соленоид отвечает за управление переключением с 3-й передачи на 2-ю. Он расположен в корпусе клапанов и управляет моментом отпускания фрикциона 3-4-й передач и срабатыванием тормозной ленты 2-4-й.
Модуль МУТ управляет цепями соленоидов путем замыкания их на «массу». Для подачи управляющих импульсов на соленоид управления переключением 3-2-й передач модуль МУТ использует сигналы от трех датчиков: скорости автомобиля, ТРТ и включения кондиционера.
Соленоид муфты гидротрансформатора (ТСС —torque converter clutch). При отсутствии тока соленоидный клапан муфты гидротрансформатора работает как клапан сброса давления. При переходе в положение ВКЛ., по команде от модуля МУТ, соленоид закрывает клапан и давление поднимается, заставляя муфту гидротрансформатора срабатывать.
Для управления соленоидом ТСС модуль МУТ оценивает различные входные сигналы: от датчика скорости автомобиля, датчика включения пониженной передачи в полноприводных автомобилях датчика положения дроссельной заслонки, датчика PSA, датчика TFT, датчика оборотов коленчатого вала, датчика барометрического давления, датчика ЕСТ, датчика включения кондиционера и тормозного переключателя.
Штекер обмена данными (DLC). Штекер DLC, расположен в салоне автомобиля, под приборной панелью слева. К нему может быть подсоединен диагностический прибор (сканер) для считывания с модуля МУТ данных и диагностических кодов неисправностей (DTCs).