Комплексные системы управления двигателем
Продолжение. Тема № 3. ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
Содержание
Продолжение. Тема № 3. ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
Лекция № 6
План
3.4. Комплексные системы управления двигателем
На автомобилях, кроме микропроцессорных систем управления зажиганием и ЭПХХ, применяются и комплексные системы управления зажиганием и впрыскиванием топлива. Принципиально эти системы работают следующим образом. С датчиков, встроенных в двигатель, снимается информация о режиме работы двигателя: частота вращения коленчатого вала, положение коленчатого вала по углу поворота, абсолютное давление во впускном трубопроводе, положение дроссельной заслонки, температура охлаждающей жидкости, температура воздуха. Эти сигналы интерфейсом блока управления преобразуются из аналоговой формы в цифровую. Затем эти сигналы в цифровой форме поступают в процессор, где они после соответствующей обработки сравниваются со значениями, заложенными в памяти блока управления. Процессор выдает регулирующий сигнал на исполнительные устройства. Для системы зажигания - это транзисторный коммутатор, для системы впрыскивания топлива - форсунки (основные и пусковые) и электробензонасос.
Блок управления 90.3761 (рис 3.18) двигателя ЗМЗ-4024.10 содержит: аналого-цифровые преобразователи давления во впускном трубопроводе (АЦПРк); температуры воздуха (АЦПТВ); температуры охлаждающей жидкости (АЦПТЖ); преобразователь аналогового сигнала датчика положения дроссельной заслонки и изменения скорости открытия и закрытия дроссельной заслонки (ДД); компаратор включения стартера; преобразователь сигналов датчиков начала отсчета (ДНО) и угловых импульсов (ДУИ); вторичный источник питания (ВИП); устройство управления впрыском; устройство управления пусковой форсункой; устройство управления реле бензонасоса (УРБН); устройство управления углом опережения зажигания (УУОЗ); интерфейс вывода; устройство разделения каналов впрыскивания; коммутатор пусковой форсунки; коммутатор реле электробензонасоса (ЭБН); выходной каскад углаопережения зажигания (УОЗ) и разделения каналов зажигания (РК).
Блок управления 90.3761 обеспечивает: включение экономайзера при углах открытия дроссельной заслонки более 70±5° за счет увеличения длительности впрыскивания топлива на 23 %; управление пусковой форсункой при включении стартера и температуре охлаждающей жидкости менее 20°С; управление реле электробензонасоса (включение реле на 2 с) при включенном зажигании и неработающем двигателе; постоянное включение реле при частоте вращения коленчатого вала двигателя более 300 мин-1; отключение реле при частоте вращения вала менее 300 мин-1.
Рис. 3.18. Структурная схема блока управления 90.3761 комплексной системы управления двигателем
Одновременное управление впрыскиванием топлива и опережением зажигания обеспечивает система «Motronic», в которую могут быть включены различные системы впрыскивания, например, «KE-Jetronic», «L-Jetronic» и др. Структурная схема системы «Motronic» приведена на рис. 3.19.
Состав горючей смеси и угла опережения зажигания с учетомусловий работы двигателя оптимизирует микропроцессорный блок управления. Система «Motronic» также выполняет функции ЭПХХ.
Для управления углом опережения зажигания в блок управления 4 (рис. 3.20) подаются импульсы от датчиков 7 и 12 частоты вращения и положения коленчатого вала двигателя. Обработка информации от датчиков осуществляется в течение одного оборота коленчатого вала. Блок управления выбирает промежуточное значение из двух ближайших точек каждой программы и подает сигналы, управляющие подачей топлива и углом опережения зажигания. В запоминающем устройстве блока управления заложены оптимальные характеристики как для установившихся, так и для неустановившихся режимов работы двигателя.
Рис. 3.19. Структурная схема комплексной системы управления двигателем «Мotronic»
Рис. 3.20. Система зажигания в комплексной системе управления двигателем «Motronic»
:
а - схема системы зажигания; б - датчик частоты вращения и положения коленчатого вала; 1 - выключатель зажигания; 2 - катушка зажигания; 3 - распределитель; 4 - блок управления комплексной системы; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - постоянный магнит; 7 - датчик частоты вращения вала; 8 - картер маховика; 9 - обмотка датчика; 10 - венец маховика; 11 - штырь указателя положения вала; 12 - датчик положения коленчатого вала.
Взаимосвязанное управление впрыскиванием топлива и зажиганием средствами электроники позволяет в большей степени приблизить программу управления углом опережения зажигания к оптимальной (рис. 3.24).
Количество впрыскиваемого топлива устанавливается блоком управления с учетом информации от датчиков, измеряющих объем и температуру воздуха на впуске, частоту вращения коленчатого вала, нагрузку двигателя и температуру охлаждающей жидкости. Основным из этих параметров, от которых зависит дозирование впрыскиваемого топлива, является расход воздуха.
Рис. 3.24. Диаграммы углов опережения зажигания для различных систем управления:
а - микропроцессорной системы зажигания; б - системы с центробежно-вакуумным автоматом
Схема системы управления двигателем «Motronic 1.1-1.3» приведена на рис. 3.25.
Рис. 3.25. Комплексная система управления двигателем «Motronic 1.1-1.3»:
1 - топливный бак; 2 - топливный насос; 3 - топливный фильтр; 4 - регулятор давления топлива; 5 - катушка зажигания; 6 - измеритель расхода воздуха; 7 - форсунка; 8 - распределитель зажигания; 9 - выключатель (потенциометр) дроссельной заслонки; 10 - контроллер; 11 - поворотный регулятор холостого хода; 12 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 13 - датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя; 14 - адсорбер с активированным углем; 15 - клапан вентиляции;16 – реле включения топливного насоса