Электронные системы зажигания
Продолжение. Тема № 2. СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
Содержание
Продолжение. Тема № 2. СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
Лекция №3
Рис. 2.4. Схема контактно-транзисторной системы зажигания
с коммутатором ТК 102:
1 - аккумуляторная батарея; 2, 3 - контакты выключателя зажигания; 4,5- добавочные резисторы; 6- коммутатор; 7 – прерыватель
Характеристики контактно-транзисторной системы аналогичны контактной, за исключением того, что снижения вторичного напряжения на низких частотах вращения кулачка не происходит. Импульсный трансформатор Т в схеме ускоряет запирание транзистора, цепь VD1, VD2 защищает транзистор от перенапряжений, а конденсатор С2 - от случайных импульсов напряжения по цепи питания. Конденсатор С1 способствует уменьшению коммутационных потерь в транзисторе. Добавочный резистор 4 закорачивается при пуске двигателя.
Срок службы контактов прерывателя в контактно-транзисторной системе больше, чем в контактной, так как базовый ток, коммутируемый ими, невелик. Однако механический износ прерывательного механизма, влияние вибраций на работу контактов в системе не устранены. В настоящее время выпускаются различные электронные блоки, улучшающие работу контактной системы зажигания и фактически превращающие ее в контактно-транзисторную (ТАНДЕМ-2, БУЗ-06, ОКТАН-1, ЭРУОЗ и др.).
План
2.3. Электронные системы зажигания
2.3.1. Бесконтактные системы зажигания с нерегулируемым временем накопления энергии
2.3.2. Система зажигания с регулированием времени
накопления энергии
2.3.3. Микропроцессорные системы зажигания
В электронных системах зажигания контактный прерыватель заменен бесконтактными датчиками. В качестве датчиков используются оптоэлектронные датчики, датчики Виганда, но наиболее часто магнитоэлектрические датчики (МЭД) и датчики Холла (ДХ).
МЭД бывают генераторного (рис. 2.5, а) и коммутаторного (рис. 2.5, б) типов.
Рис. 2.5. Датчики бесконтактной системы зажигания:
а - магнитоэлектрический генераторный с когтеобразным статором; б - магнитоэлектрический коммутаторного типа; в - датчик Холла; 1 - катушка; 2,3 - клювообразные половины статора; 4 - магнит; 5, 6 - клювообразные половины ротора; 7 - приводная втулка; 8 - зубчатый ротор; 9 - зубчатый статор; 10 - экран (шторки); 11- чувствительный элемент датчика Холла; 12 – микросхема
В генераторном датчике вращается постоянный магнит, помещенный внутрь клювообразного магнитопровода. При этом в катушке, надетой на свой клюво-образный магнитопровод, наводится ЭДС. В МЭД коммутаторного типа вращается зубчатый ротор из магнитомягкого материала, а магнит неподвижен. ЭДС в катушке наводится за счет изменения величины ее магнитного потока при совпадении и расхождении выступов статора и ротора. Недостатком МЭД является зависимость величины выходного сигнала от частоты вращения, а также значительная величина индуктивности катушки, вызывающая запаздывание в прохождении сигнала.
От этих недостатков избавлен датчик Холла. Особенность состоит в том, что ЭДС, снимаемая с двух граней его чувствительного элемента, пропорциональна произведению силы тока, подводимого к двум другим граням, на величину индукции магнитного поля, пронизывающего датчик. В реальных системах магнитное поле создается неподвижным магнитом, который отделен от датчика магнитомягким экраном с прорезями (рис. 2.5, в). Если между магнитом и чувствительным элементом попадает стальной выступ, магнитный поток им шунтируется и на датчик не попадает, ЭДС на выходе чувствительного элемента отсутствует. Прорезь беспрепятственно пропускает магнитный поток, и на выходе элемента появляется ЭДС. Обычно датчик Холла совмещают с микросхемой, стабилизирующей ток его питания и усиливающей выходной сигнал. В реальном датчике эта схема инвертирует сигнал, т.е. напряжение на его выходе появляется, когда выступ экрана проходит мимо чувствительного элемента.
Наиболее простой в схемном и функциональном исполнении является бесконтактная система зажигания с нерегулируемым временем накопления энергии.